Бешеные деньги о чем

Краткое содержание «Бешеные деньги»

Главные герои: Васильков Савва Геннадич (помещик), Телятев Иван Петрович (дворянин), Кучумов Григорий Борисович (барин), Глумов Егор Дмитриевич (приятель Телятева), Чебоксарова Надежда Антоновна (пожилая дама), Лидия Юрьевна (дочь Чебоксаровой)

Второстепенные персонажи: Андрей, Григорий, Николай (слуги)

Автор: Островский А.Н. | Дата публикации: 1870 | Форма произведения: пьеса | Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа |

Темы: внутренняя борьба, жадность, изъяны общества, смысл жизни, человек и общество

Действие первое

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Сцена из спектакля в постановке Тверского театра драмы

Петровский парк. Телятев и Васильков выходят из кофейной. Васильков восторженно отзывается о Чебоксаровой и признается Телятеву что, кажется, влюблен. Телятев с усмешкой отвечает ему, что в Чебоксарову влюблено полгорода, а вот чтобы понравиться ей нужно иметь не менее полмиллиона. В придачу неплохо бы иметь красивый мундир и высокий чин. Васильков сокрушается: «Жалею, очень жалею, что она так недоступна». Прощаясь, Телятев обещает познакомить Василькова с Чебоксаровой.

Появляется Глумов и спрашивает Телятева: «Что за шут гороховый с тобой разговаривал?» Телятев рассказывает историю влюбленного Василькова и о его намерении жениться на Чебоксаровой. Глумов возмущается: «Вот потеха-то! Приехал откуда-то из Камчатки и прямо женится на лучшей нашей невесте!» Они еще немного обсуждают Василькова, заодно делая предположения, кем он на самом деле является.

Подходит Васильков, и Телятев представляет его Глумову, который не доволен слишком сильным рукопожатием Василькова. Последний извиняется и говорит, что это провинциальная привычка. Глумов осторожно начинает расспрашивать Василькова кто он и откуда, попутно сообщая, что собирается жениться на Чебоксаровой.

Телятев предлагает Надежде Антоновне и Лидии познакомить их с «миллионщиком». Лидия отвечает: «Познакомь! Да, ведь ты дрянь, тебе верить нельзя». Появляется Васильков, и Телятев представляет его дамам. Старшая Чебоксарова интересуется местом жительства Василькова, на что тот отвечает, что живет в деревне, но большую часть времени проводит в разъездах. Становится прохладно. Лидия просит принести ей шаль, на что с готовностью откликается Васильков. Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

К Телятеву и Глумову присоединяется Кучумов. Разговор заходит об устрицах и кулебяке на обеде в купеческом клубе, где Кучумов выиграл накануне большую сумму денег.

Чебоксаровы прощаются с Васильковым и приглашают его бывать у них, на что он с радостью соглашается. Васильков возвращается в мужскую компанию.

Мальчик из кофейной приносит шампанское и бокалы. Васильков объявляет, что готов держать пари на три тысячи, что женится на Чебоксаровой. Однако никто из присутствующих не торопится его поддержать.

Действие второе

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Сцена из спектакля Русского драматического театра

Богато обставленная гостиная Чебоксаровых. Васильков ходит из угла в угол, не решаясь пойти к дамам. Телятев уходит за букетом для младшей Чебоксаровой. Васильков вспоминает подходящий анекдот и отправляется в зал, где находится Лидия Юрьевна.

Надежда Антоновна жалуется Кучумову, что получила от мужа неприятную телеграмму, в которой он сообщает, что дела его плохи, а имение готовится на продажу. Она не знает, как сообщить об этом Лидии, потому что дочь привыкла жить на широкую ногу, и это известие убьет ее. Кучумов предлагает свое покровительство. Чебоксарова просит его не распространять среди знакомых известие об их бедственном положении.

Васильков собирается уходить, но его задерживает Надежда Антоновна. Она начинает расспрашивать его о родителях и о роде его деятельности. К концу беседы у Чебоксаровой складывается впечатление о Василькове, как об очень состоятельном человеке. На прощание она советует ему не спорить с Лидией: «Это ее раздражает, она девушка с характером».

Лидия спрашивает у матери, о чем она могла говорить с Васильковым, ведь он ведет себя, как сумасшедший. Надежда Антоновна возражает ей, говоря, что он просто человек оригинальный и, к тому же, состоятельный. К таким людям нужно всегда проявлять снисхождение. Она признается дочери в том, что финансовое положение их шатко. Лидия принимает решение искать богатого жениха.

Телятев наносит визит Чебоксаровым. Надежда Антоновна оставляет его наедине с Лидией. Лидия говорит Телятеву, что сомневается в его чувствах: «Не говорите того, чего не чувствуете; не любезничайте со мной, если я вам не нравлюсь!» Телятев возражает и говорит, что чувствует к ней даже больше того, что она видит. Лидия счастлива и собирается сообщить матери об их свадьбе. Телятев в недоумении: «Быть вашим слугой, рабом, чем угодно. А что касается брака, — это уж не мое дело». Лидия в бешенстве.

Надежда Антоновна посылает за Васильковым и сообщает ему, что хочет, чтобы он сблизился с ее дочерью. Входит Лидия. Мать объявляет, что Васильков через нее просит руки у Лидии. Дочь отвечает, что полностью полагается на выбор матери, хотя и не любит Василькова. Васильков говорит, что любовь может прийти и позже, но без уважения не жизнеспособен ни один брак. После этих слов он дарит Лидии серьги и брошь.

Действие третье

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Сцена из спектакля театра им. Маяковского

Из газеты Васильков узнает, что казанское имение Чебоксаровых продается вместе с заводом и лесом. Он собирается написать доверенность и отослать в Казань Павла Ермолаева. Входит Надежда Антоновна. Разговор заходит о тратах, которые необходимы для поддержания статуса состоятельной семьи. Васильков признается, что у него практически ничего нет. Чебоксарова в ужасе спрашивает про его миллионы. Васильков отвечает ей, что их никогда и не было и уходит. Поразмыслив над тем, что Лидию вообще никто бы не взял замуж, зная об истинном их положении, Надежда Антоновна решает помочь зятю.

Надежда Антоновна обращается к Кучумову с просьбой пристроить зятя на выгодное место. Кучумов взбешен: «Какое ж он право имел на вашу дочь? Прикидывался, чай, что золотом осыплет? А теперь вышло, что самого корми». Чебоксарова намекает ему, что женщины умеют быть благодарными. После этих слов Кучумов не только обещает выполнить просьбу Чебоксаровой, но и выслать деньги ее мужу.

Телятев и Лидия мирятся. За любезностями их застает Глумов. У него созревает план стравить всех ухажеров Лидии друг с другом и с Васильковым.

Мать сообщает Лидии о том, что Васильков несостоятелен. От этих слов Лидию охватывает ужас. Она признается, что не может жить без золотой пыли и готова приласкать любого, кто обеспечит ей роскошную жизнь, прикидывая кто богаче — Кучумов или Телятев. Мать обвиняет Лидию в порочности. Обе еще надеются на то, что Васильков богат, но скрывает от них свое богатство. Лидия решает использовать все свои чары.

Лидия дарит Василькову несколько часов блаженства. Он счастлив, но не понимает перемены в ее поведении. Она признается, что любит его. Васильков замечает, что Лидия что-то прячет за спиной. Она признается, что это счета на свадебные расходы и просит мужа оплатить их. Он соглашается и начинает просматривать счета.

Один за другим входят слуги и подают Василькову десятки счетов. Он перенаправляет их Лидии Юрьевне, которая в сердцах бросает их на пол. Васильков объявляет, что счета он оплатит, но необходимо сократить расходы. Он предлагает отпустить слуг и переехать в скромный домик. Надежда Антоновна намекает Василькову, что неплохо бы начать подворовывать, ставя в пример своего мужа. На что он решительно отвечает ей: «Никакая нужда, никакая красавица меня вором не сделают. Если вы мне еще о воровстве заикнетесь, я с вами церемониться не буду».

Лидия тем временем тихо шепчет матери: «Никто так меня не унижал, как он. Я теперь не женщина, я змея! И я его больно ужалю».

Действие четвертое

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Сцена из фильма-спектакля. 1978

Скромная комната с бедной меблировкой. Лидия про себя рассуждает, что ей страшно подойти к окну. Она считает, что весь город смеется над ней и с нетерпением ожидает Кучумова. Приезжает Кучумов. Он оглядывается и называет новое жилище Чебоксаровых постоялым двором. Он предлагает Лидии с матерью вернуться в старую квартиру и обещает ей содержание. Лидия с радостью соглашается.

Приезжает Глумов, но Василий не пускает его в дом, объясняя, что ему отказано. Глумов замечает на столе шляпу Кучумова. Он радуется, что еще немного и все соперники соберутся в доме в одно и то же время. Задуманный им план должен сработать. Чуть позже приезжает Телятев, но ему тоже отказывают в приеме.

Васильков спрашивает Телятева, зачем он навещает его жену. Тот цинично отвечает: «Оттого, что у меня вкус хорош». Васильков предлагает немедленно стреляться. Телятев спрашивает, отчего Васильков живет в такой убогой квартире и предлагает ему деньги. Васильков, немного помявшись, берет деньги, но не собирается отказываться от дуэли. Телятев отвечает, что перед смертью им неплохо бы спрятаться за печкой и послушать, что здесь происходит.

Лидия провожает Кучумова. На прощание она называет его «папашкой» и целует. Из-за печки выходят Васильков и Телятев. Теперь Васильков предлагает стреляться Кучумову, но тот быстро уходит. На шум приходит Надежда Антоновна. Васильков предлагает ей забрать обратно безнравственную подлую дочь. Лидия с холодной усмешкой признается, что она притворялась все это время. Васильков раздавлен и хочет застрелиться. Телятев его успокаивает: «Савва, ты дурачишься. У моего знакомого две жены бежали, что ж, ему два раза надо было застрелиться?» Мать и дочь Чебоксаровы уезжают. Телятев ведет Василькова отобедать.

Действие пятое

В будуаре прежней квартиры Чебоксаровых лежит на кушетке Лидия. Входит Надежда Антоновна. Кучумов не появляется у них уже неделю. Вместо обещанных тысяч он дал всего лишь шестьсот рублей. Надежда Антоновна уверена, что он не посылал денег ее мужу, так как тот все продал и вынужден снимать квартиру. Ей стало известно, что их имение купил некто Ермолаев, поверенный Василькова.

Является Кучумов. У Лидии происходит с ним напряженный разговор. Она спрашивает, где обещанные деньги. Кучумов ссылается на то, что снова забыл кошелек. Лидия интересуется, не он ли купил имение ее отца, на что тот утвердительно кивает головой, придумывая трехэтажную схему. Лидия требует, чтобы деньги были у нее через десять минут. Кучумов оскорблен: «Я себя оправдаю в ваших глазах; но я вам долго-долго (грозит пальцем) не прощу такого обращения со мной».

Лидию навещает Телятев, которому она признается, что положение их печально. Она говорит, что сбежала от мужа, потому что Кучумов пообещал ей сорок тысяч. Телятев забавляется: «Ах, он чудак! Да отчего ж не восемьдесят?» Он рассказывает Лидии, что все, что имеет Кучумов — это десять рублей, которые ему выдает жена. Более у него ничего нет. Лидия в панике. Она просит Телятева помочь ей. Тот опускает голову.

Телятев признается Лидии, что он гол, как сокол: «Все, что вы у меня видели когда-нибудь, все чужое: лошади, экипажи, квартира, платье». Лидия в отчаянии спрашивает, где же ей теперь взять деньги, на что Телятев отвечает, что деньги водятся у деловых людей. На вопрос где же взять этих людей, он подводит ее к окну и указывает на неказистый домик Василькова. Лидия сомневается, на что он отвечает: «Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет».

Лидия посылает мать к Василькову. Вернувшись, она рассказывает, что тот принял ее вежливо, но холодно. Приезжает Васильков. На вопрос о самочувствии Лидия говорит, что умирает. «В таком случае нужен или доктор, или священник; я ни то, ни другое», — отвечает Телятев. Начинается спор о том, кто кого покинул и кто у кого должен просить прощения. Лидия настаивает на том, что Телятев должен ее спасти. Он отвечает, что может предложить ей работу у него экономкой с достойной оплатой. Лидия прогоняет его вон. Телятев заливается слезами от смеха.

Лидия просит догнать и вернуть Василькова. Она осторожно расспрашивает у него, что должна делать экономка. Васильков описывает ее будущие обязанности. Она просит не повторять слово «экономка», так как оно слишком грубо для ее слуха. Она общает Василькову подумать. Заходит слуга и объявляет, что следственный пристав желает описать имущество.

Васильков объявляет Лидии, что заплатил ее долг, и теперь ей нужно собираться в деревню. Лидия просит у него один день, чтобы поплакать вволю и проститься со своими мечтами. Она добавляет, что принимает его предложение, так как находит его выгодным. Васильков отвечает, что из бюджета он выходить не собирается: «Только бешеные деньги не знают бюджета».

Лидия нерешительно подходит к Василькову и кладет ему голову на плечо. Как Вы запомнили содержание «Бешеные деньги»?

Источник

Бешеные деньги (Островский)

Москва середины XIX века. Провинциальный коммерсант средних лет Савва Геннадьевич Васильков влюбляется в местную красавицу Лидию Юрьевну Чебоксарову. Желая познакомиться с ней, он просит своего нового знакомого Телятева представить себя Чебоксаровым. Телятев и его приятель Глумов решают разыграть мать Лидии Надежду Антоновну, желающую заполучить богатого зятя, и рекомендовать Василькова как золотопромышленника-миллионщика из Сибири. Савва Геннадьевич начинает посещать дом Чебоксаровых, но его провинциальность и намерение Лидии благодаря своей красоте составить блестящую партию мешают им найти общий язык.

Тем временем Надежда Антоновна получает известие от своего мужа о необходимости продать последнее имение в уплату долгов. Она обращается за помощью к пожилому князю Кучумову, тоже не равнодушному к красоте Лидии, но князь вместо денег даёт лишь обещания. Она намекает дочери, что ей нужно найти богатого мужа, и в качестве «жертвы» Лидия сначала избирает Телятева. Однако тот рассчитывает только на лёгкий флирт, но жениться не намерен. Тогда Лидия выходит замуж за влюблённого в неё Василькова.

Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу в кредит. Савву ждёт неприятный сюрприз — он узнаёт, что у Чебоксаровых огромный долг и что этот долг придётся платить ему. Васильков соглашается, но при условии, что Чебоксаровы перестанут жить не по средствам, распустят прислугу и переедут в более скромный дом. Лидия считает такое предложение для себя оскорбительным, но вынуждена согласиться. Переехав в маленький домик, она продолжает оказывать знаки благоволения своим прежним поклонникам — Телятеву и князю Кучумову в надежде на их финансовую поддержку. Вняв уговорам «князеньки» и его очередному обещанию дать денег, она решает оставить мужа и переехать на старую квартиру. В этот же день происходит её разрыв с мужем: Савва, возвратившись домой, видит жену, флиртующую с Кучумовым, и прогоняет её. Торжествующая Лидия, обнадёженная заверениями «князеньки», покидает убитого горем Савву.

Вернувшись в прежний роскошный особняк, Лидия ждёт обещанной помощи от Кучумова. Однако тот, в который раз, отделывается обещаниями. Тогда Телятев раскрывает ей глаза — своё состояние Кучумов давно уже промотал и теперь, как и Чебоксаровы, и сам Телятев, не имеет за душой ни гроша. А состояние, и при том значительное, имеет покинутый ею муж. Придя в отчаяние, Лидия Юрьевна посылает мать за Васильковым, чтобы попросить у него прощения. Савва Геннадьевич приходит, однако на предложение Лидии снова жить вместе отвечает отказом. Но, поскольку он по-прежнему любит Лидию и ему больно видеть её падение, ставит ей условие: он оплачивает за Лидию все её долги, а она за это будет определённое время нести службу ключницы в доме матери Василькова. И только по окончании «воспитательного срока» Васильков обещает взять её в Петербург. Взбалмошная красавица поначалу отвергает это предложение, но, находясь в безвыходном положении, решает встать на путь исправления.

Источник

Бешеные деньги о чем

Александр Николаевич Островский.

Савва Геннадич Васильков, провинциал, лет 35. Говорит слегка на «о», употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» – вместо «да»; «ни Боже мой» – вместо отрицания, «шабер» – вместо «сосед». Провинциальность заметна и в платье.

Иван Петрович Телятев, неслужащий дворянин, лет 40.

Григорий Борисович Кучумов, лет 60, важный барин, в отставке с небольшим чином, имеет и по жене и по матери много титулованной родни.

Егор Дмитрич Глумов.

Надежда Антоновна Чебоксарова, пожилая дама с важными манерами.

Лидия Юрьевна, ее дочь, 24 лет.

Андрей, слуга Чебоксаровых.

Григорий, слуга Телятева.

Николай, слуга Кучумова.

Мальчик из кофейной.

В Петровском парке, в саду Сакса; направо от зрителей ворота в парк, налево кофейная.

Проходят гуляющие, некоторые останавливаются и читают афишу на воротах. Телятев и Васильков выходят из кофейной.

Телятев (что-то жует). Ну да, ну да. (В сторону.) Когда он отстанет!

Васильков. Я хочу сказать, что она, по своей миловидности, очень привлекательная девица.

Телятев. Вот новость! Какое открытие вы сделали. Кто же этого не знает! (Снимает шляпу и кланяется.) Совершенная правда-с. Чебоксарова хороша – дважды два четыре. Вы еще такой бесспорной истины не знаете ли?

Васильков. Я хотел вам сказать, что она мне очень понравилась.

Телятев. Еще лучше. Да кому же она не нравится! Помилуйте вы меня! И что тут для меня интересного, что она вам нравится? Вы, должно быть, издалека приехали?

Васильков. Да, не близко-таки.

Телятев. Вот бы вы меня удивили, если б сказали, что вы ей понравились. Это была бы штука любопытная. А что она вам нравится, диковины тут нет. Я знаю человек пятнадцать, которые в нее влюблены без памяти, только из взрослых людей, а если считать с гимназистами, так и конца нет. А вы знаете что? Вы попробуйте сами ей понравиться.

Васильков. Да разве ж это так трудно?

Телятев. Ну, да уж я вам скажу.

Васильков. А что ж нужно для того? Какие качества?

Телятев. Такие, каких нет у нас с вами.

Васильков. А позвольте, например?

Телятев. А например: полмиллиона денег или около того.

Васильков. Это ничего…

Васильков. Хотя ни то, ни другое; но нынче такое время, что с большим умом…

Телятев. Вот, видите ли, с умом, да еще с большим. Значит, прежде надо ум иметь. А у нас большие умы так же редки, как и миллионы. Да оставимте лучше об уме говорить; а то кто-нибудь из знакомых услышит, смеяться станут. Умные люди сами по себе, а мы сами по себе. Значит, ум побоку. Ну его! Где его взять, коли Бог не дал!

Васильков. Нет, я не так скоро откажусь от этой способности. Но что же еще нужно, чтобы ей понравиться?

Телятев. Красивый гвардейский мундир, да чин, по крайней мере, полковника, да врожденную светскость, которой уж научиться никак нельзя.

Васильков. Это же очень странно. Неужели никакими другими достоинствами, никакими качествами ума и сердца нельзя покорить эту девушку?

Телятев. Да как же она узнает про ваши качества ума и сердца? Астрономию, что ли, вы напишете да будете читать ей!

Васильков. Жалею, очень жалею, что она так недоступна.

Телятев. Да вам-то что же?

Васильков. Вот, видите ли, я с вами откровенно буду говорить;у меня особого рода дела, и мне именно нужно такую жену, блестящую и с хорошим тоном.

Телятев. Ну, да мало ли что кому нужно! Что вы богаты очень?

Телятев. Значит, надеетесь разбогатеть.

Васильков. В настоящее время…

Телятев. Да что вы все с настоящим временем?

Васильков. Потому более, что именно в настоящее время разбогатеть очень возможно.

Телятев. Ну, это кому как бог даст. Это еще буки. А в настоящее-то время вы имеете что-нибудь верное? Скажите! Я вас не ограблю.

Васильков. Я вполне уверен, что не ограбите. Верного я имею, без всякого риску, три лесные дачи при моем имении, что может составить тысяч пятьдесят.

Телятев. Это хорошо, пятьдесят тысяч деньги; с ними в Москве можно иметь на сто тысяч кредита; вот вам и полтораста тысяч. С такими деньгами можно довольно долго жить с приятностями.

Васильков. Но ведь надо же будет платить наконец.

Телятев. А вам-то какая печаль! Что вы уж очень заботливы! Вот охота лишнюю думу в голове иметь! Это дело предоставьте кредиторам, пусть думают и получают, как хотят. Что вам в чужое дело мешаться: наше дело уметь занять, их дело уметь получить.

Васильков. Не знаю, таких операций не производил; наши операции имеют совсем другие основания и расчеты.

Телятев. Вы еще молоды, дойдете и до наших расчетов.

Васильков. Не спорю. Но позвольте просить вас познакомить меня с Чебоксаровыми. Хотя я имею мало вероятности понравиться, но надежда, знаете ли, никогда не покидает человека. Я как увидал ее с неделю тому назад, все о ней и мечтаю. Я узнал, где они живут, и в том же доме квартиру нанял, чтобы видеть ее почаще. Стыдно деловому человеку увлекаться, но что делать, я в любви еще юноша. Познакомьте, прошу вас.

Телятев. Извольте, с удовольствием.

Васильков (крепко жмет ему руку). Если я вам могу быть чем-нибудь полезен…

Телятев. Бутылку шампанского, я других взяток не беру. Будет бутылка?

Васильков. Когда же нет! Во всякое время и сколько вам угодно. (Крепко жмет Телятеву руку.) Я, право, так вам благодарен.

Телятев. Да позвольте, позвольте руку-то! Это черт знает что!

Васильков (оглядывается, не выпуская руки Телятева). Кажется, они?

Васильков. Пойду поближе, полюбоваться. Право, я такой чувствительный!… Вам, может быть, смешно.

Телятев. Да вы руку-то…

Васильков. Извините! Я надеюсь вас найти на этом месте.

Васильков поспешно уходит. Входит Глумов.

Глумов. Что за шут гороховый с тобой разговаривал?

Телятев. Это мне бог на шапку послал за мою простоту.

Глумов. Что ж тебе за барыш?

Телятев. Шампанским поит.

Глумов. А! Это недурно.

Телятев. Я вот погляжу, погляжу на него, да должно быть, денег у него займу.

Глумов. Это еще лучше, коли даст, разумеется.

Телятев. Думаю, что даст; я ему нужен.

Глумов. Перестань, сделай милость! Кому и для чего ты можешь быть нужен!

Телятев. А вот слушай.

Телятев. Я увидал его в первый раз здесь, в парке, с неделю тому назад. Иду я по той аллее и издали вижу: стоит человек, разиня рот и вытаращив глаза; шляпа на затылке. Меня взяло любопытство, на что он так удивляется. Слона не водят, петухи не дерутся. Гляжу, и что ж бы ты думал, на кого он так уставился? Угадай!

Глумов. На кого? Не знаю. Какое диво в парке может быть?

Источник

«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание, тема, герои, анализ произведения

В комедии Островского речь идёт о трёх людях которые считаются московскими богачами, и барскими личностями. Первый из них Телятев,- живёт на широкую ногу, не жалеет денег на себя любимого, и ни в чем себе не отказывает, тратя много денег на развлечение. У него большой красивый дом, хорошая мебель, имеются прислуги и кони. Поведение у него угодливое, со всеми любезничает, и веселится, в основном говорит то что людям нравится слушать. И никто даже не догадывается что вся его жизнь в долг. Все что у него есть- на самом деле принадлежит не ему. У Телятева долгов несколько сотен тысяч, которые он не собирается возвращать. Он живёт сегодняшним днём и не думает о будущем.

Второй барин, Кучумов, профессионально обманывает людей, глядя им в глаза и не краснеет. В его словах нет ни капельки правды он лжет обо всем, о его чувствах, мнении, положении дел. Он говорит это так что все верят ему и даже не догадываются что он бедный, жадный, и очень жестокий человек.

Третий Васильков — негодяй, скрытный, но внешне он выглядит вообще без грехов. Он считает, что честность в каком-либо деле нужна, без неё нельзя получить какой-либо выгоды. И чем сильнее в том или ином обществе оценивается честность, благородство, доброта души, тем больше выгоды Васильков получит, показывая все эти черты характера.

У этого типа барина все обдумано, даже его чувства к Лидии. Он влюбился в эту девушку красавицу. Что б познакомится с ней он попросил своего знакомого что б он представил себя Чебоксаровым. Телятьев и его друг Глумов решили подшутить над мамой Лидии, Надеждой Антоновой которая мечтала о богатом зяте Глумов представляет Василькова как золотопромышленника из Сибири. Тем временем Надежде Антоновне приходит телеграмма от супруга, о том что они должны продать последнее имение что б погасить долги. Она обратилась за помощью к старому князю Кучумову который был так же не равнодушен к Лидии. Но от него помощи так и не дождались. Мать начала говорить Лидии что б искала богатого жениха. И в качестве «жертвы» Лидия выбрала сначала Телятева. Но тому не нужны серьёзные отношения. Тогда девушке пришлось выйти замуж за влюбленного в нее Василькова. По плану ей нужно было отработать экономкой, чтобы узнать точно, как вести хозяйство, а после этого она получит повышение до звания его супруги, — изначально в провинции, а после в Петербурге, в котором Лидия со своей внешностью, и грамотностью принесет Василькову много пользы.

Другие произведения автора: ← Сердце не камень↑ ОстровскийГорячее сердце →

«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание

Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.

Действующие лица комедии:

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл. С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг. У Островского Васильков представлен скорее как прижимистый человек, автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.

В Санкт-Петербургском театре Комедии

Премьера самой молодой версии спектакля состоялась в феврале 2018 года — эта версия «Бешеных денег» была поставлена на сцене Санкт-Петербургского театра комедии имени Акимова. Этот вариант получился не только очень близким к первоисточнику, даже несколько рафинированно, но и невероятно красивым — свежий взгляд на костюмы и внешность персонажей, непрерывно идущий снег, сочетание синего и черного в минималистических декорациях — все это привлекает даже тех, кто успел увидеть все существующие постановки «Бешеных денег» и не готов удивляться. Режиссером спектакля стала Татьяна Казакова, которая является художественным руководителем всего этого театра.

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Возможно, сказался женский взгляд на пьесу, но в этой версии совсем не симпатизировать Савве и Лидии не получится: внутри Василькова зритель почувствует трагичную нотку самоотречения, а в Лидии — проблески нежной, хоть и глубоко затаенной души. Между героями, помимо практичного союза, можно будет почувствовать и зарождающуюся любовь. Таким образом, Казакова решила сделать из комедии в некотором роде мелодраму. В ролях появились начинающие актеры, выступившие наравне с заслуженными и даже народными артистами:

Спектакль идет ровно три часа, стоимость билетов от 500 до 2000 рублей. Адрес театра: Санкт-Петербург, Невский проспект 56.

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

«Бешеные деньги» (Островский): герои, их взаимодействия

Итак, действие происходит в Москве, в середине 19 века. Провинциал средних лет Васильков Савва Геннадич приезжает в столицу, случайно сталкивается со «светской дамой» Лидией Чебоксаровой и хочет на ней жениться. Васильков — человек решительный, раз задумал что-то, то идет к этой цели, даже если на первый взгляд она кажется недосягаемой.

Его случайный знакомый Теляев Иван Петрович обещает провинциала познакомить с местной красавицей, но в душе вместе со старым приятелем Глумовым, известным пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», решает разыграть будущую невесту Саввы Геннадича.

Матери и дочери Чебоксаровым они представляют Василькова как золотопромышленника из Сибири. Провинциал становится гостем в доме Надежды Антоновны и Лидии Юрьевны, но из-за скромного характера не может найти подход к взбалмошной даме.

Отзывы зрителей

Отзывы о спектаклях «Бешеные деньги», поставленных в разных театрах, тоже, соответственно разные. Почти в один голос самой точной зрители называют постановку Малого театра, несмотря на то, что здесь из комедии пьеса превратилась в трагикомедию, если даже не в драму. Но все же, не изменяя традициям более ранних постановок, режиссеры Иванов и Коняев придерживались точной последовательности, а также сохранили все реплики и действия героев практически без изменений. Зрители пишут, что остались в невероятном восторге от просмотра данного спектакля на сцене Малого.

А вот отзывы о спектакле «Бешеные деньги» на сцене театра Маяковского разделились. Большинству зрителей очень понравилась свежесть подачи классической пьесы, блистательная подача и юмор. Те же, кто оставил отрицательную рецензию, сошлись во мнении, что спектакль получился слишком длинным и затянутым.

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

О спектакле, поставленном в театре Сатиры, самыми интересными являются отзывы от тех, кто успел посмотреть и оригинальную версию Миронова (и с Мироновым). Приятно осознавать, что этим зрителям пришлась по душе и новая версия «Бешеных денег» — они увидели здесь творческое присутствие самого Андрея Александровича.

Зрительские отзывы о спектакле «Бешеные деньги» театра на Таганке очень противоречивые — кто-то пришел в восторг от задумки режиссера изменить временной промежуток и называют постановку самым лучшим прочтением первоисточника. Других зрителей, напротив, возмутили такие большие перемены и спектаклем они остались категорически недовольны.

Самую молодую, петербургскую постановку спектакля «Бешеные деньги» отзывами тоже не обделили — зрители, в основном, очень тепло отзывались об этой версии классической пьесы. Ну а те, кто остались недовольны, написали, что им не понравилась излишняя романтизация персонажей и потеря глубины смысла за визуальными эффектами.

Отчаянный поступок Надежды Антоновны

Так заканчивается первое действие пьесы «Бешеные деньги». Островский краткое содержание второго действия начинает с того, что Надежда Антоновна получает письмо от мужа, что они разорены, так как он продал последнее имущество и не знает, как выйти из ситуации. Надежда Антоновна Чебоксарова срочно решает выдать дочь замуж. В качестве «жертвы» Лидия выбирает Теляева, однако пронырливый Иван Петрович быстро смекает что к чему и заявляет, что «брак — это не для него».

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем
Остается лишь «запасной вариант» — Савва Геннадич, мать Лидии быстро сватает за него дочь и через неделю Лидия Юрьевна становится законной женой счастливого Василькова.

Сходство и различия в спектаклях

Несмотря на то, что у всех спектаклей «Бешеные деньги» сюжет общий, разница между ними огромная. Каждый режиссер все-равно прибавляет к первоисточнику Островского свои личные чувства и видения героев, так же как и каждый актер по иному представляет своего персонажа. Например, в современной постановке Малого театра, некоторая доля зрительских симпатий все-таки окажется на счету Лидии и Василькова. Не стал делать их режиссер совсем безнадежными, выведя из младшей Чебоксаровой в некотором роде героиню Достоевского — холодную, расчетливую, но все же не до конца потерянную. А Васильков и вовсе представляется не таким уж провинциальным дураком, есть будто бы и в нем искренние чувства. В этом постановка очень похожа на версию Петербургского театра Акимова — там тоже режиссер решила не делать из главных героев таких уж бессердечных чудовищ, но при этом соблюла все основные детали оригинального текста, приправив их толикой искренней и красивой романтики.

Совсем иная ситуация со спектаклем «Бешеные деньги» в театре Маяковского — тут постановщики создали не просто комедию, а эксцентрическую, и о положительных качествах или оправдании поступков героев зрителю можно и не мечтать. Может, данная постановка и не так точна, как в Малом театре, но зато сохранен основной посыл Островского, который своих героев, а тем более их бессердечную жажду наживы, оправдывать не собирался. Примерно с такой же позиции к спектаклю подошел и режиссер версии театра имени Пушкина — он довел до гротеска юмористическую составляющую пьесы, утрировав жадность и пороки всех героев.

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

В театре на Таганке, как уже говорилось выше, самое кардинальное отличие — изменение времени, в котором существуют персонажи. В остальном режиссер придерживалась первоисточника, по мнению некоторых зрителей — более, чем все остальные.

Спектакль, который идет в театре Сатиры, был воспроизведен по более ранней постановке Андрея Миронова — именно поэтому данная комедия наполнена легкой грустью, свойственной каждой театральной работе этого актера и режиссера. Здесь тоже нет оправдания жадности героев, однако наблюдая за их жизнью хочется не наказывать их смехом, а тихо и сердечно пожалеть — за ущербность взглядов и жизненных устоев.

«Бешеные деньги» (Островский): анализ комедии

Но тут начинаются неприятности у Василькова, благодаря ему Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу, не задумываясь о долгах, которых скопилось уже порядка трехсот тысяч, а покрыть их должен не кто иной, как Васильков.

Попав в трудное положение, Савва Геннадич соглашается выполнить просьбу жены, но лишь с тем условием, что она переедет в другую, скромную квартиру и станет жить по средствам. Вначале это возмущает гордую Лидию Юрьевну, но она вынужденно соглашается на этот шаг.

«Бешеные деньги» Островский (краткое содержание произведения проходят в средних школах) и другие пьесы писал под влиянием творчества Александра Сергеевича Пушкина. Читая великого русского поэта, как говорил Александр Николаевич, становится ясно, что заслуга Пушкина в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. Поэтому в пьесах Островский бывает беспощадным к своим героям.

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Подлость Глумова (фамилия говорит сама за себя), Кучумова, Телятева и Чебоксаровых не имеет предела. Согласившись на предложение мужа, Лидия Юрьевна продолжает флиртовать со своими бывшими поклонниками. Кучумов, не имеющий гроша за душой, пытается пустить пыль в глаза Лидии и, воспользовавшись ее положением, обещает огромную сумму денег в обмен на ее любовь. Привыкшая к роскоши, хищная Лидия Чебоксарова соглашается и становится жертвой Кучумова. Васильков, застукав жену с другим мужчиной, разрывает с ней и ее матерью всякое общение.

В театре на Таганке

Необычным в спектакле театра на Таганке является то, что весь сюжет перенесен из конца 19 века в начало 20-го. Режиссером «Бешеных денег» в стиле модерн выступила уже успешная актриса и начинающий режиссер Мария Федосова. Продолжительность этого спектакля 3 часа 20 минут, а вот маркировка выше, чем у предыдущих — 16+.

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Билеты на этот спектакль стоят от 400 до 1000 рублей. Адрес театра — улица Земляной Вал 76/21.

Бешеные деньги о чем. Смотреть фото Бешеные деньги о чем. Смотреть картинку Бешеные деньги о чем. Картинка про Бешеные деньги о чем. Фото Бешеные деньги о чем

Обманутые мечты

Вначале женщины даже радуются этому, но время идет, а обещанных денег нет и нет. Кучумов приходит к ним в гости каждый день, но о своем обещании молчит, наконец Телятев открывает ей глаза, сказав, что Григорий Борисович разорен, как, впрочем, и он сам. В отчаянии Лидия посылает мать за Васильковым, чтобы сказать, что она умирает и хочет его видеть.

Савва Геннадич приходит, но на предложение жить вместе отвечает отказом. Желая проучить ее, он предлагает ей стать ключицей в доме его матери взамен на обещание погасить долги, а потом, если «испытательный срок» она выдержит с честью, забрать с собой в Петербург. На это пойти Лидия не может, но, подумав, решает встать на путь исправления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *