Беташар что это на русском
Обряд Беташар
Беташар – старинный обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. Этот красивый и символичный казахский обычай уходит корнями в старину, когда жених до свадьбы почти не видел невесту, а родственники могли вообще не иметь представления о вошедшей в их семью молодой Келин.
В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «беташар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни.
Певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «коримдик» (подарок «за погляд»). «Беташар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.
После традиционного «беташар» к невесте подходит свекровь (ене), целует свою сноху и высказывает ей самые наилучшие пожелания; затем подает присутствующим женщинам белую ткань.
В настоящее время невесту с двух сторон за локотки поддерживают Женгелер — жены братьев. Лица невесты не должно быть видно, когда накидка прозрачная — это неправильно. Тамада, или специально приглашенный Акын, поёт песню восхваляющую красоту, статность и достоинства невесты. При Беташар, Акын в своей импровизированной песне, напоминает невесте о том, что она должна почитать родственников жениха и быть примерной женой и образцовой хозяйкой.
Перебирая струны домбры Акын, на казахской свадьбе на Беташар, представляет гостей и ближайших родственников жениха. Он как бы знакомит невесту с ближайшими родственниками из новой семьи мужа. После каждого представления поименно, невеста кланяется им — Салем Беру, тем самым показывая своё уважение и учтивость к новым родственникам.
При этом названные гости и приглашенные кладут на специальное блюдо Коримдик — деньги, в благодарность Акыну, за Беташар, за красивую песню и развернутое представление гостей. Так как в этой песне, Акын импровизирует и показывает своё певческое мастерство акына.
После окончания импровизированной песни, Акын или тамада кончиком домбры открывает лицо невесты — Беташар. При этом невесту осыпают сладостями, монетами и лепестками роз — Шашу. Сладости и монеты разбирают дети и взрослые — считается, что эти сладости и монеты «на удачу».
Акын, на казахской свадьбе, при Беташар может исполнить ритуальную песню Жар-Жар, восхваляющую и соединяющую невесту и жениха в семью, поздравляя их с новым статусом супругов. После этого новобрачные могут проходить за Дастархан и праздник продолжается.
Обряд « Беташар»
Описание: Ничто не связывает нас так тесно с нашими предками, как почитание обычаев и традиций. Эта связующая нить прошлого, настоящего и будущего и есть та грань между нами и предками.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично — обрядовая культура
ОНН зарегистрирован: ГБУК «ОМЦНТ», Номер: ORN040
Полное наименование: Областной методический центр народного творчества
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Наименование ОНН: Казахский свадебный обряд «Бедашар» невесты, т.е. дословно «открыть лицо невесты».
Место бытования ОНН: Российская Федерация,Оренбургская область,Гайский район, Село Саверовка
Формы жанровых направлений ОНН:
Празднично-обрядовая культура – Обряды
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Нурмаханова Сания 1961 г.р.
Тип ответственности: Хранитель
ФИО: Ермагамбетова Лаура
Тип ответственности: Хранитель
Учащаяся Саверовской школы 9 кл.
ФИО: Баленко Галина Петровна 1964 г.р.
Тип ответственности: Исследователь
Место работы: МБУК «МЦКС», Саверовский КД, заведующая
Организации, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Максютова Нина Александровна, зав. РМЦ
Местонахождение: г. Гай, Гайский район, МБУК «МЦКС» ул.Ленина д.4
Описание: Свадебные обряды.
Самым красивым обрядом считается «Беташар». Это вход невесты-«Келен» в дом будущего мужа. Невесту одевают ещё в родительском доме. На ней обязательно должно быть белое платье с закрытым горлом и руками. На голове фата, поверх которой прозрачная белая вуаль. А затем непрозрачное покрывало.
Перед уходом из родительского дома, невесту благословляет мать, она тоже очень переживает за свою дочь. Ведь молодой жене нельзя будет появляться в доме родителей раньше, чем через год. Считается, что к этому времени она привыкнет к новому дому.
Зазвучали первые аккорды домбры, и вот по залу разнёсся голос акына. Он поёт о том, как прекрасна невеста, как стройна и воспитана. Как мудр и умён её будущий супруг, как справедливы родители жениха. Дальше поётся о том, что невеста обязана почитать родителей жениха, быть для них дочерью, уважать старших и быть примерной женой и достойной матерью. Постепенно мудрый акын знакомит молодую невестку с гостями и многочисленными родственниками жениха Невеста обязательно стоит на овечей шкуре, что символизирует благополучие. К её верхней накидке привязан кнут. После каждого представления мальчик, держащий кнут проводит небольшой взмах, невеста делает преклонение-«Салем Беру». Преклонение тоже проходит по правилам. Девушка выставляет правую ногу вперёд и припадает на левую. Всему этому её научили заранее. Во время пения на полу стоит сосуд и все гости кидают в него деньги, считается, что это принесёт счастье и достаток. Акын иногда поёт шуточные поздравления, тогда гости радуются и смеются, всё-таки это свадьба и на ней должно быть весело!
После песенного поздравления, мальчик красивым движением снимает верхнее покрывало с головы невесты и она остаётся под прозрачной вуалью. Все гости, когда желают посмотреть лицо невесты должны положить подарок, тогда могут приподнять вуаль и посмотреть. Девушке не положено смотреть гостям прямо в глаза-это неучтиво, она скромно смотрит в низ. Когда любопытство гостей удовлетворено, подходит свекровь, аккуратно снимает вуаль. Затем повязывает голову невесты платком, целует и обнимает её. Считается, что девушку приняли в дом.
Акын пропевает слова благодарности и невесту осыпают сладостями, лепестками роз, хмеля и монетами. Затем почтенная женщина произносит «Шашу», это своего рода объявление свадьбы и из большой вазы раскидывает для гостей сладости.
Той – той тойлаык
Тойдын шашуын
Шашайык.
Начался праздник
Давайте петь и плясать.
Праздничные гостинцы
Раздавать.
Дети собирают их, радуясь и считая у кого больше!
Вновь выходит акын и поёт ритуальную свадебную песню «Жар-Жар», где поздравляет молодых, соединяет их руки и ведёт к свадебному дастархану.
Обряд «Беташар» состоялся, продолжается праздник-Жигиттер Тойы!
И как у всех народов, звучат слова поздравления и пожелания молодым счастья, семейного благополучия и побольше детей! И конечно традиционное
ГОРЬКО! ГОРЬКО! ГОРЬКО!
Этнокультурная принадлежность: Казахская
Ключевые слова(осн.); Беташар, с Саверовка.
Сведения об особенностях распространения и использования ООН:
Способы передачи традиций:
Наименование количественной характеристики измерения ООН:
Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия
|