Бейтуль мукаддас это что

Исламская энциклопедия

Кудс, Байт аль-Мукаддас, Байт аль-Макдис ( قُدْسٌ ‎‎ араб. — святыня) — арабское название Иерусалима. Считается священным городом у христиан, иудеев и мусульман. В городе находится одна из главных святынь ислама — священная «заповедная территория» аль-Харам аш-Шариф на холме Мориа. Согласно преданию, сюда был чудесным образом перенесен из Мекки пророк Мухаммед во время его «ночного путешествия» (17:1). Со священной скалы, находящейся на холме, он был вознесен на небеса, где говорил с Аллахом. Эта скала считается особо почитаемым местом у всех мусульман.
В мусульманском религиозном сознании — третий по святости город (после Мекки и Медины). К Иерусалиму, а не к Мекке поначалу обращали свои лица верующие во время молитвы.

История города

В разное время здесь владычествовали Иудейское царство, Александр Македонский, Селевкиды, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, Айюбиды, мамлюки, Османская империя.
Мусульмане вошли в Иерусалим в 17/638 г. в результате договора, заключенного между христианским патриархом Сафронием и халифом Умаром ибн Хаттабом, что свидетельствовало об особом отношении к городу. Тогда и была возведена мечеть на горе Мориа. Основанием для мечети стали развалины второго храма Соломона. Со временем на Храмовой площади появились и другие мусульманские святыни.
В 688 году, в период правления халифа Абд аль-Малика из династии Омейядов, над священной скалой была воздвигнута мечеть аль-Масджид аль-Акса (араб. — дальняя мечеть), которая стала объектом паломничества всех мусульман.

В период Крестовых походов Иерусалим вновь стал христианским (482/1089), а среди мусульман приобрела популярность литература, побуждающая вернуть город в лоно ислама. Книга Абу Бакра ал-Васити под названием Фада’ил ал-Байт ал-Муккадас («Преимущества Священного Дома») представляла собрание хадисов о городе и историй из иудейских и христианских Писаний, адаптированных к нуждам ислама.
В 923/1517 г. город окончательно перешел под власть ислама и стал объектом почитания и паломничества. Завоевавшие его Османы восстановили находившиеся в нем святыни. Город вошел в Османскую империю, а позже стал столицей Палестины (1920-1947), управлявшейся Великобританией по мандату Лиги Наций.
В настоящее время Израиль провозгласил Иерусалим своей столицей, захватив западную часть города еще в 1949 г. и оккупировав восточную в 1967 г. Аннексия не признана мировым сообществом и служит причиной постоянных конфликтов в этом районе Среднего Востока, осложняя поклонение святыням для всех трех монотеистических религий.

Источник

Храм, который построили люди, джинны и шайтаны.

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

Храм, который построили люди, джинны и шайтаны.

Пророк Давуд (а.с.) хотел построить Бейт аль-Мукаддас таким же по размеру, как и шатер пророка Мусы (а.с.). Когда достопочтенный Муса (а.с.) совершал молитву, он поворачивался лицом к одному камню, ибо некогда на этом камне ангелы заметили божественное сияние. Пророк Давуд (а.с.) построил храм, но очень скоро храм обрушился. Давуд (а.с.) пожаловался об этом Всевышнему.

Аллах Всевышний соизволил сказать:

— На твоих руках чужая кровь. А те, кто проливает кровь, не могут возводить дом для Меня.

Пророк Давуд (а.с.) сказал:

— Йа Рабби! Я же убивал неверных на поле сражения.

— Да, это было в бою. Но разве они не были Моими рабами?

После смерти Давуда (а.с.), Аллах велел занявшему его место Сулейману (а.с.) возвести Масжид аль-Мукаддас на скале, на том самом месте, где раньше стоял шатер пророка Мусы (а.с.).

Пророк Сулейман (а.с.) приказал собраться всем людям и джиннам и поручил им начать строительство храма. Джинны и шайтаны были обязаны доставить тесаные камни для постройки. Они приготовили мрамор и алебастр для возведения стен запретной храмовой территории. Затем им было приказано построить здание самого Храма.

Ибн Аббас передает:

— Аллах поставил одного ангела руководить джиннами. Он держал в руках кнут из огня. Если джинны переставали исполнять повеление Сулеймана, ангел стегал их этим огненным кнутом, напоминая им про их обязанности.

Пророк Сулейман (а.с.) просил у Аллаха дать ему три вещи:

Аллах дал ему то, чего он пожелал. Возведение храма завершилось в праздничный день.

Завершив строительство храма, пророк Сулейман (а.с.) отправился в Мекку с намерением совершить хадж. Там он принес в жертву пять тысяч верблюдов, пять тысяч коров и двадцать тысяч овец. Затем отправился в Йемен, в город Сана. Расстояние между Меккой и Саной составляло месяц пути. В полдень он добрался до Саны. Это были прекраснейшие места. Он решил остановиться и помолиться. Но тут Сулейман заметил одну странную птицу. Это был удод, которого звали Айфер. Птица рассказала удоду Сулеймана (а.с.) Худ-худу о владениях и несметных богатствах здешней царицы Балкис…

Источник

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Пророк Закарийа (да будет мир с ним!).

Закарийа (да будет мир с ним!) является одним из божественных пророков. В священном Коране его благословенное имя было упомянуто семь раз. Закарийа Барахаё был одним из пророков сынов Израиля, и родословная связь его отходила от Пророка Дауда (да будет мир с ним!). Закарийа являлся руководителем монахов и служителей Бейтуль мукаддас (священная мечеть, которая находится в Палестине), и призывал людей к выполнению божественных заповедей Пророка Мусы (да будет мир с ним!).

Женитьба Закарийи.

Среди сынов Израиля были две благородные сестры из великого рода, одну звали “Ханнах“ а другую “Аш’иа“[1]. Закарийа (да будет мир с ним) решил посвататься к Аш’иа, а Имран, который являлся монахом и был одним из великих сынов Израиля (по некоторым другим преданиям являлся Пророком) посватался к Ханнах. В последствии Аш’иа стала женой Закарийи, а Ханнах женой Имрана[2].

Так что две эти великие личности Закарийа и Имран стали друг к другу свояками, и помимо того, что между собой имели религиозные связи, приобрели и родственные отношения. Прошли годы, и у Имрана родилась девочка, и назвали её Марйам, но у Закарийи не было детей, так как его супруга была бесплодна.

Опекунство Маряам Закарийей.

Прошло некоторое время, но у Имрана и его жены Ханнах так и не было детей. Ханнах, как и многие другие женщины, мечтала о ребёнке, когда видела детей, переполнялась чувствами. Однажды она сидела под деревом, и увидела как птица кормила своего птенца, от этого зрелище огонь любви к ребёнку, в её сердце ещё больше разжёгся, и в тот момент, она от чистого сердца попросила Аллаха, чтобы Он дал ей дитя. Не прошло и много времени, как искренняя её молитва бала исполнена, и она забеременела.

По некоторым преданиям, Имран получил от Всемогущего Аллаха откровение, что в скором времени Господь даст тебе благословенного мальчика, который сможет излечивать неизлечимые болезни, и оживлять мёртвых с повелением Аллаха. Имран рассказал об откровении жене.

Когда Ханнах забеременела, она представляла себе, что ребенок, который находится у неё в чреве, является тем самым мальчиком, упомянутым выше (но она не знала, что в откровении, которое было ниспослано Имрану, Аллах имел в виду внука Имрана, Ису (да будет мир с ним!), и что Ханнах родит маму Исы (Марйам).

Ханнах дала обет, что когда её сын вырастит, отдаст его в служение в мечети Бейтуль мукаддас.

Однако ребенок, который родился, была девочка и Ханнах стала переживать, что ей делать, потому что служители в мечети должны были быть мужского рода, и тогда она сказала: “О Господи! Я назвала её Марйам. Я вверяю её и её потомство под Твою защиту от проклятого сатаны “.[3]

“Марйам” означает, поклоняющаяся женщина и служительница. Когда Ханнах решила сделать её служительницей в мечети, тогда и подобрала ей имя, Марйам.

Когда Марйам немного подросла, Всемогущий Аллаха, несмотря на то, что она была девочкой, признал её как служительницей мечети Бейтуль мукаддас.

Имран, отец Марйам (да будет мир с ней), до рождения ребёнка ушёл из жизни, поэтому, когда Марйам стала служительницей мечети, ей нужен был опекун. Марйам была ребёнком, когда Ханнах отвела её в Бейтуль мукаддас к иудейским учёным и сказала: “Я этого ребёнка вверяю Бейтуль мукаддас, найдётся ли среди вас человек, который готов будет взять её под свою опеку?“.

Из-за величия Марйам (да будет мир с ней), которое исходило от нее, среди учёных начался разговор, и каждый из них хотел взять её под своё опекунство, и удостоится этой чести. В последствие решили сделать жеребьевку. Все пошли к реке, Закарийа также был, среди них. Сделали деревянные палочки и на каждой палочке написали имя желающего (взять её опекунство), после этого бросили эти палочки в реку. Все палочки, которые были брошены в реку, ушли под воду, кроме одной, на которой было написано имя Закарийи (да будет мир с ним). Таким образом, Закарийа стал опекуном Марйам (да будет мир с ней), и в действительности среди всех являлся самым достойным, помимо того, что Закрийа был Пророком, он также являлся мужем тёти Марйам.[4]

И так Закарийа был опекуном Марйам, пока она не повзрослела.

Закарийа и райская еда, которая ниспосылалась Марйам.

Марйам (да будет мир с ней) стала служительницей в мечете Бейтуль мукаддас, и Всемогущий Аллах принял её служение. По некоторым высказываниям, свидетельством того, что Аллах принял её служение, было то, что Марйам после совершеннолетия и весь период своего служения в мечете, никогда не имела менструации, и поэтому никогда не отдалялась от мечети.

Марйам всё время была в богослужение, днями держала пост, а ночами поклонялась Аллаху. Она была очень благочестивой и богобоязненной, и всегда стремилась к познанию Господа.

Когда Закарийа навещал Марйам, замечал, что возле её молельни находится особенная пища, и очень удивлялся этому, однажды у неё спросил:

يَا مَرْيَمُ أَنَّى لَكِ هَـذَا

“О Марйам! Откуда у тебя это (фрукты вне сезона)?“

Маряам ему ответила:

هُوَ مِنْ عِندِ اللّهِ إنَّ اللّهَ يَرْزُقُ مَن يَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ

“Это от Aллaxa, поиcтинe, Aллax питaeт, кoгo пoжeлaeт, без cчeтa!“[5].

Да, именно таким образом Аллах посылал Марйам райскую пищу.

Молитва Закарийа, исполнение молитвы и рождение Йахйа (Иоанна).

Его светлость Закарийа постоянно поклонялся и молился Аллаху. Но после того, когда он увидел райскую пищу у Марйам и исполнение её молитв, на него это очень повлияло и в сердце его вспыхнуло пламя надежды. Закарийа вот уже многие годы просил у Аллаха, чтобы Он дал ему ребёнка, для того чтобы сделать его своим наследником, однако его молитвы не приносили результата. Наверное, у Закарийи уже не было надежды, что он когда-нибудь станет отцом, потому что он и его жена были уже стары. От ибн Аббаса передают: “ В то время Закарийе было сто двадцать лет, а его жене девяносто восемь лет“.[6]

Однако, когда он увидел зимой, райские летние фрукты или наоборот, сердце его наполнилось надеждой, что если фрукты вне сезона могут дать свои плоды, так значит и он, в старческие годы может стать отцом, также как и Маряам приобрела разные фрукты вне сезона. И в тот момент он обратился к Аллаху:

رَبِّ هَبْ لِي مِن لَّدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاء

Не прошло и времени как ангелы, в тот момент, когда он молился, сказали ему:

“О Закарийа! Воистину, Аллах сообщает тебе благую весть о [сыне] Йахйе, господине, воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха».[8]

Закарийа (размышлял над тем, как он сможет в таком возрасте иметь детей) сказал:

“Господи! Как может быть у меня сын, ведь старость уже настигла меня и жена моя бесплодна?“

Аллах ему cказал: “Именно так! Аллах вершит то, что пожелает“.

Закарийа хотел полностью уверовать и убедиться[9] в этом (как Пророк Ибрахим (да будет мир с ним!) для спокойствия своего сердца, попросил Аллаха увидеть воскрешения мёртвых) и тогда попросил Аллаха:

“Господи! Укажи мне знамение“.

Всемогущий Аллах ему ответил:

آيَتُكَ أَلاَّ تُكَلِّمَ النَّاسَ ثَلاَثَةَ أَيَّامٍ إِلاَّ رَمْزًا وَاذْكُر رَّبَّكَ كَثِيرًا وَسَبِّحْ بِالْعَشِيِّ وَالإِبْكَارِ

“Знамение для тебя в том, что будешь ты три дня разговаривать с людьми только при помощи знаков. Поминай своего Господа усердно, славь его и вечером и утром“[10].

Закарийа вышел из алтаря к людям и дал им понять жестами: “Славьте Господа утром и вечером (благодарность за эту милость)“.[11]

Да, действительно это знамение было явью, Закарийа понял, что он без всякой видимой причины утратил дар речи, однако сохранил способность выговаривать имя Аллаха. Закарийа убедился, что это удивительное состояние было доказательством всемогущества Аллаха, Властного надо всем сущим. Господь, в чьей власти развязать язык немому, силящемуся произнести Его имя, способен сделать так, чтобы бесплодная женщина произвела на свет благородное дитя.

Закарийа эти три дня общался с людьми с помощью знаков и жестов, а также упоминал Господа и благодарил Его за то, что одарил его прекрасным сыном.

Не прошло и времени, как жена Закарийи почувствовала, что она беременна. Прошло некоторое время, и появился на свет Йахйа, его светлость Закарийа и его жена, после многих лет надежды и мечты, приобрели благословенное дитя.

Быть может, это история была началом, для того, чтобы умственно подготовить людей, к рождению Пророка Исы (да будет мир с ним) без отца. А также, чтобы люди поняли, что если Всемогущий Господь сделал так, чтобы от мужа и жены в старческом возрасте появился на свет ребёнок, то так же Его могущество достаточно для того, чтобы женщина без прикосновения мужчины родила ребёнка.

Так что человек всегда должен полностью полагаться и надеяться на Всемогущего Аллаха.

Плач Закарийи (да будет мир с ним!) по поводу горя и

несчастья имама Хусейна (да будет мир с ним!).

Закарийа попросил Аллаха, чтобы Он ознакомил его с именами пятерых людей, из семейства аба (под “семейством аба“ имеется в виду Пророк Ислама, Али, Фатима, Хасан и Хусейн (да благословит их Аллах!). Аллах выполнил просьбу Закарийи и познакомил его с этими именами.

Каждый раз, когда Закарийа произносил имя Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), Али, Фатимы и Хасана (да будет мир с ними!), печаль и тоска покидала его сердце. Однако, когда произносил имя Хусейна (да будет мир с ним), становился взволнованным, и невольно глаза наполнялись слезами и дыхание становилось тяжёлым. Однажды он спросил у Аллаха: “Господи! Почему, когда я произношу имя Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), Али, Фатимы и Хасана (да будет мир с ними!), печаль у меня проходит. Однако, когда произношу имя Хусейна (да будет мир с ним!), становлюсь взволнованным и плачу.

Господь оповестил его о душераздирающей гибели имама Хусейна (да будет мир с ним!), а также сказал: “Kaф xa йa aйн caд“[12], “каф“ указывает на Кербелу, “ха“ указывает на гибель детей имама Хусейна, “йа“ свидетельствует о злодействе Йазида (да проклянет его Аллах!) и зло, которое он совершил в отношении имама Хусейна, “айн“ указывает на жажду Хусейна, “сад“ свидетельствует о его терпение.

Когда Закарийа услышал историю Хусейна (да будет мир с ним), три дня не выходил из мечети “бейтул мукаддас“, плакал и горевал по трагедии имама Хусейна (да будет мир с ним!) и, тогда сказал: “О, Господи! Неужели Али и Фатиму (да будет мир с ними!) подвёрг такому великому несчастью. “ А также сказал: “О, Господи! Дай мне дитя, чтоб в этом старческом возрасте, глаза мои он просветил. А также в сердце моём, посели любовь к этому ребёнку, чтобы, как и Мухаммада (да будет мир с ним!) которого подвёрг страшной трагедии, убийством его потомка, меня также подвёрг этому великому несчастье, убийством моего сына, и чтобы стал я сотоварищем по несчастью с пророком Ислама“.

Аллах послал Закарийе, сына Йахъю (да будет мир с ним!). По указам тиранов того времени Йахйа из-за того, что боролся со злом, был убит, ему отрубили голову. Мученическая гибель Йахийи (да будет мир с ним!) была чем-то похожа, на гибель имама Хусейна (да будет мир с ним).[13]

Спасение Закарийа от одиночества.

Закарийа годами страдал от одиночества и не имения дитя, который мог бы быть для него другом и помощником. С переполненной надеждой он обращался к Аллаху и просил Его, чтобы Он не оставлял его одного. В итоге Всемогущий Аллах дал ему ребёнка и тогда жизнь Закарийи и его жены с приобретением благословенного дитя, приобрело спокойствие.

Аллах одарил их своими милостями, потому что они в своих добродеяниях опережали других, а также из-за любви к Аллаху и страху пред Его наказанием, взывали к нему, и были смиренны и необыкновенно искренны пред Аллахом.

Йахийа был искренним и очень хорошим сынам для своих родителей, а также был настоящим помощникам для них. Йахийа отдалил их от одиночества, и являлся для них верным другом и добродетельным сыном.

Действительно те люди, которые с чистым сердцем и с искренними намерениями обратятся к Аллаху, в последствии получат такие хорошие результаты, а также приобретут счастливую жизнь.

Когда её светлость Марйам, благодаря Всемогуществу Аллаха, забеременела без каких-либо отношений с мужчиной. Сатана среди сынов Израиля, пустил грязный и ложный слух и внушил им, что якобы беременность Марйам, является делом Закарийи.

Однако Иблис (сатана) увидел это дерево, подошёл к нему и взяв кончик одежды Закарийе, вытащил его наружу из дерева. Когда он увидел, что группа людей ищет кого-то, спросил у них: “Кого вы ищете?“. Они ответили: “Ищем Закарийу“.

Они принесли пилу и топор и разрубили дерево на куски. Таким образом, его светлость Закарийа находясь в этом дереве, отдал свою жизнь на пути Аллаха.

Гнев Аллаха был ниспослан для этих жестоких невежд. Господь послал им наихудшее своё создание (правителя), который правил над ними. Таким образом, пролитая кровь Закарийи была отомщена. [14]

После гибели Закарийи, Аллах послал ангелов к его святому телу. Ангелы омыли (гусл) тело Закарийа, сделали для него кафан (саван), а после этого, три дня приходили к нему и читали для него намаз, а потом его похоронили.

Вот так закончилась жизнь великого Пророка Закарийи, который всю свою жизнь посвятил служению Господу и борьбе против зла и несправедливости.

Да будет доволен им Аллах и да благословит его, великим благословением.

[1] В некоторых преданиях её звали “Ханнане“, и являлась матерью пророка Ях’ия. (в книге “Бихар“ том 14, стр.202)

[2] Здесь имеется в виде не тот Имран который был отцом Мусы (да будет мир с ним), между ними существует 180 лет разницы. (в книге “Бихар“ том 14, стр.194)

[3] Сура “Семейство Имран“, аят 35-36.

[4] В книге “Маджмауль баян“, том 1-2, стр. 436

[5] Сура “Семейство Имран“, аят 37

[6] В книге “Маджмауль баян“, том 1-2, стр. 439.

[7] Сура “Семейство Имран“, аят 38.

[8] Сура “Семейство Имран“, аят 39.

[9] Закарийа итак был убеждён в этом, однако хотел приобрести высшую степень уверенности.

[10] Сура “Семейство Имран“, аят 41. Молитва Закарийа, исполнение молитвы и далее, в суре “Марйам“, аят 1-11, подробно рассказывается.

[11] Сура “Марйам“, аят 11.

[13] В книге “Бихар“, том 14, стр.178.

[14] Совершенная история ибна Асира, том 1, стр. 170-175; В книге “Бахора“, том 14, стр. 179-189.

Источник

Аллах перенёс Пророка ﷺ в эту мечеть

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

Название Байт-уль-Мукаддас знакомо для всех приверженцев монотеистических религий мира. Это – название города, в котором расположена священная мечеть Аль-Акса (Аль-Кудс), которая стала одним из значимых мест в Ночь перенесения и вознесения Пророка Мухаммада ﷺ – Аль-Исра валь-Ми‘радж.

Именно в Аль-Аксу перенёсся из Мекки Пророк ﷺ верхом на райском животном Бурак. Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис, в котором Пророк ﷺ сообщает: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нём, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса…».

Когда они прибыли в мечеть, Пророк ﷺ привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошёл в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве руководителя молитвы (имама).

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

По окончании молитвы, когда Посланник Божий ﷺ вышел из мечети с неба спустилась лестница из Божественного света (нура), на которой Пророк ﷺ поднялся на небеса. Эта лестница спустилась на скалу. Над этой скалой в последствии воздвигли мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра). Очень часто её путают с мечетью Аль-Акса, так как Куббат ас-Сахра имеет яркий золотой купол и, в архитектурном плане, Купол Скалы является центром всего комплекса сооружений Храмовой горы в Иерусалиме.

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

На очищенном от мусора и завалов участке построили первую в Иерусалиме соборную мечеть. По словам христианского паломника епископа Аркульфа, посетившего Иерусалим около 670 г., она находилась там, «где когда-то был изумительно построен Храм, расположенный по соседству со стеной на востоке», и представляла собой «четырехугольное место молитвы, которое они построили очень грубо, для сооружения его перекрыв большими балками какие-то остатки руин. Говорят, – добавлял епископ, – этот дом может вмещать три тысячи человек одновременно». Эта примитивная постройка положила начало истории священной мечети Аль-Акса

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

Уже позже по приказу халифа Абдул-Маликом ибн Мерваном начались работы по расширению мечети, которые были закончены его сыном Аль-Валидом в 705 году. После землетрясения в 746 году, мечеть была полностью разрушена и восстановлена халифом из династии Аббасидов Аль-Мансуром в 754 году, и снова восстановлена его преемником аль-Махди в 780 году. Другое землетрясение 1033 года разрушило большую часть аль-Аксы, но два года спустя Али аз-Зихир построил другую мечеть, которая и стоит и по сей день. Во время периодических предпринимавшихся реконструкций различные правящие династии арабского халифата построили дополнения к мечети и к её прилегающей территории, сделали ей купол, фасад, минбар, минареты и изменили внутреннюю структуру. Реконструкции и ремонты были предприняты и в более поздних столетиях Айюбидами, мамлюками, Высшим мусульманским Советом и Иорданией.

С XVI—XVII вв. за архитектурным ансамблем Аль-Аксы закрепилось наименование Харам-аш-Шариф – Благородная святыня. Харам-аш-Шариф представляет собой гигантскую искусственную платформу, покрывающую вершину древней горы Мориа. По форме это неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг почти на полкилометра и ориентированный по странам света. Платформа Харама, в отличие от центральной террасы с Куполом Скалы, считается в основном сооружением эпохи царя Иудеи – Ирода Строителя, который правил в 37 г. до н. э. – 4 г. н. э., хотя и Омейяды, и многие другие мусульманские правители, и крестоносцы в свое время проводили работы по её укреплению и обновлению.

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

Северная часть платформы высечена в природном скальном грунте, но чтобы продлить её к югу, где поверхность резко снижалась, древние строители создали остроумную систему опорных сооружений. Были воздвигнуты гигантские подземные залы; их каменные своды опущены на арки простых строгих очертаний, прорастающие из могучих четырехгранных столбов. Эти залы, служившие в периоды мусульманских правлений подземной мечетью, известны как Конюшни Соломона; крестоносцы использовали их в качестве места содержания лошадей. Занимающая южный край платформы мечеть Аль-Акса расположена ниже и на значительном расстоянии от Купола Скалы, но составляет с ней единый ансамбль, несмотря на перепад уровней и разделяющие их лестницы, фонтан для омовения, рощицы и цветники.

Необычность Аль-Аксы как главной соборной мечети Иерусалима заключается в том, что, в сущности, она представляет собой лишь молитвенный зал, без двора, обязательного для подобных культовых зданий. Двором мечети здесь всегда служила объединяющая ансамбль Харам-аш-Шариф платформа. Мечеть стоит на мощных субструкциях – вытянутых с севера на юг широких и длинных подземных сводчатых коридорах. Современного человека поражает величина камней, применённых при их строительстве, тщательность их отделки и красота кладки.

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

Один из подземных коридоров подводит к лестнице, спускающейся в вестибюль, перекрытый двумя приземистыми куполами на парусах, опирающихся на мощные полукруглые столбы. Каждый купол украшен красивой рельефной розеттой. Это так называемые Двойные ворота, ровесники мечети. Они вели вниз и нарядной сдвоенной аркой открывались к южным кварталам города и лежащей за ними долине. Их ещё называют Баб ан-Наби (Ворота Пророка ﷺ ): утверждается, что Пророк ﷺ в ночь мирадж прошёл в мечеть через этот ход, ибо дверь его обращена в сторону Мекки.

В наши дни мечеть Аль-Акса представляет собой большой прямоугольный зал, разделённый шестью рядами колонн на семь проходов – нефов, направленных к стене киблы, в сторону Мекки. В каждый из нефов с северного фасада ведёт отдельная дверь. Помимо них, мусульманский храм имеет еще четыре входа: 1 с востока, 2 с запада и 1 с юга.

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

Длина мечети составляет 80 м, а ширина – 55 м. Внутреннее пространство способно вместить до пяти тысяч верующих.

Главный, северный фасад, оформленный глубоким портиком-лоджией с высокими арками, обращен к святыне – Куполу Скалы. Зал мечети просторен и светел. Широко расставленные мраморные колонны, завершенные нарядными резными капителями, держат на себе двухъярусные аркады, несущие плоские балочные потолки.

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

Раньше они были покрыты великолепной резьбой, к несчастью, почти полностью уничтоженной пожаром 1969 г., как и знаменитый резной деревянный минбар Салах ад-Дина. Отдельные спасённые балки ныне хранятся в Исламском музее, расположенном в западном крыле современного комплекса мечети Аль-Акса, а минбар заново выполнен в прежнем виде мусульманскими мастерами.

Между музеем и молитвенным залом к стене киблы примыкает небольшая Белая мечеть, предназначенная для женщин. Центральный неф шире и выше остальных и освещён вереницей окон вдоль крыши и большим куполом перед михрабом. Полусфера большого купола поднимается над полом на 17 м. Изнутри она выложена мозаикой, а с наружной стороны обшита листами свинца серого цвета.

Бейтуль мукаддас это что. Смотреть фото Бейтуль мукаддас это что. Смотреть картинку Бейтуль мукаддас это что. Картинка про Бейтуль мукаддас это что. Фото Бейтуль мукаддас это что

Стены храма снизу декорированы белыми мраморными плитами, а вверху – мозаичными узорами. Восстановленные реставраторами смальтовые мозаики максуры, по стилю и рисунку орнаментов и технике исполнения подобные мозаикам в интерьере Купола Скалы, как и некоторые другие детали конструкции и убранства, подчеркивают неразрывную связь этих двух основных зданий Благородной Святыни.

Мечеть Аль-Акса и замыкает, и открывает ансамбль Харам-аш-Шариф, который на протяжении столетий дополнялся новыми сооружениями – медресе, молельнями, святыми гробницами, общественными фонтанами, минбарами, обогащающими архитектуру и продлевающими историю Благородной Святыни, создающими своеобразный архитектурный пояс вокруг укрытого её стенами сокровища – Купола Скалы.

При составлении статьи использован материал Татьяны Стародуб-Еникеевой – кандидата искусствоведения, научного сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *