Безмятежность ogg что это
Безмятежность: что это такое, как проявляется, как достичь
В современном мире люди находятся в постоянном движении, стремятся к получению ярких эмоций, впечатлений. Но со временем подобная активность и яркость попросту утомляет человека, и это все надоедает. Ключ к спасению от этого изматывающего ритма жизни кроется в достижении состояния безмятежности. В этой статье мы разберемся: что такое безмятежность, как она проявляется, и как приблизиться к её достижению.
Что такое безмятежность?
Безмятежность – особое состояние души человека, которое характеризует максимальное спокойствие, созерцательный взгляд на мир, а также принятие его. При этом данное состояние характеризуется уравновешенностью, невозмутимостью и полной удовлетворенностью имеющимся положением, смирением перед обстоятельствами и проблемами. Как результат, человек демонстрирует любовь ко всему окружающему.
Если рассмотреть само слово «безмятежность», то становится понятно, что оно подразумевает отсутствие какого-либо мятежа, то есть, принятие окружающего мира и его особенностей такими, какими они есть на самом деле. В результате человек получает удовлетворенность от текущего ведения дел. Безмятежность не означает замкнутость в себе, наоборот, максимальное спокойствие и гармонию с окружающим миром и людьми в нем.
Разумеется, рождение подобного глубокого внутреннего спокойствия требует понимания объективных причин формирования текущих проблем и неприятностей, способность видеть не только проблемы, но и новые открывающиеся возможности. Это уникальное состояние разума, благодаря которому человек получает возможность извлекать выгоду из всего происходящего, даже если ситуация изначально кажется строго негативной. Ключ заключается в том, что все негативные моменты можно воспринимать как неотъемлемую часть этого мира.
Безмятежность помогает преодолевать самые сложные ситуации в жизни человека. Формирование этого состояния требуется полного осознания причин страданий, но, что более важно, их положительных и негативных сторон, что позволяет сделать соответствующие выводы.
Как проявляется безмятежность?
Для конкретной личности состояние безмятежности характеризуется полной уравновешенностью в реакции на все происходящие события, а также сохранение спокойствия и невозмутимости во время возникновения внезапных, даже негативных изменений. Человек полностью принимает формирующуюся вокруг него обстановку, со всеми ее негативными и положительными проявлениями.
Безмятежность может быть похожа и на смирение, что делает ее крайне полезной во время затруднительных моментов жизни человека. Человек учится радоваться каждому мгновению собственной жизни.
Благодаря безмятежности человек избавляется от излишнего беспокойства, в результате он получает возможность полностью и искренне радоваться жизни. Благодаря безмятежности в отношениях формируется больше доверия и спокойствия, у партнеров формируются возможности для одиночного и совместного личностного развития без потери гармоничных отношений.
Положительное влияние безмятежности
Безмятежность – полезный аргумент для того, чтобы наладить коммуникацию с собственными близкими. Благодаря тому, что вы сможете увидеть общую картину мира, осознавая важность каждого его мгновения, вы сможете значительно лучше бороться со всеми проявлениями его несправедливости. Благодаря сохранению спокойствия человек сможет достичь значительно большего успеха в собственной жизни, а самоконтроль позволит найти подход по отношению ко всем другим людям, позволит преодолеть предубеждения и раздражение.
Стоит отметить, что регулярные попытки «поймать» безмятежное состояние позволят отлично справляться с эмоциональным переживанием и стрессами. Главное, что можно выделить из жизни всех безмятежных людей – постоянное ощущение полноты, радости и благодарности. При этом безмятежность позволяет расслабиться не только вам, но и всем людям, которые вас окружают.
Главная проблема всех людей, которые лишены безмятежности – постоянный поток негатива, что приводит к нарастающей напряженности, злости и неудовлетворенности. В подобном состоянии крайне сложно вести какую-либо деятельность. При этом невозможно добиться поставленных целей, если все время находиться в состоянии стресса, испытывая проблемы с любыми проблемами и неожиданностями. На самом деле значительно более счастливым является тот человек, которому меньше надо, который не устраивает постоянные мятежи и конфликты.
Как достичь безмятежности?
Один из самых простых способов достижения чувства безмятежности — оказаться в комфортной и благоприятной обстановке. Для некоторых людей – это вершина горы, открывающая невообразимый и великолепный вид на зеленую долину или бирюзовое море. Спокойствие и безмятежность также могут охватывать человека в тот момент, когда он осознает величие и красоту окружающего его мира.
Однако, для достижения безмятежности необязательно лезть на гору, достаточно научиться осознавать прелести окружающего мира и найти мир внутри самого себя. К примеру, подобное чувство можно испытывать и в переполненном вагоне метро, не прибегая к каким-либо сложным техникам и приемам. В этом и заключается великолепие безмятежности, которая не требует достижения каких-то бесконечных вершин — необходимо просто проявить больше чувствительности и восприимчивости по отношению к окружающему миру. Все те, кто научатся анализировать происходящую вокруг них ситуацию, а также смогут понять, сколько прекрасного происходит в их повседневной жизни, рано или поздно почувствуют безмятежность.
Также на пути к достижению безмятежности можно совместить приятное с полезным, и приблизить это ощущения благодаря внедрению нескольких полезных привычек:
Кроме того, важный шаг на пути к безмятежности — найти решение собственных проблем и конфликтов, которые тревожат вас в жизни. Если вы все время на подсознательном уровне находитесь в тревожном состоянии, то безмятежности будет достичь крайне трудно. Это приводит к постоянному напряжению, потере сил и вкусов в жизни. Если это состояние затягивается, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.
Заключение
Безмятежность является состоянием глубокого внутреннего спокойствия, которое формируется сугубо из понимания объективных причин происходящих вокруг человека событий. Здесь крайне важно осознавать все возможности, которые появляются с этими событиями. В таком случае человек обучается получать пользу даже из негативных ситуаций.
Для развития безмятежности следует сконцентрироваться на собственной ориентации на позитив, подобное состояние требуется поддерживать в течение всего дня. В результате вы сможете побороть напряженность и научиться радоваться без особых причин.
Безмятежность
Безмятежность – это одновременно и термин, обозначающий личностные качества, варианты эмоционального самоощущения и способ построения социальных контактов. Некоторые сравнивают данное понятие с отрешённой гармонией, когда не терзают мирские проблемы, но при этом присутствует полная открытость миру для взаимодействия. По переживаемому спектру, чувство безмятежности относится к положительным, его можно сравнить с слегка приглушённой радостью, гармоничным спокойствием и понимаем единства мира. Относительно личностных черт представляет собой способность приводить мысли в такое состояние, когда приоритетом является покой и ничто не может внести напряжение в существование и принятие решения.
Гармония и безмятежность являются близкими понятиями на том уровне, что абстрагированы от внешнего воздействия, когда сторонние внешние факторы могут повлиять на решения или эмоции человека. Безмятежные люди руководствуются исключительно сигналами о необходимости чего-то, исходящими из собственного внутреннего ощущения, при этом находясь в контакте с внешним миром. Это не социопаты или эгоцентрики, замечающие только свои потребности, а наоборот, личности, понимающие и учитывающие социальные процессы и потребности окружающих, но не позволяющие чужому мнению становиться руководящим, определяющим.
Что это такое
Значение слова безмятежность можно понимать так: отсутствие мятежности внутреннего состояния, спокойное состояние души, принятие внешнего мира в первоначальном состоянии без попыток его изменить или подстроить под собственное мировоззрение.
Чувство безмятежности переживается личностью, как сочетание уравновешенности в принятии решений и реакции на внешние происходящие события, невозмутимостью от внезапных или неприятных изменений. Кроме пребывания в текущем моменте характерно ещё полное его принятие, даже с тяготами и неприятностями – мир таков и принимается человеком полностью.
Это похоже на смирение, что даёт внутреннюю силу пережить тяжелые времена, лишения, страдания и не пасть духом, а продолжать радоваться каждой данной минуте.
Такое внутреннее глубокое спокойствие рождается из понимания объективных причин возникновения недовольства или неприятностей, способности увидеть их не только как следствие, но также как новые возможности. Это такое уникальное состояние ума, когда человек способен извлекать выгоду, опыт или возможности для развития даже, когда ситуация кажется критически негативной. Весь секрет в том, что мир воспринимается полностью, где негативные моменты являются частью больших целостных процессов.
Безмятежность исключает лишнее беспокойство, и человек может искренне и полностью радоваться жизни. Чувство безмятежности в отношениях дарит больше доверия и спокойствия, пара получает пространство для личностного развития каждого, при этом оставаясь вместе в гармоничных отношениях. Возможность радоваться не только каждому дню, но и любимому человеку больше доступна безмятежным людям, а высокий уровень принятия окружающих заставляет их меньше напрягаться в попытках изменить мир.
Люди, лишённые безмятежности постоянно ищут что-то негативное в окружающих или событиях, их мышление просто ориентировано на постоянное напряжённое выискивание вранья, подвохов, негативных последствий явных или не очень. Потребность в постоянном удовлетворении своих желаний не достижима при беспокойстве, поскольку, чем больше желаний возникает, тем больше находится проблем для их реализации. В действительности больше счастлив тот, кому меньше необходимо, кто не устраивает мятежи относительно чувств окружающих, их поведения и не нуждается в определённых тепличных условиях счастья.
Умение большую часть времени находиться в безмятежности приводит к тому, что это становится не только эмоциональным переживанием, но превращается в личностную черту. Из того, что описывают безмятежные люди о своём проживании жизни можно выделить основное – ощущение полноты, радости и благодарности, переходящей в состояние благости.
Изначальный уровень удовлетворённости напрямую влияет на то, как быстро и какого максимума человек может достичь в переживании счастья. Так вот из стартового состояния безмятежности до переживания инсайтов, захватывающих вдохновений и огромного счастья довольно близко, как по временным промежуткам, так и по энергетическим затратам. Именно поэтому с такими людьми приятно находиться и в них легче влюбляются, ведь лёгкость восприятия мира передаётся окружающим, а для того, чтобы порадовать иногда достаточно приветствия.
Безмятежность внутри позволяет расслабиться и людям вокруг, предоставляя им полное пространство для того, чтобы быть самими собой и ощущать принятие окружающих.
Как добиться безмятежности
Поскольку безмятежность является одним из редчайших качеств и состояний с отсутствующими негативными сторонами, возникает необходимость развития такой способности. Все хотят обладать состоянием, предоставляющим человеку положительные моменты не только в плане развития его, как личности, но также проживания каждого дня, налаживания социального взаимодействия и даже профессиональной жизни. Для этого существует множество способов от довольно простых, до тех, где необходима перестройка собственной личности.
Наиболее простым и быстрым вариантом достижения безмятежности является изменение обстановки на располагающую к этому. Необходимо снизить стресс, изолировать себя от шумных улиц и вечно звонящих телефонов, выключить интернет, чтобы перестали приходить сообщения во всевозможные месседжеры.
Проще почувствовать принятие мира и полюбить его, когда вы смотрите на красивый пейзаж или закат, слушаете красивую музыку, пьёте любимый напиток, и при этом над вами не нависают дедлайны, вопросы детей и постоянные звонки заказчиков. Для того чтобы минимизировать мятежи окружающего пространства можно начинать обустраивать свой тихий уголок, где царит гармония или выделять определённое время, когда вы будете находиться вне зоны доступа для всего раздражающего, требующего корректировки или выбивающего из душевного равновесия.
Определите, что наиболее важно вам – внешнее пространства, где можно расслабиться или же возможность получить кусочек своего времени в любом месте (т.е. время) и начинайте понемногу обеспечивать себе это.
Несмотря на то, что безмятежность подразумевает полное принятие мира, она одновременно требует свободы от него. Это значит, что необходимо минимизировать воздействие окружающих посылов на собственную психику. Сюда относятся манипуляции близких и рекламные акции, попытки внушить идею потребления и снизить восприимчивость к внутриличностным мотивам. Именно поэтому необходимы практики периодического уединения, для того, чтобы получить возможность почувствовать счастье просто от факта своего существования, а не от того, что диктуется в качестве потребностей внешним миром. Некоторым для этого помогают медитации, причём не важно, как именно они проходят – дома в уединении под приятную музыку, на берегу водоёма под голос диктора или на групповых занятиях по медитации, йоге, дыхательным практикам или же другой терапии.
Одним из вариантов медитативного состояния является молитва и многие другие духовные практики, где происходит сосредоточение на высших вещах и внутреннем состоянии, а восприятие своего эго становится не столь критичным и отодвигается, что в итоге дает ощущение единства.
Чтобы развивать безмятежность стоит развивать и собственную ориентацию на позитив, причём делать это необходимо в течение всего дня. Мир полон прекрасных моментов – пролетающая бабочка, дети за игрой; старушка, кормящая котов; влюбленный, спешащий на свидание. Наблюдение за непосредственными и счастливыми людьми убирает собственную напряженность и позволяет проявить радость без особой причины. Тут полезно в качестве примера взять детей, чаще наблюдать за ними в процессе игры или просто на улицах и тогда огромная мудрость маленьких человечков станет доступна – радоваться и проявлять искренний интерес к миру, без тревог и личной выгоды.
Из внутренних особенностей необходимо сменять позицию деятеля на позицию наблюдателя. Для этого можно сесть на лавочку и просто впитывать в себя всё, что происходит, останавливая каждую попытку вмешаться, поправить или помочь. Мир не изменится глобально, но вы потеряете состояние наслаждения, при этом ещё и нагрузите себя ненужной работой. Пробуйте отпускать ситуацию и становиться только зрителем, хотя бы полчаса в день, присаживаясь в сквере по пути с работы домой.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
МР3 vs. OGG: аудиофильское сравнение
Еще совсем недавно МР3 был де-факто ведущим (а по сути — единственным) стандартом сжатия аудиозаписей с потерями. Но время не стоит на месте.
Огромная популярность формата MP3 вполне объяснима. Ведь в действительности только он мог передать достаточно достоверную звуковую картину при кодировании с большой скоростью потока (bitrate), и в то же время при низкой скорости потока качество получаемых файлов было практически недосягаемо для тех немногих кодеров, которые попытались бросить вызов МР3. Единственную достойную попытку нарушить сложившуюся монополию предприняла компания Microsoft. Но появившийся в результате этого формат WMA попал в аутсайдеры. Помимо того что качество оказалось гораздо хуже по сравнению с МР3, максимальная скорость потока была ограничена 160 кбит/с (складывается впечатление, что ограничение было введено просто чтобы избежать позора, поскольку при высоких значениях этого параметра кодер, мягко говоря, не блистал). Позже барьер подняли до 192 кбит/с, но положения вещей это не изменило. Правда, Microsoft не собирается бросать свое детище. Формат WMA все время совершенствуется, но до всеобщего признания ему пока очень далеко.
МР3 доминировал довольно долго, пока в один прекрасный день Fraunhofer IIS, владелец прав на стандарт, не измененил условий лицензирования. Если раньше платить должны были только разработчики кодеров, то теперь планировалось брать по 0,75 долл. с каждого распространяемого экземпляра декодера. Общественность пришла в негодование, и через несколько дней появилось уточнение: платить обязаны только разработчики платных программ, а бесплатно распространяемых декодеров — плееров — нововведение не касается.
МР3 — это сокращение от MPEG Layer3. Формат разработан Институтом Фраунгофера (Fraunhofer IIS) и фирмой Thomson. На сегодняшний день он является самым популярным стандартом сжатия аудио с потерями. Благодаря высокой компактности сжатых файлов при достаточно хорошем качестве этот формат прекрасно подходит для обмена аудиоинформацией через Сеть и создания большой фонотеки на компьютере. Огромная популярность формата сосредоточила вокруг него крупный капитал.
Для МР3 написано множество программ: кодеры и декодеры, плееры и программы для создания фонотек на компьютере. Появились и аппаратные МР3-плееры.
Все вышеперечисленное играет на руку МР3, затрудняя массовый переход на новый, более продвинутый формат (если такой появится). Обстоятельства располагают к тому, что, перефразируя слова вождя мирового пролетариата, МР3 — это всерьез и надолго.
OGG Vorbis
Формат OGG Vorbis — относительно новый стандарт сжатия по сравнению с МР3. Он распространяется по лицензии LGPL, т. е. абсолютно бесплатно, а исходные тексты — как модуля кодирования, так и самого кодировщика — полностью открыты и доступны всем желающим. Разработчик формата — некоммерческая (по официальным заявлениям) организация Xiph Org Foundation, она же осуществляет его поддержку. Первоначально инициатором и спонсором проекта была компания iCast, которая занималась трансляцией музыки через Сеть в формате МР3. По условиям патентных соглашений 2% ее прибыли принадлежали обладателю патента на стандарт МР3. Поэтому переход на открытый формат сулил iCast существенную экономию. Правда, потом компания распалась, но ее деньги не были потрачены напрасно.
Помимо открытости исходного кода следует отметить многоплатформность OGG. Кодировщик совместим почти со всеми имеющимися операционными системами.
По утверждениям разработчиков OGG, в этом стандарте использована собственная психоакустическая модель (хотя злые языки намекают, что она «позаимствована» у Fraunhofer IIS). Между прочим, создание психоакустической модели требует очень серьезных исследований особенностей человеческого слуха. Но не будем вдаваться в подробности. Для нас главное — определить, пригоден ли OGG для сжатия аудио или лучше использовать более привычный МР3.
Участники, на старт!
OggdropXPd. Формат OGG будет представлять последняя (на день тестирования) версия кодировщика, OggdropXPd 1.1, взятая с сайта разработчика. После загрузки выяснилось, что обновлений кодера не было с июля 2002 г., о чем свидетельствует окно About. Сама программа занимает всего 250 Кбайт и является по совместительству и кодером, и декодером — проигрывателем.
После ее запуска на Рабочем столе появляется небольшой квадратик с надписью «Drop Files Here» и изображением маленькой рыбки с выпученными глазами (рис. 1).
|
Рис. 1. Похоже, что интерфейс программы «слишком гениален» (в смысле — слишком прост) |
Использовать программу просто. Достаточно перетащить нужный файл в это окошко, а дальше OggdropXPd сам решит, что с ним делать. Вернее, не сам, а поступит в соответствии с предварительно заданными настройками. Если перетащить в окошко файл в формате wav, то кодировщик создаст сжатый OGG-файл. А если перетащить туда OGG-файл, то в зависимости от настроек либо будет создан несжатый файл wav, либо запустится проигрывание сжатого файла. Во время всех операций рыбка забавно поворачивается.
Излишней сложностью и большим количеством настроек кодировщик OggdropXPd никого не испугает — просто укажите нужную скорость потока (рис. 2). Однако допускаю, что не всем понравится метод перетаскивания файлов, реализованный в OggdropXPd.
|
Рис. 2. Вот и все настройки |
Lame. Для работы с форматом МР3 существует огромное количество кодеров, основанных на различных психоакустических моделях. Всего можно выделить три наиболее распространенных направления.
Во-первых, это ныне не развивающаяся линейка кодеров производства XingTech с далеко не лучшим качеством кодирования. Во-вторых, существует довольно много кодеров, основанных на открытом коде ISO, но ни один из них не получил широкого распространения. В-третьих, это кодеры Fraunhofer IIS, разработчика МР3, которые и по сей день входят в число самых качественных.
Потом появился проект под названием Lame. Его разработчики слегка модифицировали стандарт МР3, ловко обойдя тем самым необходимость патентных отчислений. В результате появилась база для еще одного полностью открытого кодера. Lame, так же как и OGG, является полностью открытым. Исходные тексты тоже доступны всем желающим.
Сегодня Lame стал общепризнанным лидером среди кодеров МР3. На момент написания статьи последней версией была Lame 3.93. В распакованном виде программа занимает 550 Кбайт — примерно в 2 раза больше, чем OggdropXPd.
Сначала кодер отпугнул пользователей отсутствием интерфейса. Чтобы воспользоваться программой, придется вспомнить старые добрые времена DOS. Все операции осуществляются через командную строку. Так же вводятся и многочисленные параметры кодирования. Поклонники UNIX, думаю, будут в восторге.
Остальным предлагаю загрузить дополнительно одну из множества графических оболочек, написанных независимыми разработчиками. Я выбрал наиболее удобную оболочку RazorLame (рис. 3).
|
Рис. 3. Теперь Lame имеет весьма приятный вид |
Достаточно распаковать архив с программой, поместив ее в папку, где располагается Lame, и запустить файл RazorLame.exe.
Огорчил один довольно серьезный недостаток, с которым мне пришлось столкнуться в ходе экспериментов. Кодер постоянно выдавал сообщения об ошибке при попытке кодировать с переменной скоростью потока. Остальное прошло вполне гладко.
Как происходило тестирование
Часто при тестировании форматов сжатия проверяется не столько само качество звучания, сколько соответствие спектрограмм между закодированным файлом и оригиналом. Хотя такой анализ и достаточно показателен, играть в игру «найдите 10 отличий» при исследовании звуковых стандартов я считаю некорректным. Звук надо слушать, а не смотреть. Тем более что состав моей аудиосистемы располагает именно к этому.
Для сравнения было отобрано несколько композиций различных музыкальных направлений.
Все аудиозаписи были переписаны со звуковых CD с помощью программы Nero, одной из наиболее качественных в своем классе. Файлы, сжатые в формате МР3, проигрывались плеером Media Player 7, построенном на ядре Fraunhofer, о достоинствах которого я уже упоминал. Чтобы исключить влияние внешних факторов, файлы OGG воспроизводились «родным» для формата проигрывателем OggdropXPd, хотя его функции весьма ограничены.
При этом использовалась «народная» звуковая плата Sound Blaster Live! 5.1, причем сигнал снимался не с фронтального выхода, который сильно испорчен встроенным усилителем для наушников, а с более качественного тылового. Далее сигнал поступал в усилитель «Одиссей-001» (рис. 4), точнее, в корпус от него. Схема же этого устройства была практически полностью переработана.
|
Рис. 4. Внутри корпуса в стиле ретро 1978 г. выпуска скрывается очень солидное устройство. Не смущайтесь обилием кнопочек и регуляторов. Ничего не работает — зато и звук не портит |
В тесте была использована самодельная трехполосная акустическая система, которую автор-разработчик причисляет к классу «ультра Hi-Fi».
В качестве высокочастотного звена в ней использованы самые лучшие пищали из всех когда-либо производившихся на территории СССР и РФ — 10ГДВ92. А также среднечастотные динамики известной западной фирмы Delco и 10ГД30Б — в качестве низкочастотного звена. Для сравнения: в испытаниях вся эта конструкция достаточно уверенно обошла набор из колонок JBL, усилителя NAD и CD-проигрывателя Pioneer общей стоимостью около 40 тыс. руб. Правда, слабым местом в моей системе оказалась звуковая плата Sound Blaster Live!, после замены которой на стационарный CD-проигрыватель ситуация коренным образом изменилась и самодельная акустическая система не оставила дорогостоящему набору ни единого шанса. К сожалению, при тестировании пришлось довольствоваться звуковой платой.
500 кбит/с
В данной номинации OGG выступает в гордом одиночестве. Только он поддерживает сжатие с такой высокой скоростью потока. И так как соревноваться здесь не с кем, то OGG была дана возможность проявить свои лучшие стороны (а может, и показать недоработки). Кодер OggdropXPd рекомендует сжимать звук переменной скоростью потока. Так и поступим.
После шестиминутного (на Pentium-166 ММХ) кодирования файл продолжительностью в 3,5 мин стал занимать в формате OGG в 3 раза меньше дискового пространства (11 Мбайт вместо 35). Прослушивание показало, что OGG оказался на высоте. При субъективном тестировании мой требовательный слух не заметил подмены, не выявив никакого отличия от оригинала. При сжатии остальных записей картина аналогичная. Низкие, средние и, что особенно приятно, высокие частоты остались в полном объеме и ничуть не изменились. OGG продемонстрировал, что избавлен от недоработок и готов соперничать с МР3.
320 кбит/с
C OGG все понятно. Достаточно изменить скорость потока, и можно приступать к кодированию. Сжатие при скорости потока в 320 кбит/с заняло примерно столько же времени, сколько и при 500 кбит/с. А вот Lame помимо скорости потока просит указать еще и тип стереозаписи. Но единственным способом сохранить приемлемое качество является использование режима Stereo.
Попытка применения переменной скорости потока (Variable Bitrate) провалилась из-за ошибки кодера. Пришлось довольствоваться постоянной скоростью потока (Constant Bitrate).
В среднем кодирование в формате МР3 заняло на 15% меньше времени, чем кодирование в OGG, а полученные файлы оказались на 5% легче, что можно записать в актив Lame.
В ходе прослушивания оба формата показали себя с наилучшей стороны. Единственная претензия к ним — верхние частоты стали немного жестче. Но никакого их «завала» не наблюдалось. В остальном сжатые записи были почти идентичны оригиналам. Можно смело поставить обоим кодерам по пятерке. Посмотрим, что будет дальше.
256 кбит/с
Здесь, как и в предыдущем случае, ситуация почти не изменилась. В формате OGG звук по-прежнему сжимается дольше, а получаемые файлы занимают больше места. При данной скорости потока качество сжатых файлов начало отдаляться от оригинала. Но пока отличия минимальны. У OGG немного «размазался» дальний план. У МР3 верхние частоты стали еще более жесткими, а сам звук — несколько суше. На мой взгляд, при такой высокой скорости потока более детальная, но сухая картина у MP3 несколько предпочтительней, нежели «размазанность» OGG.
192 кбит/с
При данной скорости потока качество сжатых файлов уже довольно сильно отличается от оригинала, но у каждого кодера по-своему. Складывается ощущение, что Lame пытается сохранить достоверность звучания любой ценой. Но потока не хватает, и поэтому инструменты и голос звучат немного резко и неприятно. Высокие частоты также жестковаты. А вот запись в формате OGG звучит приятнее, хотя детальности нет и верхние частоты «размазываются».
Я не смог определить, какой из кодеров в данном случае лучше. Хотя оба формата звучат по-разному, их качество полностью соответствует скорости потока. Если выбирать, исходя из предпочтений большей детальности и достоверности, то оптимальным будет MP3, а если из приятности звучания, то OGG.
160 кбит/с
От качества кодирования при этой скорости потока зависит очень многое. Сейчас стандарт 160 кбит/с выступает в роли альтернативы самому распространенному формату 128 кбит/с. Хотя популярность первого еще не столь велика, но все больше МР3-порталов предлагают записи именно в этом формате, поскольку он представляет собой компромисс между маленьким размером получаемого файла и приемлемым качеством.
При прослушивании сжатых файлов стала ясна общая картина приоритетов кодеров. Формат OGG обеспечивает максимально выраженные средние частоты, практически не ухудшая звучание голоса и основных инструментов, расположенных на переднем плане, но почти полностью исчез задний. Верхние частоты остаются неизменными, если их мощность высока, а при относительно тихом звучании самый верхний диапазон «срезается». Поэтому тарелки на заднем плане теряют звонкость и сливаются с общим фоном (вернее, задним планом, который стал фоном).
На первый взгляд, МР3 звучит несколько хуже. При сохранении большего числа подробностей звучания звук стал несколько грубоват. Но радует хорошее отношение Lame к самым верхним частотам.
В обоих форматах стереопанорама довольно сильно размылась, хотя при прослушивании колонок по отдельности звучание уступает оригиналу не особенно сильно.
128 кбит/с
Оказалось, что разницы в 20% между значениями скорости потока 160 кбит/с и 128 кбит/с кодерам хватило, чтобы полностью исказить звуковую картину. Если раньше отличия между оригиналом и сжатым файлом были хотя и заметны, но не критичны, то теперь от композиций просто ничего не осталось.
Кодер ОggdropXPd как всегда достаточно хорошо сжал звуки голоса и ведущих инструментов. Но дальний план «размазался» полностью и стал напоминать даже не фон, а шум. Высокие частоты почти все сохранились, но так «размазались», что непонятно, какой инструмент их воспроизводит. Кроме того, стало несколько меньше басов.
Кодер Lame сохранил дальний план, но все инструменты теперь зазвучали «синтезаторно» и бедно. Басы остались, однако несколько размылись. Появилось ощущение, будто играет не акустическая система с мощным низкочастотным звеном, а средне- и высокочастотные сателлиты с рассогласованным по фазе сабвуфером. Композиция «Металлики» превратилась в какую-то кашу. Высокие частоты обрезались предположительно (на слух) на 15—16 кГц и перестали восприниматься.
Оба кодера следует признать несостоятельными при скорости потока 128 кбит/с. И выбрать между ними очень сложно из-за разности характера звучания. Пожалуй, OGG предпочтительнее благодаря более внятному и приятному переднему плану.
Так что же лучше?
Даже после длительного прослушивания определить победителя оказалось довольно сложно. Оба кодера проявили себя очень достойно, доказав, что применение сжатия с потерями вполне обосновано. Качество звуковой платы Sound Blaster Live! не позволило достоверно оценить оба формата при высокой скорости потока. А при низком значении этого параметра звучание аудиозаписей, сжатых в Lame и в OggdropXPd, весьма сильно различается.
Качество аудио, обеспечиваемое обоими форматами при одинаковой скорости потока, вполне сопоставимо. Значит, обе технологии неплохо отработаны, и серьезных изменений в лучшую сторону ожидать не приходится (вероятно, до тех пор, пока не придумают более совершенное решение).
Если предположить, что сжатые файлы с высокой скоростью потока (от 256 кбит/с) будут использоваться на компьютерной акустической системе среднего уровня (имеются в виду компьютерные деревянные стереоколонки известных производителей в ценовой категории 60—120 долл.) и на звуковых платах класса Sound Blaster Live!, то здесь предпочтительней выглядит МР3.
Но при использовании акустических систем низшей ценовой категории и сжатии с относительно низкой скоростью потока (порядка 160 кбит/с) формат OGG уходит несколько вперед, поскольку передача голоса и инструментов переднего плана наиболее важна, а неразборчивость дальнего плана не будет заметна благодаря качеству самих колонок.
Для подтверждения этой гипотезы был проделан эксперимент с использованием дешевых компьютерных колонок. Как и следовало ожидать, разница между CD и МР3 начала ощущаться только при скорости потока 160 кбит/с. Записи же формата OGG от оригинала не отличались даже при скорости потока 128 кбит/с. Это подтверждает мнение, что форматы «заточены» не под особенности человеческого слуха, а под недостатки акустической системы.
Помимо всего прочего, осталось впечатление, что OggdropXPd обогащает (или портит) звук гармоническими искажениями четных порядков, как при применении ламповой техники, которая звучит несколько приятнее транзисторной именно из-за этого. Скорее всего, такое ощущение возникло на фоне «сухости» звука в формате МР3 при низкой скорости потока.
Но какой формат использовать, решать все равно вам. Мне остается только заметить, что у МР3 появился очень сильный конкурент, достойный всяческого внимания.
С автором можно связаться по e-mail: shoker@xakep.ru.
Кодирование в формате МР3
Процесс кодирования звука в формате МР3 можно условно разбить на четыре основных этапа.
Подготовка к кодированию. На этом этапе исходный сигнал разбивается на отдельные блоки, которые принято называть фреймами. МР3 — потоковый формат. Он представляет собой поток абсолютно независимых друг от друга фреймов, и все операции далее происходят с каждым фреймом отдельно. Фреймы даже могут кодироваться с различными параметрами в пределах одного файла. Для этого каждый фрейм содержит в себе заголовок с описанием и нужной информацией. Будучи разделенными, они объединяются в единое целое только на этапе воспроизведения декодированного сигнала.
Преобразование функции. Как известно, звук является сложной функцией, представляющей собой суперпозицию простейших синусоид. Звуковую функцию можно разложить, как любую другую сложную функцию. Разложение дает множество диапазонов близких частот. Теперь, как в известной поговорке, мясо отдельно, мухи отдельно (к сожалению, в большинстве случаев роль мух выполняют частоты выше 16 МГц).
Работа психоакустической модели. На данном этапе идет работа над диапазонами частот каждого фрейма. Это самый главный этап кодирования. Именно здесь определяется, что будет удалено из итогового сигнала с целью уменьшения размера получаемого файла. Разные кодеры применяют различные психоакустические модели. От качества модели и зависит качество получаемых файлов.
Завершение кодирования. Поток дополнительно кодируется методом Хаффмана. Далее генерируется итоговый файл.
Психоакустическая модель
Любое сжатие с потерями подразумевает удаление из композиции малозаметных деталей, которое не внесет сильных искажений в звучание.
Принцип выбрасывания из сигнала «лишних» деталей основан на особенностях человеческого слуха. Во время работы психоакустической модели диапазоны одного фрейма сравниваются между собой (причем неважно, МР3 это или OGG, — методики всех кодеров весьма схожи). На основе маскировочного эффекта диапазоны со слабой амплитудой, идущие одновременно с сигналами с сильной амплитудой (т. е. когда слабые сигналы маскируются более сильным), удаляются. Убираются также слабые сигналы, идущие после фрейма с сильным сигналом. Это основывается на временном ослаблении чувствительности человеческого уха к слабым сигналам. Кроме того, учитывается неспособность большинства людей различать сигналы, мощность которых ниже определенного уровня, своего для каждого диапазона.
Все вышеперечисленное называется адаптивным кодированием и используется всеми без исключения форматами сжатия аудио с потерями.
Однако не все так гладко, как заверяют нас разработчики стандартов сжатия. В идеале задача акустической системы заключается в полной имитации звуковой картины для слушателя. Если с закрытыми глазами отличить звук «живого» инструмента или вокалиста от воспроизведенного аппаратурой нельзя, то задача выполнена. Но на практике такого не бывает. Все, что находится между исполнителем и ушами слушателя (микрофон, носитель, воспроизводящее устройство, усилитель, колонки и даже провода), вносит искажения.
На самом деле говорить о недостатках человеческого слуха некорректно. Например, если у живого оркестра обрезать часть частот, которые с точки зрения психоакустики являются лишними, то звучать он будет совершенно по-другому. Другое дело, что звук оркестра, воспроизведенный с помощью большинства массовых звуковых плат, искажен и неразборчив настолько, что вносимые изменения останутся незамеченными.
Скорость потока
Скорость потока (bitrate) — это величина потока информации, затрачиваемая на одну секунду сигнала. Причем имеется в виду общая величина потока, которая не зависит от количества каналов. Например, запись в формате Mono 256 кбит/с будет занимать столько же, сколько и в формате Stereo 256 кбит/с. Только в первом случае весь поток придется на один канал, а во втором — каждому из двух каналов достанется по 128 кбит/с.
Типы кодирования стереозвука в формате МР3
Правильность выбора типа кодирования стереосигнала может очень сильно повлиять на качество полученного файла.
Mono. Как понятно из названия, стереофонический сигнал сливается в один общий канал и кодируется с указанной скоростью потока. Этот формат обычно стоит применять, когда правый и левый каналы практически совпадают. В таком случае удастся закодировать запись более качественно (или сэкономить немного места, использовав более низкую скорость потока).
Dual Channel. При кодировании данным способом поток будет делиться между каналами поровну. Часто это нерационально. Поэтому был придуман более совершенный способ, который имеет очень скромное название (см. ниже).
Stereo. Здесь, как и в предыдущем случае, работа над каналами производится абсолютно независимо, только поток делится не поровну, а динамически. Наиболее загруженный канал получает больший поток. Таким решением обеспечивается наивысшее качество.
Joint Stereo. В данном случае сигнал раскладывается на средний сигнал и разносный сигнал между каналами. Далее идет кодирование с сильным приоритетом одного из каналов.
Forced Joint Stereo. Этот способ представляет собой монозапись с некоторой имитацией стерео. Помимо среднего сигнала между каналами записывается и разность мощностей сигналов.