Бессмысленное разрушение того что составляет культуру это

Словари

1. Тот, кто занимается вандализмом; разрушитель культуры, варвар.

Необразованный, невежественный человек.

ВАНДА́Л, вандала, муж.

2. Разрушитель памятников культуры, варвар (книжн. публиц.).

3. Крайний невежда. «Зови меня вандалом, я это имя заслужил.» Грибоедов.

ВАНДАЛ, имя народа; обратилось в общее название варвара, грубого, непросвещенного человека. Вандализм, поступок грубый, противный просвещению, образованности.

Преступник, беспощадно разрушающий памятники культуры и искусства, бессмысленно уничтожающий культурные материальные ценности, принадлежащие обществу;

Син.: разрушитель, осквернитель.

Современные вандалы оскверняют надгробия.

Древнегерманское племя, завоевавшее часть Римской империи и подвергшее Рим разгрому и разграблению.

2. Разрушитель культурных ценностей.

Некультурный, невежественный человек.

Придется все разломать, чтоб удостовериться в этом. А как тут ломать? Скажут: вандалы, науки не уважаете! Новорусский, Записки шлиссельбуржца.

1. Название древнегерманского племени, завоевавшего и разграбившего в 450 г. часть Римской империи.

2. Символ грубости, невежества, жестокости.

Ср. Жить полгода во Флоренции и не видеть галереи Питти! Я хотел бежать от моего гостя с его вандализмом.

Дружинин. Русские за границей. Эпизод. 2.

Данилевский. Дедов лес.

Ср. А ты читал? задача для меня.

Я это имя заслужил».

Грибоедов. Горе от ума. 4, 4.

Ср. Grégoire. Mémoires.

(книжн. разрушитель культурных ценностей, по названию древнегерманского племени вандалов, разрушившего Древний Рим)

Я это имя заслужил.

Людьми пустыми дорожил!

Сам бредил целый век обедом или балом!

А. С. Грибоедов, Горе от ума

Сведения о происхождении слова:

Сведения о старой норме ударения:

ванда́л, ванда́лы, ванда́ла, ванда́лов, ванда́лу, ванда́лам, ванда́лом, ванда́лами, ванда́ле, ванда́лах

сущ., кол-во синонимов: 2

крайне невежественный, некультурный человек)

Вандалами назывались представители германского племени, которое в V в. разграбило Рим. Когда-то наименование вандал просто определяло племенную принадлежность человека, как, например, слова «индеец» или «скиф». Кровавый грабеж, учиненный племенем вандалов в Риме, привел к переосмыслению этого слова; теперь вандалом называют и грубого жестокого человека, разрушителя.

из франц. vandale или нем. Wandale от названия вост.-герм. племени вандалов.

ВАНДАЛ а, м. vandale m., нем. Vandale.

— Дикарь, рисующий на памятниках.

— Кто калечит памятники?

— Представитель группы германских племён, которые в 455 году разграбили Рим и уничтожили многие памятники античной культуры.

прил., кол-во синонимов: 2

Разрушение исторических памятников, уничтожение культурных ценностей; варварство.

ВАНДАЛИ́ЗМ, вандализма, мн. нет, муж. (книжн. публиц.). Бессмысленное разрушение культурных ценностей, варварство, поведение вандала (во 2 знач.).

|| Грубость нравов, невежество.

Беспощадное разрушение памятников культуры и искусства, бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Готовить материал по вандализму для газеты.

Само понятие вандализм теперь стало сложным. Это. и вандализм информационный, состоящий в невозможности пользоваться фактами культуры (Ю. Рождественский).

Проявление бессмысленной жестокости в беспощадном разрушении памятников культуры и искусства, различных материальных ценностей.

Вандализм древних германских племен, разрушивших в 455 г. Рим, до сих пор поражает своей жестокостью.

Преступление, состоящее в бессмысленном, беспощадном разрушении и уничтожении памятников культуры и искусства.

Беспощадное разрушение и уничтожение памятников культуры и искусства.

Фашизм, не разбираясь, бьет направо и налево, проявляет невероятный вандализм по отношению к культурным ценностям. М. Калинин, Статьи и речи 1919-1935.

вандали́зм, вандали́змы, вандали́зма, вандали́змов, вандали́зму, вандали́змам, вандали́змом, вандали́змами, вандали́зме, вандали́змах

сущ., кол-во синонимов: 2

ВАНДАЛИЗМ (франц. vandalisme, от им. народа вандалы). Безучастие к просвещению и искусствам; отсутствие всякого вкуса; стремление к уничтожению произведений искусств; дикость по отношению к культуре и ее продуктам.

— Отнимание весла у девушки в парке.

— Бессмысленно-жестокое разрушение исторических памятников, варварство.

— Какое слово сделало нарицательным четырнадцатидневное пребывание группы людей во главе с Гейзерихом в одном городе?

ВАНДАЛИЙ vandale m. окказ? Прав человеческих попрание вандалье. В стране долларА, в стране песеты. М. Левин Рождествен. Песнь группы членов АН. // ВЛ 1998 1 372.

1. соотн. с сущ. вандал, вандализм, связанный с ними

2. Свойственный вандализму, характерный для него.

3. Характеризующийся вандализмом.

прил., кол-во синонимов: 3

вандальский, невежественный, варварский

ВАНДАЛИСТСКИЙ ая, ое. vandale m. един.? По имеющейся информации в день проведения конгресса и митинга-протеста намечается ряд провокаций и другие вандалистские акции. Сов. Рос. 24. 10. 1992.

прил., кол-во синонимов: 2

Германские племена, завоевавшие часть Римской империи и подвергшие Рим разрушению и разграблению.

В 406 под натиском гуннов (см. ГУННЫ) вандалы и объединившиеся с ними аланы (см. АЛАНЫ) вторглись в Галлию и опустошили ее, в 409 расселились в Испании, в Бетике (позже стала называться по их имени Андалузией). Здесь господствующей группой стали вандалы-асдинги во главе с королем Гундерихом, вандалы-силинги и аланы были рассеяны союзниками Рима вестготами.

— Древнегерманский народ, близкий готам, в эпоху Великого переселения народов.

Источник

1.Толковый словарь Ушакова:

ВАНДАЛИ;ЗМ, вандализма, мн. нет, муж. (книжн. публиц.). Бессмысленное разрушение культурных ценностей, варварство, поведение вандала (во 2 знач.).
|| Грубость нравов, невежество.

Словарь иностранных слов русского языка:
ВАНДАЛИЗМ — (франц. vandalisme, от им. народа вандалы). Безучастие к просвещению и искусствам; отсутствие всякого вкуса; стремление к уничтожению произведений искусств; дикость по отношению к культуре и ее продуктам.

2. Словарь синонимов:

вандализм — а, м. vandalisme m. Действие, поведение вандала, вандалов, разрушение исторических памятников, уничтожение культурных ценностей; варварство. БАС 2. Впервые отмечено в письме А. С. Пушкина к П. А. Плетневу 26. 3. 1831. ЭС. Да это сущий вандалисм!… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
вандализм — варварство Словарь русских синонимов. вандализм см. варварство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ВАНДАЛИЗМ — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 214 УК РФ, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Термин В. происходит от названия… … Юридический словарь

4..Большой Энциклопедический словарь:

ВАНДАЛИЗМ — бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей … Большой Энциклопедический словарь
Толковый словарь Ожегова:

ВАНДАЛИЗМ — ВАНДАЛИЗМ, а, муж. Бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. | прил. вандалистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …

ВАНДАЛИЗМ — (от лат. Vandali) англ. vandalism; нем. Vandalismus. Бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников.

Большой толковый словарь по культурологии, энциклопедия культурологии:

Вандализм — бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей

Последняя бука буква «о»

Ответ на вопрос «Грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей «, 10 (десять) букв:
варварство

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова варварство

Определение слова варварство в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
варварства, мн. нет, ср. (книжн.). Варварское отношение к культурным ценностям, разрушение их. Грубость, дикость нравов; поведение варвара.

Примеры употребления слова варварство в литературе.

Уильяма Шекспира, несмотря на все его варварство, безнравственность, политическую некорректность, мертвость, белость, мужеполость и чудовищную гениальность?

Под пером этих компиляторов британские воины стали норманнскими рыцарями, совершающими подвиги доблести и чести при дворах славных монархов, черпая вдохновение в фантастических описаниях рыцарских добродетелей, культивируемых трубадурами, в то время как друиды почти отказались от своей друидической практики, попахивающей языческим варварством, и обратились к обыкновенной магии, распространенной у всех латинских или, лучше сказать, романских народов.

При этом они склонны игнорировать тот факт, что римское вмешательство ослабило обширные регионы на юге и востоке и тем самым способствовало возвращению к варварству гораздо более внушительные завоевания греческой цивилизации.

Подавляющее большинство немецкого народа, казалось, ничего не имело против того, что его лишили личной свободы, что уничтожили много культурных ценностей, предложив взамен бессмысленное варварство, что его жизнь и работу подвергли такой регламентации, какой не знал даже он, приученный за много поколений к строгому порядку, Правда, за всем этим скрывались страх перед гестапо, боязнь попасть в концентрационный лагерь, если ты вышел за рамки дозволенного если ты разделяешь взгляды коммунистов или социалистов, если ты слишком либерально или пацифистски настроен или если ты еврей.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

БЕССМЫСЛЕННОЕ

Полезное

Смотреть что такое «БЕССМЫСЛЕННОЕ» в других словарях:

бессмысленное — БЕССМЫСЛЕННОЕ в логическом аспекте нонсенс; выражение, в составе которого слова занимают места, не соответствующие их семантическим категориям, в результате чего образуется семантический беспорядок. Считается, что два выражения… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

бессмысленное — языковое выражение, не отвечающее требованиям синтаксиса или семантики языка. Б. представляет собой конфликт с правилами языка, выход за рамки установок, регламентирующих общение людей с помощью языка. Б. не тождественно ложному, оно не истинно и … Словарь терминов логики

бессмысленное сообщение — искаженное сообщение — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы искаженное сообщение EN garbled message … Справочник технического переводчика

принявший бессмысленное выражение — прил., кол во синонимов: 2 • помутневший (19) • принявший безжизненный вид (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Вандализм — бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Слово произошло от названия древнегерманских племён вандалов (См. Вандалы), разграбивших в 455 Рим и уничтоживших многие памятники античной культуры … Большая советская энциклопедия

Вандализм — бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей. Вандалы древние германские племена, известные разграблением Рима и разрушением античных памятников. В современном понимании вандал человек непросвещённый, грубый, противный… … Педагогический терминологический словарь

ВАНДАЛИЗМ — Бессмысленное разрушение объектов материальной культуры. В практике страхования данный термин обычно используется как синоним умышленного вреда, преднамеренного причинения имуществу физического повреждения … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

Вандализм — бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Является преступлением, посягающим на общественный порядок, собственность. В соответствии со ст. 214 УК РФ осквернение зданий или иных сооружений (учинение всевозможных текстов,… … Большой юридический словарь

бессмысленный — ая, ое; лен, ленна 1) Ничего не значащий, лишенный содержания. Бессмысленный набор слов. Бессмысленное высказывание. Бессмысленный разговор. Синонимы: беспредме/тный, бессодержа/тельный, пустопоро/жний (разг.) Анто … Популярный словарь русского языка

Источник

Обществоведение человек и общество

Элитарная и массовая культура. В зависимости от уровня развития культуры выделяют две её формы – элитарную и массовую.

Элитарная культура – это субкультура привилегированных групп общества.

Она характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью и создаётся привилегированной частью общества (элитой) либо по её заказу профессиональными творцами.

Культурную элиту общества надо отличать от социальной аристократии. Культурная элита в конечном итоге живёт для народа, а аристократия – возвышается над ним и обычно отгораживается от него. Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие того общества, в котором живут. Они не боятся труда и даже рискуют своим благополучием, а порой и жизнью, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А. С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность.

Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры – вот отличительные черты культурной элиты. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох, когда усиливается неприятие любого инакомыслия.

Элитарная культура находится в постоянной борьбе с культурой массовой. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся стереотипы и шаблоны массовой культуры.

Массовая культура – это тип культуры, ориентированный на массовое каждодневное потребление.

Массовая культура ярко проявила себя в США на рубеже XIX и XX в. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Её продукция предназначена для употребления массой, состоящий из средних, заурядных людей. Её представитель – человек без индивидуальности, потому массовая культура доступна и понятна всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности. При этом неизбежно происходит снижение уровня культуры, поскольку она приспосабливается к неразвитым, невзыскательным вкусам массового человека. Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети сразу же после своего появления превратились в механизмы распространения и функционирования массовой культуры.

С помощью средств массовой коммуникации и информации у творцов массовой культуры появилась возможность легко манипулировать миллионами людей. В отличие от элитарной культуры она обладает большей аудиторией, а в отличие от народной – продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций, она не связана с определённой религией или интересами какого-то одного социального класса. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, выходят из моды. При этом чем более примитивны и общедоступны культурные достижения, тем более они значимы для массы. В результате развития массовых форм культуры обесценивается высокая духовность, расшатываются или даже разрушаются моральные устои. Среди основных способов осуществления современной массовой культуры выделяются следующие: средства массовой информации; массовая общеобразовательная школа; массовые политические движения; реклама; мода; индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, туризм, фитнес, среда медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. д.); индустрия досуга, включающая в себя художественную культуру (приключенческая, фантастическая, «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изобразительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище и др.). В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы общества.

Народная и профессиональная культура. Народная культура включает сказки, песни, танцы, мифы и легенды. Её создают не имеющие профессиональной подготовки анонимные творцы, т. е. их имена, как правило, неизвестны. Народную культуру также называют любительской. Она начала складываться в ранний период истории человечества, предшествовавший появлению первых государств. Народная культура впитала в себя древнейшие представления о мире, религиозные догмы и ритуалы. Всё это отразилось в произведениях фольклора.

Фольклор – это народное творчество, искусство, создаваемое народом.

Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие окружающего мира. На этой основе развились и существуют такие виды фольклора, как народный анекдот, басня, сатирическая песня, сказка, скоморошество.

Особое значение в странах Запада приобрели карнавалы – массовые театрализованные народные гулянья. Благодаря карнавальным шествиям обряженных в маски людей в средневековом обществе снималось внутреннее напряжение, поддерживался классовый мир. Именно в фольклоре лежат истоки многих современных видов искусства. Народная культура стала основой для формирования главных ценностей, принципов и традиций современной национальной культуры.

Различают обыденную (повседневную) и профессиональную культуру. Все основные виды человеческой деятельности зародились в недрах обыденной жизни, но со временем выделились и оформились в специализированные профессии.

Профессиональная культура – это деятельность особых учреждений, предприятий, специалистов по организации материального и духовного производства.

По мере развития искусства, науки и техники они превратились в самостоятельные области деятельности со своими правилами, традициями и т. д. В связи с этим потребовались максимальная концентрация усилий специалистов для решения конкретных задач, их особая подготовка для достижения требуемого мастерства. Когда художник смог заработать себе на жизнь только живописью, учёный – наукой, инженер – созданием и совершенствованием технологий машин и механизмов, вот тогда и появились соответствующие разновидности профессиональной культуры.

Тем не менее в настоящее время профессиональная культура не является достоянием исключительно профессионалов. В современном мире обычному человеку не обойтись без использования различных достижений искусства, науки и техники. Они прочно вошли в нашу жизнь и для многих людей стали обыденностью.

Во всех обществах существует множество социальных групп, имеющих различные культурные ценности, традиции и т. д.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный статус, этническое происхождение, религия, место жительства. Ценности и нормы субкультуры воздействуют на формирование личности членов соответствующей группы.

Таково, например, воздействие на личность молодёжной субкультуры.

Во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым в принципе субкультурам врачей, учёных или военных.

От доминирующей культуры субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения её носителей. Эти различия могут быть выражены очень сильно, даже если субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями и нормами, носит название контркультура *.

Контркультура связана с отрицанием или разрушением принятых в обществе ценностей, норм и правил. Это бывает выражено в вандализме – бессмысленно жестоком разрушении того, что накоплено людьми, составляет культуру, её достояние**. Можно выделить следующие его виды:

* Слово «контркультура» возникло на основе contra — «против» и «культура» (примеч. ред.).

** Слово «вандал» значит теперь «разрушитель культуры; варвар; невежда». Оно связано с названием одного из воинственных древнегерманских племён — вандалов. Это племя в V в. разграбило Рим, уничтожило многие памятники культуры (примеч. ред.).

1) материальный вандализм — разрушение и осквернение церквей, святых мест, памятников культуры, ценных природных объектов;

2) духовный вандализм — разрушение веры, укоренившейся в душах людей;

3) системный вандализм — разрушение устоявшихся систем ценностей, образования, воспитания, общественных связей;

4) физический вандализм — «качки», надругательство над собственным телом.

Известна такая разновидность контркультуры в западном обществе, как богема. Наиболее яркий пример – хиппи 60-х годов ХХ в., которые вели асоциальный и аморальный образ жизни, протестуя тем самым против войны и др. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и трудноразрешимых конфликтов в обществе. Иногда эти ценности и воззрения проникают в господствующую культуру, изменяя её. Так, длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, широко распространились в американском обществе.

Контркультура, бывает, несёт в себе не только отрицательное, но и некоторое положительное содержание. Она часто выражает протест против негативных явлений в обществе. Однако вместе с вредным она уничтожает и полезное, превращаясь порой в антикультуру * — нетерпимую и злобную критику любой культуры.

* Греческое слово anti — «против, вместо».

Культура в повседневной жизни. Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. Во всех обществах она в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Человек не может существовать без приобщения к той или иной культуре, её ценностям, традициям, идеалам. Ребёнок рождается на свет, совершенно беспомощным, но со временем, приобщаясь к культуре, он превращается в полноценного члена общества. При этом культура пронизывает всю повседневную жизнь человека. В ней можно выделить следующие области:

1) культура труда : ответственное отношение к своим трудовым обязанностям является основой плодотворного развития личности;

2) культура быта : организуя свой быт, человек преобразует себя, делает лучше, прекраснее свой небольшой кусочек окружающего мира;

3) культура отдыха : отдыхая от работы, человек занимается развитием души, приобщаясь к достижениям изобразительного искусства, литературы и т. д.;

4) физическая культура : тело человека – это важная часть нашего мира, а забота о нём – составная часть заботы о мире в целом.

Все области культуры связаны друг с другом и тесно взаимодействуют, составляя целостное пространство человеческой жизни. Так, от характера труда и его результативности зависит организация быта; с бытовыми условиями связана структура отдыха, а от направленности на определённый тип отдыха зависит уровень развития физической культуры человека.

1. В зависимости от уровня развития выделяют две формы культуры – элитарную и массовую.

2. Элитарная культура создаётся представителями творческой элиты и противостоит низким вкусам и ценностям массовой культуры.

3. Народная культура представляет собой основу для развития современной национальной культуры.

4. Профессиональная культура развилась благодаря необходимости максимальной концентрации усилий специалистов на решении конкретных задач определённого типа – научных, инженерных и т. д.

5. Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства членов общества.

6. Контркультура – это субкультура, которая находится в конфликте с ценностями доминирующей культуры.

7. В повседневной жизни культура проявляется в культуре труда, культуре быта, культуре отдыха, физической культуре.

1. По мнению современного испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, есть два типа людей: 1) те, «кто строг и требователен к себе, берёт на себя труд и долг», и 2) те, «кто доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению». Кого из них вы отнесёте к элите, а кого – к представителям «массы»?

2. Какова, на ваш взгляд, роль культурной элиты в обществе?

3. Назовите основные проявления массовой культуры.

4. Выдающийся русский философ М. М. Бахтин (1895—1975) сравнивал средневековый карнавал с выниманием затычки из винной бочки, благодаря чему её не разрывают скопившиеся там винные пары. Как вы это понимаете?

5. Является ли субкультура неонацистов контркультурой применительно к ситуации в современном обществе? Приведите примеры контркультур.

6. Можно ли сказать, что массовая культура – это форма потери человеком личностной культуры? Ответ обоснуйте.

§ 10. Преемственность в развитии культуры

Культура как механизм социального наследования. Каждая культура предполагает передачу социального опыта, который выражается в знаниях и способах трудовой деятельности, обычаях и традициях, основных символах и ценностях культуры. Только благодаря преемственности опыта люди овладе­вают достижениями прошлого и получают возможность, опираясь на этот фундамент, развивать культуру дальше.

Для того чтобы воспользоваться накопленным ранее предметным и духовным богатством, новое поколение людей должно понять его смысл и предназначение, применить его к своим жизненным обстоятельствам. Так, в Древнем Риме была разработана детальная система правовых норм, регулирующих различные стороны жизни людей, в особенности имущественные отношения. Римское право изучается в юридических вузах и в наши дни.

Мысли и представления, выраженные в знаковых системах, хранящих достояния культуры, как бы отделяются от человека, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой и является культура общества. Культура образует специфически человеческий «механизм» наследования духовного и практического опыта. Благодаря ей становится возможным историческое развитие, которое основывается на накоплении и умножении информации, используемой людьми.

Культура включает в себя множество знаков и знаковых систем. С их помощью образуются культурные «тексты», в которых запечатлевается и хранится нужная людям информация. Под словом «текст» понимают не только письменное сообщение, но и любой объект, который несёт важную для людей информацию – произведение искусства, вещь, обычай, танец, художественное произведение. Например, для археолога золотые украшения, найденные при раскопках, являются предметами древней культуры. Они интересуют его именно как носители исторической информации, тогда как для злоумышленника, который переплавляет их в слиток и продаёт, они не более чем средство наживы.

Важнейшей из созданных людьми знаковых систем является естественный язык. Любой из нескольких тысяч ранее существовавших или теперь используемых естественных языков – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нём народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему значению в культурном наследовании.

Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм, определяющих построение речи. Вместе с тем языковые нормы не являются абсолютно жёсткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Каждая принципиально новая идея требует соответствующих языковых средств для её объяснения. Так вошли в язык многие научные термины, например «кванты», «гены», «волны вероятности» и др.

Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой мысли. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объёма знаний, который хранился в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу сохранять и передавать информацию, количество которой намного превосходит объём памяти отдельного человека. Для её хранения создаются архивы, библиотеки, делающие накопленное знание доступным для того, кто умеет читать. Благодаря письменности становится возможным общение между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное время.

Функции языка в культуре.

Язык – это способ вы­ражения мыслей, средство общения людей, показатель уровня развития культуры обще­ства и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия, а также создания новых культурных ценностей.

По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, характер. Речь человека – это его «визитная карточка».

Структура языка вместе с тем характеризует психологические особенности народа. Например, английская культура предполагает, что человек может прямо и недвусмысленно высказывать соб­ственное мнение, и это находит отражение в структуре и особенностях английского языка. Японская культура, напротив, ограничивает возможность непо­средственного и прямого выражения человеком своих чувств и желаний. Она не поощряет также обсуждение чувств и мыслей другого человека. О них собеседник дол­жен догадаться. Этому помогают определённые формы поведения, близкие к ритуалу.

Именно язык служит основным средством передачи культуры. Важной особенностью родного языка является то, что на нём практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи усвоены в детском возрасте. Язык играет важнейшую роль в процессе приобретения и упорядочения опыта людей. Как и вся культура в целом, он накапливает общепринятые значения. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значения используемых слов и высказываний. Общий язык ещё и поддерживает сплочённость, единство общества. Он помогает людям согласовывать свои действия через убеждение, одобрение или осуждение друг друга.

Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает не только взаимопонимание, но и определённое сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, о правилах организации повседневной жизни. Поскольку язык способствует формированию чувства группового единства, в развивающихся странах, в которых существуют племенные диалекты, большое внимание уделяется выработке единого национального языка. Без этого трудно достичь сплочения нации, бороться с племенной разобщённостью.

Хотя язык является могучей объединяющей силой, он способен и разобщать людей. Группа, использующая определённый язык, нередко считает всех, говорящих на нём, своими, а людей, которые общаются на других языках или диалектах, – чужими. Например, язык – главный символ известной отчуждённости между англичанами и французами, проживающими в Канаде.

Язык обеспечивает существование и развитие основных форм проявления культуры – трудовой деятельности, религии, философии, образования, науки, техники, искусства. Разнообразие языков, присущих различным культурам, позволяет каждому народу в уникальной форме выражать не только свой исторический опыт, но и общечеловеческие ценности и смыслы. Поэтому унификация языков, сведение всего их многообразия к некоему единому стандарту просто недопустимы.

С учётом ведущей роли языка в социальном наследовании культуры одной из главных задач культуры становится постоянная забота о соблюдении грамматических правил и сохранении ясного, выразительного, чистого языка. Без этого наша речь становится непонятной, невнятной, её смысл неправильно воспринимается.

Культурная традиция. В развитии культуры есть две тенденции – к сбережению накопленного и созданию нового. Первая из этих тенденций находит выражение в традициях.

Традиция (лат. traditio — передача) — результат веками и тысячелетиями приобретавшихся знаний, опыта, форм и правил поведения, нравов, обрядов, обычаев.

Каждая из традиций сложилась на опре­делённом историческом этапе и несёт на себе печать своего времени. Но, оказавшись плодотворной, она не умирает, а становится необходимой и следующим поколениям людей. Такие традиции А. С. Пушкин назвал «умная старина».

Не всё, что мы унаследовали от прошлого, называют традицией. Например, мы не ссылаемся на традицию, когда применяем различные полезные вещи, имеющие давнее происхождение, или же когда придерживаемся правил нравственности, грамматических норм языка и т. д. Ссылка на традицию или на длительную историю уместна тогда, когда полезность какой-то части наследия прошлого не вполне очевидна или же может быть оспорена. Если в обществе существуют противоположные интересы, то и традиции ставятся под вопрос. Они оцениваются как прогрессивные или реакционные, содействующие или препятствующие развитию.

Спор о традициях обостряется в переломные исторические эпохи, когда сталкиваются взгляды традиционалистов, оправдывающих и защищающих прошлый опыт как ценный сам по себе, и радикалов, отрицающих традиции и оспаривающих зависимость от прошлого. Такой спор вёлся при переходе от феодализма к капитализму в Западной Европе. Жизнь средневекового общества регулировалась традициями. Сторонники радикальных преобразований призывали полагаться на собственный разум и отбрасывать всё, что мешает прогрессу. В сфере политической идеологии это отразилось в дискуссии между консерваторами и либералами.

Жизнь, однако, показала, что даже самые яростные радикалы становятся консерваторами после того, как приходят к власти. Установленный ими новый общественный порядок нуждается в защите, поэтому начинают создаваться новые традиции, складываются новые легенды, почитаются новые герои. Без опоры на традицию, без преемственности общество не может существовать и развиваться.

1. Основная функция культуры – упорядочение, хранение и передача социального опыта.

2. Разнообразие языков национальных культур – основа динамичного развития мировой культуры.

3. Традиции сохраняют то, что соответствует интересам определённых социальных групп. Поэтому возникают дискуссии о прогрессивности или реакционности тех или иных традиций.

4. Необходимо с уважением относиться к культурной традиции своего и других народов, так как на её основе развивается всё новое в каждой культуре.

1. Владимир Высоцкий (1938—1980) писал:

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из пришлого тащим,

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Прокомментируйте эти строки поэта. Подтвердите примерами из истории.

2. Какие из забытых традиций прошлого, на ваш взгляд, нам полезно было бы восстановить?

3. Представь­те себе, писал французский психолог А. Пьерон, что нашу планету постигла ка­тастрофа, в результате которой в живых остались только маленькие дети. Сохранились бы все материальные и духовные ценности, все сокровища культуры — библиотеки и книги, музеи и картины, научные труды и техника, все самые совершенные машины. Род че­ловеческий не прекратился бы, но история человечества бы­ла бы прервана. Машины бы бездействовали. Книги оста­лись бы непрочитанными. Художественные произведения — ненужными: их смысл и эстетическая сущность не были бы открыты. Культурная история человечества должна была бы начинаться сызнова.

Какой вывод, по-вашему мнению можно сделать из этого рассуждения?

4. Н. П. Акимов писал: «А если бы случилось так, что напере­кор всем законам истории будущее поколение усвоило бы себе все вкусы предыдущего, то это была бы катаст­рофа. Для всех поколений».

Согласны ли вы с таким выводом? Аргументируйте свой ответ.

5. Предположим, что все народы мира перешли на один-единственный язык. Как это сказалось бы на развитии культуры?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *