Бессознательное что это в психологии
Бессознательное простым языком
В данной статье мы рассмотрим такую категорию как «бессознательное». В повседневной жизни человек не так часто задумывается о таких категориях, как сознание, бессознательное, психика, поскольку, на первый взгляд, это может показаться неважной и весьма непростой задачей. Но человек даже не подозревает что именно в бессознательном берет основу все то, что в последствии находит отражение в сознании и поведении человека.
Бессознательное у человека ассоциируется с чем-то непознанным, непонятным, и даже мистическим. В большинстве случае под бессознательным состоянием человека понимается, например, когда человек находиться в состоянии комы, нокаута или когда у человека присутствует явное расстройство психики и он не отдает отчет в своих поступках, но это далеко не так и бессознательное в жизни каждого человека присутствует в значительно большей степени, и оказывает катастрофическое влияние. По данным одного из исследований, как бы странно это не показалось, но человек находиться в сознании в общей сложности 7,5 % времени, а все остальное в бессознательном состоянии. И, безусловно, о том явлении, которое играет такую важную роль в жизни каждого человека, было бы неплохо, как минимум, иметь представление. Потому что именно бессознательное формирует наши мысли, желания, поступки и слова.
Важно упомянуть, что впервые бессознательное было открыто Зигмундом Фрейдом, а если точнее, то Зигмунд Фрейд исследовал личное бессознательное. Но бессознательное человека не состоит только из слоя личного бессознательного. Существуют и другие ученые, которые занимались исследованиями других слоев бессознательного. Карл Густав Юнг открыл и исследовал коллективное бессознательное, а Леопольд Сонди работал в направлении исследования родового бессознательного.
Крайне значительной фигурой, в исследовании бессознательного, является Липот Сонди – венгерский психолог, психиатр и психоаналитик, который ставил своей главной задачей – интеграцию и рассмотрение бессознательного, как единой и комплексной системы. Которая очень хорошо описана четвертой и самой главной его книге – «Я анализ». В наши дни Липот Сонди – это фигура, которая мало кому известна, как и «Судьбопсихология», созданная Сонди, и специалистов в этом направлении катастрофически мало.
Как известно, направлений в психологии в 21 веке очень большое количество, и вектор их познания лежит только в конкретной области, не выходя за эти рамки. Когда мы имеем дело с теоритическим познанием, то это полбеды, но когда речь идет о терапии человека, то такой подход весьма ущербный. Этот подход весьма ярко отражается и в современной медицине, когда ухо лечит один врач, горло лечит другой врач, и никто комплексно человека не рассматривает. Такой же подход исповедуется и при рассмотрении бессознательного человека, поскольку для представителей психоанализа существует только личное бессознательное, последователи аналитической психологии делают акцент на коллективное бессознательное, а о родовом бессознательном вообще известно единицам. Исповедуя такой подход, каждый пытается рассмотреть беды человека, ограничиваясь знаниями только в конкретной области и пытаться их решить, но это невозможно.
Как вы видите, это единая система и рассмотрение отдельных слоев не даст должного результата. Поскольку, если проблема человека кроется в родовом бессознательном, а мы рассматриваем только личное бессознательное, и на его базе пытаемся объяснить, то это неминуемо приведет к ошибке. Поэтому крайне важно иметь представление обо всех трех слоях бессознательного.
Проникновение в тайну бессознательного начнем с того, что у каждого бессознательного существует свой язык, на котором оно разговаривает с человеком. Когда мы имеем дело с личным бессознательным, то оно разговаривает с человеком на языке «симптомов». С подобного рода явлением каждый человек в своей жизни сталкивался неоднократно. В виде симптома мы можем наблюдать: головные боли, температура, насморк, расстройство пищеварения и многое другое. То есть бессознательное таким образом человеку пытается сообщить о том, что что-то не так. Это могут быть последствия неверного поведения, неверно сказанных слов, что в результате привело человека к неудаче, то есть вы не получили то, что хотели и через симптомы болезней бессознательное пытается донести человеку об этом. Но человек крайне хитрое существо, поэтому необходимо отличать случаи, когда вы намеренно заболеваете, чтобы, например, не справляться с какой-либо задачей. Когда мы говорим бессознательное – это те симптомы, которые вы не можете объяснить.
Родовое бессознательное разговаривает с человеком посредством выбора. Категория выбора в жизни человека является неотъемлемой частью и не будет преувеличением, что с выбором человек сталкивается чуть ли не ежеминутно. Но, когда речь идет о бессознательном, то в этом случае мы рассматриваем только те выборы, которые человек не может объяснить, он просто выбирает и на 100 процентов уверен в правильности сделанного выбора. При исследовании данного вопроса Липот Сонди рассматривал пять направлений, в которых человек совершает выборы: выбор любви (муж/жена), друга, профессии, заболевания и смерти. Этих направлений на самом деле больше, но рассматриваются только эти, поскольку они доказуемы, эти выборы человека можно подтвердить. Например, выбор жены или мужа, можно подтвердить свидетельством о заключении брака.
Родовое бессознательное – это наследие наших предков, это те знания и умения, которые хранятся в нашем наследии. Если вспомнить историю, то всем известно, что ранее все хранили свои генеалогические древа, которые и раскрывали все эти тайны. С точки зрения категории выбора человека, именно предки и диктуют человеку сделать тот или иной выбор.
Наиболее понятное определение коллективному бессознательному было дано Леопольдом Сонди в своей книге «Я-анализ»: «Это археология душ человека». Коллективное бессознательное разговаривает с человеком языком символов. В качестве символов может быть все что угодно: крест, звезда, посох. Все эти символы влияют на жизнь человека. Центральным явлением исследования коллективного бессознательного являются архетипы, и каждый архетип несет в себе определённую информационную нагрузку. До наших дней информация об архетипах дошла в виде сказок, мифов, легенд, которые в большинстве случаев описывают путь какого-то героя, то есть, как кто-то становиться героем. В этом и заключается основная идея аналитической психологии, то есть речь идет об индивидуации – это путь становления человека героем. Коллективное бессознательное относиться к категории мистического и мифического.
Безусловно, мы рассмотрели только один аспект бессознательного, но каждое бессознательное имеет кроме этого и свою структуру, и механизмы работы, принципы и правила, скрывает в себе много тайн, необъяснимого и непонятного. С одной стороны все виды бессознательного присутствуют в жизни человека одновременно, только в разных проявлениях. Когда речь идет об обыкновенной жизни, то, безусловно, в ней присутствует персональное бессознательное, а от родового и коллективного бессознательного человек зависит. Зависимость проявляется в тех категориях, которые мы рассматривали, то есть выборы, которые делает человек, зависят от родового бессознательного. Зависимость от коллективного бессознательное проявляется в следующем: для человека на архетипологическом уровне установлен определенный путь, то есть путь героя, это в мифах, если же это перенести на реалии современного мира – это карьерная лестница, как один из вариантов. И человек зависит от этого пути, если он его не будет идти вверх, если не будет совершенствоваться, то он будет всю жизнь никем.
Такого рода положение вещей мы наблюдаем в большинстве случае, но может быть и по-другому, когда родовое и коллективное бессознательное выходит на первый план в жизни человека. Это происходит в том случае, когда на человека идет вектор силы, персональное бессознательное не справляется с этой силой, человек не знает, что делать, ему никто не может помочь, посоветовать, что нужно сделать, то может возникнуть ситуация, что на первый план выходит родовая фигура, какие будут последствия после этого — не известно. В том случае, когда родовая фигура не способна справиться с возникшей ситуацией, то есть в родовом наследии не достаточно знаний и умений, то может проявиться коллективное бессознательное на жизненной сцене. Необходимо отметить, что такое происходит крайне редко и подобного рода ситуаций в обычной жизни не происходит, должно что-то случиться крайне неординарное и неожиданное, последствия подобного рода ситуации крайне сложно спрогнозировать.
Бессознательное человека имеет двойственное проявление в жизни человека, поскольку с одной стороны – это предохранитель, который спасает его жизнь, а с другой стороны может искалечить человеку жизнь. Когда речь идет о персональном бессознательном, то оно исковеркает жизнь человека, родовое бессознательное может просто погубить жизнь человека, потому что человек перестает жить свою жизнь, а коллективное бессознательное может превратить жизнь человека в ад.
Бессознательное может быть для человека другом и помогать идти по жизни, помогать справляться с жизненными ситуациями, обращать ситуации в свою пользу, управлять своей жизнью. Все это возможно только в том, случае, когда человеку известно, что такое бессознательное, когда он проник в тайну бессознательного и может им управлять, и пользоваться в свою пользу.
Недаром существует такое выражение: «Познаешь себя, познаешь весь мир».
Сознательные и бессознательные процессы в психике
Бессознательное — характеристики процессов
Бессознательное — это система происходящих в психике процессов, которые не осознаются субъектом, т.е. не поддаются контролю. Сознательное и бессознательное в психологии нередко противопоставляются друг другу, при этом психоанализ рассматривает эти оба понятия в рамках одной системы, находящихся на разных уровнях.
Бессознательные качества личности не осознаются самим человеком, однако они проявляются в его действиях и психических процессах. Это проявляется в виде совершения ошибок; в забывании (событий, явлений, лиц, имен и т.д.); в виде фантазий и снов.
Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного
Функция сознания, как и бессознательного, заключается в управлении действиями человека, однако их роли существенно отличаются.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сознание управляет самыми сложными формами поведенческой деятельности в следующих случаях:
Бессознательное по Фрейду
Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.
Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.
Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.
Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:
Виды бессознательного
Существует несколько видов бессознательного:
Естественное бессознательное
Оно хранит в себе врожденные или приобретенные в младенчестве ассоциации и реакции. Эти процессы проходят неосознанно и бесконтрольно, при этом способны влиять на поведение человека и определять ход его действий.
При распознании лиц в размытых пятнах нам помогает именно естественное бессознательное. Людей, похожих на нас, мы воспринимаем более положительно; мы благоприятно переносим похвалу, и, напротив, негативно относимся к критике; бессознательное не принимает все, что связано с «не» и запретами и т.д. Эти и множество других установок в мозге служат результатом процесса естественного бессознательного.
Данный вид бессознательного выступает базовым по отношению к остальным видам.
Основная часть человеческих ощущений и восприятий располагается именно в бессознательном, т.е. не подконтрольном. Мы не руководим осознанно рецепторами, посылающими в мозг информацию, когда, например, обожгли руку. Мы сидим, а ноги расположены на полу, при этом не осознаем этот процесс, т.к. он находится в бессознательном, мы лишь ощущаем под собой холодный пол.
Подсознательное выступает частью бессознательного. Объекты внешнего мира воспринимаются на этом уровне не как конкретизированные образы, но они существенно влияют на процессы деятельности человека.
Транс, гипноз, состояние наркотического и алкогольного опьянения — все эти методы дают бессознательному возможность вырваться наружу. Сознание перестает держать в рамках поведение человека, тем временем бессознательное становится неконтролируемым.
Приобретенный опыт
Свои успехи и неудачи, верные решения и ошибки, радостные и грустные переживания, жизненный выбор — осознанный или неосознанный — всё это представляет собой бессознательное, базирующееся на приобретенном опыте.
Популярный психолог Милтон Эриксон обращался исключительно к этому виду бессознательного в своих работах и придавал ему приоритетное значение.
Разновидности данного бессознательного:
Вошедшее в привычку поведение со временем уходит из поля сознания и становится автоматизмом, т.е. частью подсознания.
Эмоциональные «якоря» служат еще одной разновидностью бессознательного. Если наш мозг что-то запечатлел на фоне положительной или эмоциональной вспышки, это послужит «якорем», связанным с той сложившейся ситуацией. После этого радость или страх будет всплывать неосознанно автоматически при упоминании этого события, вызвавшего сильное душевное волнение.
Предположительно к такому виду бессознательного относят и те механизмы, которые отвечают за творческий процесс, результатом которого выступают:
Продукт вытеснения
Бессознательное, выступающее в качестве продукта вытеснения является вытесненным в жесткой или мягкой форме из области сознания по каким-либо причинам. В научной среде точка зрения относительно способа вытеснения и его последствий значительно расходятся.
Зигмунд Фрейд считал, что вытеснение происходит в сторону Сверх-Я: первоначальные влечения из детства, которые нежелательны для Сверх-Я, вытесняют слабое содержание более сильной инстанцией.
Бессознательное в результате содержит первые детские воспоминания, которые не осознаны нами из-за несогласования с иными потребностями и установками.
Фрейд считал, что вытесненное нельзя достать и ввести в сознание обычными методами. Зачастую специалисты прибегают к гипнозу или методу толкования свободных ассоциаций.
Именно вытесненное, по Фрейду, является источником неврозов и всех личностных проблем человека.
В результате, когда происходит столкновение направления и содержания вытеснения, могут уйти в бессознательное как детские установки, так и взрослые, созданные социумом. Вытесняются те первичные детские влечения, которые нежелательны для Сверх-Я. Они не осознаются нами из-за своей социальной неприемлемости или противоречия с иными установками и потребностями.
Есть точка зрения, что такой вид бессознательного есть не у каждого: оно отсутствует как в психике маленьких детей, так и в сознании взрослого, если оно положительное и принимающее.
Фрейд был уверен, что природа бессознательного может отличаться от своего описания.
Нежелательное из сознания стирается или вытесняется бессознательным. Фрейд считал, что социум через Сверх-Я вытесняет асоциальные влечения.
Общественное бессознательное
С самого своего рождения каждый из нас уже оказывается в определенной культуре, где господствует Общественное Бессознательное. Подсознание начинает впитывать язык, на котором говорят родители, также мы перенимаем логику суждений и связей, присущую нашей культуре.
По мере взросления каждый усваивает менталитет и нормы, принятые в обществе. Все это закладывается на бессознательном уровне и остается с нами навсегда, определяя наше мировоззрение и восприятие явлений окружающего мира.
Роль бессознательного в жизни человека
Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.
Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.
Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.
Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:
Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.
Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.
Каждый из нас имеет внутренние моральные установки, через границы которых человек не может переступить. Истинные цели человека, неприемлемые для поведения, блокируются сознанием. Содержание мыслей и мотивов меняется, проходя через «фильтр». Такой блок не позволяет бессознательным желаниям проявить себя в настоящем обличии. Поэтому для разгадывания сновидений необходимо уметь считывать свои эмоции, испытуемые во сне, для соотношения с реальностью, в которой в данный момент находится человек.
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Одни из основных понятий о психической сфере это СОЗНАНИЕ (сознательное) и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Можно долго спорить по поводу подходов к пониманию сознания и его связи с бессознательным, но представляется довольно удачным тот, который сначала обозначила феноменологическая философия, а затем подтвердил и закрепил экзистенциализм Сартра.
Это довольно просто, если не пытаться выбелить эфиопа: сознание существует не просто как явление психической жизни, а как процесс, которым человек управляет. Он то «выводит из игры», то снова «вводит в игру» те или иные части сознания, которые понадобились в данный момент времени. По необходимости.
Такая глобальная «глубинная структура», которая информационно описывает личность. То есть, любое движение души человека, любое ее проявление, есть проявление всей его личности и эти подозрительные движения удобно расшифровывать с помощью предложенного метода «экзистенциального психоанализа».
Звучит сложно, но на самом деле это просто систематическое отслеживание и проработка «разоблачающих» суть человека проявлений поведения, что, кстати, часто используется в НЛП.
Вся суть в том, что экзистенционализм (такое направление в философии) предложил модель многослойного сознания, со сложной структурой и иерархией, с различной степенью активности его частей в происходящей внутри деятельности. Поэтому и предполагается, что существование сознания являет собой управляемый процесс и человек, в зависимости от конкретной ситуации, может либо включать, либо отключать различные его части.
Однако подобные, вполне, кстати, логичные допущения, все время упираются в систему, которая управляет этими процессами. Строго говоря, экзистенциалисты ставят на место бессознательного «первичный проект», однако, по сути, предлагают выйти за пределы своего любимого «здесь и сейчас»и попытаться найти инстанцию управления сознанием вне его. А тут и мы с бессознательным.
С точки зрения современных представлений, бессознательное определяется как совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании которых и их влиянии на себя человек не отдает отчета.
Всего мы можем выделить пять таких больших классов явлений:
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий
1.1. Неосознаваемые автоматизмы.
1.2. Неосознаваемая установка.
1.3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Это очень важные коммуникативные инструменты невербального общения между людьми, которые, к тому же, могут быть использованы как маркеры разнообразных психологических особенностей человека. К ним относятся вегетативные реакции, мимика, непроизвольные движения, тонические напряжения.
2. Неосознаваемые побудители сознательной деятельности
Это бессознательные аффективные комплексы, находящиеся в глубине собственно бессознательного, которое, по представлению психоанализа, представлено невротической симптоматикой, ошибочными действиями (в том числе оговорками) и сновидениями.
Комплексы, глубоко скрытые в бессознательном, проявляются в разнообразных невротических симптомах и представляют собой болезненные последствия вытесненных личных переживаний, травмирующих человека. При вскрытии такого комплекса он теряет свою силу, и, следовательно, побудительную способность, освобождая личность от своей тирании.
3. Надсознательные явления
4. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов
Мозг обладает способностью реагировать на незаметные для сознания, но отчетливо воспринимаемые бессознательным стимулы, имеющие, как правило, значительную психологическую нагрузку для конкретного человека. Эти стимулы не представлены образами, но их появление приводит к возникновению, например, биоэлектрических реакций, которые можно отследить на приборах (это принцип используется в работе «детектора лжи»).
5. Структуры общественного бессознательного
По представлению К.Г.Юнга, то, что мы называем теперь архетипами (структурами общественного бессознательного), являются наследуемыми структурами и принципами, передающимися в скрытой форме в данной культуре и определяющими мировосприятие ее людей.
При определенных условиях они активизируются и проявляются в сознании либо как символические образы, либо как стереотипные реакции и способы поведения.
Таким образом, система адаптации человека к миру состоит из активного, быстро реагирующего на изменения окружающей среды сознания и бессознательного, хранящего данные предыдущих опытов взаимодействия с реальностью и новую информацию.
Бессознательное что это в психологии
Творчество — высшая и наиболее сложная форма психической деятельности, отсюда — важность разработки вопроса о роли бессознательного в структуре художественного творчества и восприятия не только для психологии искусства, но и для исследования других видов психической деятельности. Как указывается во вступительной статье к шестому разделу второго тома «Бессознательное», соучастие неосознаваемой психической деятельности в процессе художественного творчества — факт реальный и настолько важный, что без учета его невозможно раскрытие ни психологических процессов творчества, ни психологической структуры художественного образа. Художественное творчество — особая форма обобщенного отражения действительности, говорящая на специфическом языке, и раскрыть своеобразие языка искусства невозможно без обращения к проблеме бессознательного, без учета закономерностей его деятельности. В акте творчества существует опора на бессознательное, которая обеспечивает художнику специфическую остроту видения, но бессознательное — лишь соучастник творческого процесса и может функционировать только в системе сознание-бессознательное, поэтому то, что утверждает произведение искусства, определяется не бессознательным и не сознанием, а личностью художника, включающей и ею сознание и его бессознательное. Такова позиция советской психологии в вопросе о связи бессознательного психического с художественным творчеством. С этих позиций подходят к проблеме авторы представленных в разделе статей, в которых обсуждается целый ряд интересных и важных вопросов, связанных с активностью бессознательного в творческом процессе и проявлением его в структуре произведения.
Н. Я. Джинджихашвили ТА. Флоренская ставят вопрос о природе катарсиса, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой проблеме.
В статье Н. Я. Джинджихашвили «К вопросу о психологической необходимости искусства» заново осмысливается идея социологизации Потребности катарсиса, предложенная Фрейдом. В отличие от своих Предшественников, Фрейд социологизировал потребность катарсиса, но определял ее лишь как средство компенсации нереализованных потребностей, а в искусстве видел способ иллюзорного примирения принципа реальности и принципа удовольствия, сузив тем самым познавательно-преобразовательную роль искусства. Л. С. Выготский указывал, что Фрейд правильно социологизировал катарсис как потребность компенсации, но следует при этом «ввести в круг своего исследования всю человеческую Жизнь, а не только ее первичные и схематические конфликты».
Н. Я. Джинджихашвили предлагает заменить понятие «компенсации» понятием «выравнивания» сознания с бытием, которое обозначает более широкое и диалектическое взаимодействие сознания и реальности и которое он называет «балансорной установкой сознания». Он различает пассивный и активный виды балансорной установки: пассивный подразумевает сугубо галлюцинаторное удовлетворение психики и выражается в замещении реальности грезой, галлюцинацией; она обусловлена состоянием эмоционального дефицита; активный дополнительно включает в себя эффект «отрезвления» от галлюцинаций и направлен на преобразование реальности. Удовлетворение балансорной установки сознания, ее активной формы, обеспечивается в искусстве, которое, в отличие от чисто игровой деятельности, не ограничивается устранением эмоционального дефицита, галлюцинаторной «отработкой чувств», но в конечном счете всегда направлено на преобразование самой реальности. Это и есть психологическая потребность катарсиса. « В то же время не следует забывать, — замечает автор статьи, — что этот процесс носит характер галлюцинаторный и провоцируется эмоциональным дефицитом психической жизни. Иными словами, не следует забывать, что существование художественной деятельности обусловлено также потребностью в той форме балансорного действия сознания, которую мы назвали пассивной. Сама по себе эта потребность неизбывна и непреходяща и сводится к устранению чувственного дефицита».
В статье Т. А. Флоренской «Катарсис как осознание (Эдип Софокла и Эдип Фрейда)» предпринята попытка на материале трагедии Софокла противопоставить катарсис как «расширение границ индивидуального сознания» психоаналитическому толкованию катарсиса. Вызывает возражение основной тезис этой статьи: «Катарсис — это осознание, но не в смысле фрейдовского погружения в низины подсознательного. Это — расширение границ индивидуального сознания до всеобщего».
Но «расширение границ индивидуального сознания до всеобщего» не может осуществиться без погружения в «низины» нашей психики, нашего бессознательного, ибо именно благодаря этому погружению совершаются познавательные процессы в акте художественного творчества и происходит синтез, являющийся результатом обобщения сугубо личного опыта с объективным общечеловеческим опытом. Это и создает познавательно преобразовательную значимость искусства. Без учета специфики психических процессов совершающихся на уровне бессознательного, проблема катарсиса не может быть решена.
В статье Т. А. Флоренской содержится замечание о том, что метод Фрейда сосредоточен на осознании бессознательного и мало касается последующей работы с осознанными влечениями и что Фрейд не указывает, каковы методы сублимации.
Следует сказать, что при психоанализе психосинтез происходит спонтанно, без специальных методов и приемов, как завершение познавательных процессов. Осознание бессознательного ведет к перестройке психологических установок личности. Не существует также специальных методов сублимации, ибо сублимация является естественным результатом синтеза, без синтеза сублимация не совершается. Поэтому Фрейд и сосредоточил свое внимание на методах осознания бессознательного.
В статье ставится вопрос: всегда ли возможно направить энергию инстинктов на другие цели, и почему это возможно? Принципиально не исключено, по мнению автора, что «Джинн, вырвавшийся из бутылки, может не захотеть нового пленения» и освобожденные инстинкты овладевают личностью: либо приведут ее к полной дезорганизации, либо перестроят сознание «сообразно своему характеру».
В качестве Джинна, вырвавшегося из бутылки, неосознаваемые влечения проявляют себя в психозах и неврозах, создавая дезорганизацию психики и импульсивное поведение. При психоанализе эти инстинктивные влечения постепенно опосредуются сознанием и осознание их продолжается до тех пор, пока они полностью не включатся в нормальную работу психики. Соответственно переключается и их психическая энергия, поэтому они не могут в процессе опосредования овладеть сознанием и «перестроить» его «сообразно своему характеру». Инстинктивные влечения направляются на сознательные цели, т. е. сублимируются, при правильной методике и технике анализа бессознательного, недостаточное овладение ею, кустарщина в лечении неврозов может давать нервные срывы, т. н. ятрогении.
Статья Э. А. Вачнадзе ставит на обсуждение очень интересный вопрос о сходстве и различии между сюрреализмом и патологическим художеством. Вопрос сам по себе не нов: им занимались и психиатры и искусствоведы, нова попытка подойти к нему с точки зрения психологии установки Д. Н. Узнадзе.
Сюрреализм и художество психотиков объединяет символическое выражение, которое создается сгущением (агглютинация), алогичностью и другими процессами, характерными для закономерностей функционирования бессознательного. Творческая продукция обоих видов художества отличается интенсивностью непосредственного выражения бессознательного, говорит на его «языке», подчиняется его «особой логике». Различие между ними заключается в самой сущности продукции: художник-сюрреалист творит произведение искусства, психотик же создает нагромождение символических образов, выражающих его бредовое состояние и не имеющих художественной ценности.
В своем сопоставительном анализе Э. А. Вачнадзе исходит из учения Д. Н. Узнадзе о наличии в психике человека двух планов психической деятельности, плана импульсивного поведения и плана объективации; иерархическая связь между ними обусловливает адекватную структуру поведения, нарушение этой связи приводит к патологии. По мнению Э, А. Вачнадзе, у психотиков, страдающих дефектом объективации, т. с. нарушением познавательной способности, изобразительная деятельность протекает на первом уровне поведения, у сюрреалистов же — на уровне объективации.
К статье Э.А. Вачнадзе мы хотели бы прибавить следующее. Чтобы ответить на вопрос о том, благодаря чему психика сюрреалистов при чрезмерной активности бессознательного сохраняет, в отличие от психотиков, способность к познавательным процессам, ее недостаточно сравнивать с психозами, но следует также сравнивать с т. н. неврозами перенесения — истерией и неврозом навязчивости. Патология неврозов перенесения заключается в том, что находящиеся в вытеснении, иногда давно забытые, переживания активизируются, но не объективируются и потому проявляют себя в сознании символически — в форме симптомов, симптомокомплексов, фобий, и конверсии, запретов и навязчивых действий, но при этом у субъекта сохраняется к ним критическое отношение и осознание реальности. Когда и при психоанализе эти бессознательные содержания осознаются, психическая норма восстанавливается. Мы полагаем, что сюрреалисты сохраняют способность к познавательным процессам потому, что они, как и невротики, способны к процессу перенесения. В отличие от них, психотики не обладают этой способностью, т. к. не могут отделить свое «я» от объекта, что является условием логического мышления, и остаются слитыми с ним. Поэтому они не могут осуществить актов объективации и переносят в художество свои бредовые идеи и представления.
В ряде статей предпринята попытка дать анализ бессознательного психического в структуре художественного произведения, т. е. ввести его в практику литературоведческого исследования.
В статье Р. Г. Каралашвили дан тонкий анализ произведений Г. Гессе. Автор совершенно правомерно увязывает творчество Г. Гессе с его жизненным опытом и духовным формированием его личности, ссылаясь при этом на высказывания самого писателя, имеющие важное значение для понимания не только его собственного творчества, но и творческого процесса как такового. Г. Гессе сравнивал функцию искусства с функцией исповеди, а само искусство считал длинным, многообразным, извилистым путем самовыражения личности художника. Психоанализ вошел в жизненный опыт Г. Гессе, и Р. Г. Каралашвили рассматривает его художественные произведения как документацию самопознания и самовыражения, а его творчество как непрерывный процесс осознания таинственных бездн собственного бессознательного.
Очень интересно понимание самим Г. Гессе природы и функции художественного персонажа. В романе «Степной волк» он пишет, что никакое «я» не являет собой единства, но всякое «я» представляет собой множество: эта многоликость души выражается писателем в персонажах произведения, на которые следует смотреть не как на независимые существа, а как на части, стороны, разные аспекты души писателя. Соответственно интерпретирует творчество Г. Гессе и автор разбираемой статьи: «… персонажи в романах и повестях позднего Гессе являются не отдельными и независимыми личностями, не суверенными литературными образами, а знаками-символами, репрезентирующими те или иные стороны души автора».
Представленный в статье анализ творчества Г. Гессе свидетельствует о том, что некоторые положения аналитической психологии Юнга — при подходе к ней с позиций диалектического материализма — могут быть использованы при комплексном изучении художественного творчества.
В статье Д. И. Ковды рассматривается весьма важный и мало разработанный в научной литературе вопрос о роли эмоций в творческом процессе. Автор совершенно правомерно увязывает эмоции со сферой бессознательного, где они объединяют ряды представлений и регулируют их течение; скрытые мотивы и личностные интересы оказывают влияние на осознанные переживания и обусловливают целостную психическую реакцию субъекта, которая определяет и направляет воображение и фантазию. Автор объясняет природу творческой фантазии, опираясь на учение Д. Н. Узнадзе: неосознаваемые психологические установки создают избирательную направленность внимания на соответствующие ситуации и свойства объектов, определяя тем самым идею и сюжет произведения; потребность в реализации этих установок обусловливает самовыражение; творческая индивидуальность писателя вытекает из всей системы его личностных установок.
Подход к проблеме с позиций учения Д. Н. Узнадзе о психологической установке, несомненно, следует считать позитивным, т. к. он помогает дать объяснение целому ряду вопросов, связанных с проблемой творчества. Однако для понимания всей сложности творческих процессов требуется проникновение в глубинные слои психики, где функционируют особые «механизмы» бессознательного. Одно понятие установки не обеспечивает этой возможности, т. к. оно не исчерпывает всей сложной сферы бессознательного. Конкретный анализ художественных произведений, если он предпринимается только с позиций психологической установки, также оказывается малоэффективным и далеко не полным. Подойти к решению столь сложной проблемы дают возможность предложенная А, Е. Шерозия теория сознания и бессознательного психического и концепция «значимых переживаний» Ф. В. Бассина.
Мы в нашей работе «Бессознательное и художественная фантазия» попытались, основываясь на теории А. Е. Шерозия и концепции Ф. В. Бассина, а также введя в творческий процесс понятие о некоторых «механизмах» первичных психических процессов, разработанных Фрейдом, дать психологический анализ некоторых узловых моментов сюжета «Войны и мира» Л. Н. Толстого и показать участие бессознательного психического в замысле и становлении художественных образов романа.
В настоящей статье мы остановимся на вопросе о некоторых скрытых «механизмах» неосознаваемой психической деятельности, принимающих участие в творческом процессе.
Бессознательное психическое подчиняется своим собственным законам, не имеющим ничего общего с законами нашего сознательного Мышления. Эта закономерность распространяется на все виды психического поведения: и на сновидения, и на неврозы, и на бодрственное Поведение психически здорового человека, и на творческий процесс. Различие этих видов психической деятельности определяется не различными психологическими «механизмами», а тем, сохраняется ли между Процессами бессознательного и сознания соотношение, необходимое для осуществления актов объективации, т. е. познавательных процессов. В бодрственном поведения нормального человека сохраняется равновесие между деятельностью обеих сфер психики, что дает возможность осуществляться актам объективации и целенаправленному поведению. То же происходит и в акте творчества, но специфика творческого процесса заключается в интенсификации нормальной психической деятельности, что способствует активизации познавательных процессов. В акте художественного творчества опора на бессознательное, эмоциональную сферу, приводит к эмотивному, чувственному, «нерасчленяющему» познанию, характерному именно для художественной деятельности. В патологии нарушение равновесия между сознанием и бессознательным вызывается чрезмерной активизацией бессознательного, не опосредуемого сознанием, благодаря чему часть энергии тратится на «психологическую защиту» сознания от натиска импульсивных сил. Это происходит — в разной степени — при неврозах и психозах, но при неврозах объективации не поддается лишь определенная часть вытеснения и способность к познавательным процессам сохраняется, а при психозах она в основном парализована. В сновидениях активность сознания минимальна, поэтому объективация не совершается. Таким образом, психологические «механизмы» бессознательного одинаковы для всех видов психической деятельности, а тот или иной вид ее зависит, как нам представляется, от соотношения активности бессознательного и сознания в едином психическом процессе и от сохранности способности к познавательным процессам. Фрейд изучал бессознательное на сновидениях и т.н. неврозах перенесения (истерия, невроз навязчивости) и сумел раскрыть тайные механизмы его работы. Это дает нам возможность судить о первичных психических процессах и в акте творчества и ввести понятие о психологических «механизмах» бессознательного в творческий процесс и в структуру художественного образа.
В художественном творчестве реализуется сущностная потребность человека в самовыражении. Фрейд указывал, что в психологическом романе писатель раздробляет свое «я» на части и вследствие этого персонифицирует в нескольких героях свои душевные конфликты. В каждом художественном образе выражаются те или иные аспекты личности писателя, тенденции его сознания и его бессознательного и в то же время находит отражение объективная реальность. Одни персонажи могут выражать по преимуществу тенденции сознания писателя, другие — преимущественно тенденции его бессознательного; часто в разных ситуативных положениях в одном и том же образе выступают на передний гшан то осознаваемые, то неосознаваемые побуждения автора, но во всех случаях можно говорить лишь о преобладающем выражении тех или других, т. к. сознание и бессознательное неоспоримо участвуют в создании художественного образа в качестве необходимых соучастников единого творческого процесса, как и всякого другого нормального законченною психического акта, и могут быть выражены не иначе, как через личность.
Самовыражение реализуется благодаря механизму проекции. Фрейд, который ввел это понятие в психологию, понимал под проекцией «перенесение внутреннего процесса вовне», заключающееся в том, что субъект отвергает чувства и побуждения, исходящие из влечения, переносит их из внутреннего восприятия во внешний мир и приписывает их другим.
Проекция, как указывает Фрейд, дает возможность познать психические акты, которые человек отказывается признать у самого себя, т. е. позволяет ввести их в общую душевную связь при помощи акта познания. Механизм проекции Фрейд приписывал как психопатологии, так и здоровой психике. Проекцией неосознаваемых желаний он считал истерические фобии, конверсии, симптомы невроза навязчивости, паранойю, сновидения.
Проекция в творческом процессе выступает как механизм «психологической защиты», которая считается советской психологической наукой эвристичным понятием и связывается с областью бессознательного. Идея «психологической защиты» разрабатывается в советской психологии в трудах Ф. В. Бассина с позиций теории установки Д. Н. Узнадзе и его школы.
Роль проекции в акте художественного творчества заключается в том, что благодаря этому психическому акту, определенные чувства и побуждения писателя, вытесняемые его сознанием, переносятся из внутреннего восприятия вовне и приписываются литературному персонажу. Таким образом, автор в созданных им героях снова находит свои внутренние душевные процессы, но переживает и объективирует их уже не как свои собственные, а как присущие «другому» — его персонажу. Именно это обстоятельство способствует самовыражению писателя в акте творчества. Проекция дает нам возможность заглянуть в самые затаенные глубины души писателя, а его творческая фантазия может рассказать нам о нем больше, чем самый усердный собиратель фактов и даже чем он сам, и позволяет судить о его психической конституции.
В структуре художественного образа главную роль играют механизмы идентификации и перенесения. Понятие идентификации Фрейд разрабатывал в связи со сновидениями и психопатологией. Он приписывал этот механизм и нормальному бодрственному мышлению. Мы рассмотрим этот механизм с точки зрения его роли в структуре художественного образа.
Фрейд считал идентификацию самым ранним проявлением эмоциональной привязанности субъекта к другому человеку, и первым амбивалентным в своем выражении способом, которым «я» выделяет какой-нибудь объект. Всякая эмоциональная привязанность к человеку реализуется только через идентификацию. Она способствует выражению наших чувств, как дружественных, так и враждебных, и участвует в формировании идеалов личности. Только благодаря этому механизму, по мнению Фрейда, возможно проникновение во внутренний мир другого человека, наше понимание чужого «я». От идентификации он вел путь к вчувствованию.
Механизм идентификации осуществляет отождествление субъекта и объекта, при котором соединяются в одно целое их отдельные свойства, качества, признаки; при этом идентификация является только частичной, в высшей степени ограниченной: она заимствует лишь одну черту или ограниченное число черт объектного лица. При объединении возникает новая единица, в которой каждое из идентифицируемых лиц может быть представлено всего-навсего какой-то особенностью, деталью, именем, внешностью, манерой или же ситуацией, характерной для него. Фрейд выделяет три типа идентификации, отличающиеся друг от друга мотивом выбора объекта: 1) идентификация с объектом, который принимается за идеал, — здесь идентификация стремится выразить то, чем субъект хочет быть, какими качествами он желает обладать; подобная идентификация носит дружественный характер; 2) идентификация с объектом из желания быть на его месте, находиться в его ситуации, здесь выражается тенденция соперничества и идентификация принимает враждебный характер; 3) идентификация с лицом, к которому субъект испытывает объектную привязанность.
Мы вводим понятие идентификации в творческий процесс и считаем, что указанные выше три типа идентификации участвуют в сложении структуры художественного образа. Приведем несколько примеров работы этого механизма в структуре художественного образа. Объектом идентификации в качестве идеала выбран для образа Пьера Безухова друг писателя Д. Л. Дьяков, для образа Андрея Болконского — брат писателя С. Н. Толстой. По второму типу идентификации складывается, например, образ Анатоля Курагина (идентификация писателя с Анатолием Шостак на основе тенденции соперничества). Примером третьего типа идентификации (на основе объектной привязанности) может служить образ Наташи Ростовой (идентификация Л. Толстого с Таней Берс). Часто в одном и том же образе сходятся два типа идентификации, т. к. сама идентификация амбивалентна с самого начала. Например, идентификация Л. Н. Толстого с С. Н. Толстым в образе Андрея Болконского носит не только дружественный характер, но имеет своим мотивом также бессознательное желание писателя быть на месте брата в его любовной ситуации, т. е. носит и враждебный характер. В то же время один и тот же тип идентификации может дать несколько различных образов в одном произведении в зависимости от проецируемых тенденций автора: образы Пьера Безухова, Андрея Болконского, старого князя Болконского структурированы по первому из указанных типов идентификации, но выражают различные аспекты личности Толстого.
Как нетрудно убедиться из сопоставления литературных персонажей с т. н. «прототипами», идентификация переносит в художественный образ лишь ограниченное число черт или качеств объекта и некоторые из его жизненных ситуаций, в основном же образ «заполняется» сознательными и бессознательными тенденциями самого художника, за каждым художественным образом стоит одно из множественности «я» самого автора. Например, Сергей Николаевич Толстой выбран в качестве объекта идентификации для образа Андрея Болконского как идеал comme il faut, Д. А, Дьяков — для Пьера Безухова как высокий нравственный авторитет, но сами образы настолько не похожи на своих «прототипов», что на связь между ними обычно не указывают, несмотря на то, что эти лица принадлежали к ближайшему окружению Л. Н. Толстого. Однако об этой связи свидетельствуют жизненные ситуации, вошедшие в сюжет. Из жизни брата автор взял лишь историю его любовных отношений с Т.А. Берс, да и ту видоизменил, «придумав» измену Наташи и попытку ее побега с Анатолем; из жизни Д. А. Дьякова воспроизведено лишь его объяснение с Т. А. Берс в сцене разговора Пьера с Наташей после ее разрыва с князем Андреем, в остальном же судьба Андрея Болконского и Пьера Безухова — плод фантазии писателя, создавшей те ситуации, где его собственные желания и влечения нашли наиболее адекватное и желаемое выражение и реализацию.
В структуре художественного образа идентификация выступает в единстве с другим важнейшим механизмом первичных психических процессов — перенесением. Это понятие также введено Фрейдом. Согласно законам бессознательного, импульс может проявиться не там, где он возник, и перенестись в более поздние времена и отношения, — это явление Фрейд назвал перенесением. Перенесение вызывается склонностью бессознательных влечений в поисках путей удовлетворения направляться ассоциативным путем на все новые объекты. Благодаря перенесению происходит замещение одного представления другим вдоль ассоциационного ряда и слияние объектов перенесения, создающее в сновидениях и неврозах т. н. сгущение.
Перенесение можно непосредственно наблюдать при неврозах на перенесении невротика на врача. Невротик бессознательно идентифицирует его со всеми объектами своей аффективной направленности, в том числе и с вытесненными, врач становится как бы замещающим их объектом, на который невротик переносит свои значимые переживания и конфликты. Перенесение на врача дает возможность разгадать смысл бессознательных фантазий и понять истинные мотивы невротического поведения. Поэтому перенесение, подобно сновидению, можно было бы назвать «окном» в бессознательное. Перенесение на врача эффективно используется при психотерапии неврозов.
Роль перенесения в структуре художественного образа заключается в том, что оно создает агглютинацию, которая соответствует сгущению в сновидениях и неврозах. Агглютинация делает образ коллективным лицом, на который переносится психическая энергия составляющих его элементов. Наиболее эмоционально насыщены те образы, для образования которых потребовалась наибольшая работа агглютинации. Благодаря перенесению в фантазии находят способ проявить себя в качестве отпрысков бессознательного самые интимные влечения из глубинных слоев психики. Они скрываются в замаскированном виде под явным содержанием сюжета.
Перенесение с точки зрения установки Д. Н. Узнадзе можно определить как действие фиксированных установок, стремящихся к реализации.
Идентификация и перенесение тесно связаны между собой и в акте творчества, как и в сновидениях и неврозах, друг без друга не функционируют. Они определяют структуру художественного образа. Таким образом, структура художественного образа складывается на уровне бессознательного.
Изложенное понимание психологических «механизмов» бессознательного в акте художественного творчества дает возможность проникнуть вглубь творческих процессов, установить связь литературного персонажа с личностью писателя, раскрыть структуру художественного образа, определить истинные побудительные мотивы творческой фантазии и художественных решений и ввести анализ бессознательного в практику литературоведческого исследования.
Мы полагаем, что очередная задача, стоящая перед литературоведением при комплексном подходе, — выработка методики анализа бессознательного в структуре художественного произведения, что обеспечит исследование творчества на уровне современной науки.
Выступления на Тбилисском симпозиуме по проблеме бессознательного (1979) и статьи, присланные после симпозиума для опубликования в IV томе монографии, свидетельствуют о том, что вопросы, обсуждавшиеся в разделе «Проявление бессознательного психического в структуре художественного творчества и восприятия», вызвали большой интерес и оживленную полемику. К сожалению, эти материалы по техническим причинам в IV томе не публикуются, поэтому мы позволим себе лишь бегло коснуться некоторых из вопросов, обсуждаемых в них.
Вопрос о целесообразности применения психоанализа при исследовании художественного творчества. Исследование бессознательного в структуре художественного произведения методом психоанализа, по мнению Р. Г. Каралапгоили, помогает раскрытию важных связей и аспектов, которые иначе остаются неясными и непонятными. Однако плодотворным психоаналитический подход к произведению искусства может быть лишь в том случае, если он не превращается в самоцель и способствует выявлению эстетической природы произведения и той имманентной ясности, которая в нем заключена.
Действительно, большинство работ, посвященных психоанализу литературного творчества, ограничивается поисками т. н. «комплексов» или сексуальной символики в структуре произведения, что преследует сугубо психоаналитические цели и практически бесполезно для литературоведческого исследования. В частности, у нас этим грешит книга о Гоголе И. Ермакова, известного издателя психоаналитической литературы в России в 20 гг. Сам Фрейд, неоднократно обращавшийся к творчеству писателей и художников (Шекспир, Гете, Достоевский, Леонардо да Винчи и др.), не ставил себе целью психологическое исследование того или иного произведения искусства, он лишь показывал отдельные проявления бессознательного в структуре сюжета, демонстрируя, как неосознаваемые мотивы и влечения могут направлять творческую фантазию художника. Даже его наиболее фундаментальная работа, посвященная литературному произведению, — «Бред и сны в «Градиве» Иенсена» является отнюдь не литературоведческим, но психиатрическим исследованием.
Анализ бессознательного в структуре художественного творчества имеет смысл и позитивное значение лишь тогда, когда он увязывается с личностью автора, включающей и его сознание и его бессознательное, ибо смысл произведения и значение его в системе эстетических ценностей эпохи определяется не бессознательным и не сознанием автора, а его личностью.
Вопрос о том, является ли искусство, говоря словами Л. С. Выготского, «средством для разряда нервной энергии».
Для художника творчество, — действительно, «средство для разрядов нервной энергии», ибо в акте творчества происходят познавательные процессы, осуществляемые в акте объективации, которые ведут к разрешению внутренних конфликтов и разрядке аффективной напряженности. Творчество служит удовлетворению сущностных потребностей человека (познавательной, потребности творчества, самовыражения и самореализации и др.), что вызывает положительные эмоции. То же происходит и в акте восприятия художественного творчества. Для воспринимающего изображаемое действие служит как бы проекцией его собственных переживаний; идентифицируя себя с персонажами произведения, он психически проигрывает роли, которые имеет потребность реализовать в объективной действительности. Таким образом, переживаемое действие служит для воспринимающего ситуацией, где его потребность находит возможность своего удовлетворения.
И, наконец, вопрос о том, ставит ли писатель свой талант под угрозу, подвергаясь психоанализу.
Опосредование бессознательного при помощи техники психоанализа никоим образом не ведет к понижению творческого потенциала писателя потому, что резервы его бессознательного, его эмоциональной сферы, не могут иссякнуть до тех пор, пока личность сохранна биологически и психически; наоборот, психоанализ — это путь к активизации потенциальных творческих возможностей личности.
Бессознательное природа, функции, методы исследовать, rn.1V, Тбилиси, 1985, с 307-317