Берите то что дал вам посланник
Берите то что дал вам посланник
1. Саббаха Лилляхи Ма Фис-Самауати Уа Ма Филь-Арды Уа Хуаль-`Азизуль-Хакиим.
2. Хуаль-Лязи Ахраджаль-Лязина Кафару Мин Ахлиль-Китаби Мин Дийарихим Ли`уалиль-Хашри Ма Занантум Ан Йахруджу Уа Занну Аннахум Мани`атухум Хусунухум МинаЛлахи Фа`атахумуЛлаху Мин Хайсу Лям Йахтасибу Уа Казафа Фи Кулюбихимур-Ру`ба Йухрибуна Буйутахум Би`айдихим Уа Айдиль-Му`минина Фа`табиру Йа Улиль-Абсаар.
3. Уа Ляуля Ан КатабаЛлаху `Алейхимуль-Джаля`а Ля`аззабахум Фид-Дунья Уа Ляхум Филь-Ахырати `Азабун-Наар.
4. Залика Би`аннахум ШаккуЛлаха Уа Расуляху Уа Ман ЙушаккыЛлаха ФаиннаЛлаха Шадидуль-`Икааб.
5. Ма Ката`тум Мин Линатин Ау Тарактумуха Ка`иматан `Аля Усулиха Фаби`изниЛляхи Уа Лийухзийаль-Фасикыйн.
6. Уа Ма Афа`аЛлаху `Аля Расулихи Минхум Фама Ауджафтум `Алейхи Мин Хайлин Уа Ля Рикабин Уа ЛякиннаЛлаха Йусаллиту Русуляху `Аля Ман Йашаа УаЛлаху `Аля Кулли Шай`ин Кадыыр.
7. Ма Афа`аЛлаху `Аля Расулихи Мин Ахлиль-Кура ФалиЛляхи Уа Лиррасули Уа Лизиль-Курба Уаль-Йатама Уаль-Масакини Уабнис-Сабили Кай Ля Йакуна Дулятан Байналь-Агнийа`и Минкум Уа Ма Атакумур-Расулю Фахузуху Уа Ма Нахакум `Анху Фантаху УаттакуЛлаха ИннаЛлаха Шадидуль-`Икааб.
8. Лильфукара`иль-Мухаджириналь-Лязина Ухриджу Мин Диарихим Уа Амвалихим Йабтагуна Фадлян МинаЛлахи Уа Ридванаан Уа ЙансурунаЛлаха Уа Расуляху Уляика Хумус-Садикуун.
9. Уаль-Лязина Табавва`уд-Дара Уаль-Имана Мин Каблихим Йухыббуна Ман Хаджара Иляйхим Уа Ля Йаджидуна Фи Судурихим Хаджатан Мимма Уту Уа Йу`усируна `Аля Анфусихим Уа Ляу Кана Бихим Хасасатун Уа Ман Йука Шухха Нафсихи Фа`уляика Хумуль-Муфлихуун.
10. Уаль-Лязина Джа`у Мин Ба`дихим Йакулюна Раббанагфир Ляна Уа Ли`ахваниналь-Лязина Сабакуна Биль-Имани Уа Ля Тадж`аль Фи Кулюбина Гиллян Лиллязина Аману Раббана Иннака Ра`уфун Рахиим.
11. Алям Тара Иляль-Лязина Нафаку Йакулюна Ли`хванихимуль-Лязина Кафару Мин Ахлиль-Китаби Ля`ин Ухриджтум Лянахруджанна Ма`акум Уа Ля Нути`у Фикум Ахадаан Абадаан Уа Ин Кутильтум Лянансураннакум УаЛлаху Йашхаду Иннахум Ляказибуун.
12. Ляин Ухриджу Ля Йахруджуна Ма`ахум Уа Ляин Кутилю Ля Йансурунахум Уа Ляин Насарухум Ляйуваллюналь-Адбара Сумма Ля Йунсаруун.
13. Ля`антум Ашадду Рахбатан Фи Судурихим МинаЛлахи Залика Би`аннахум Каумун Ля Йафкахуун.
14. Ля Йукатилюнакум Джами`аан Илля Фи Куран Мухассанатин Ау Мин Уара`и Джудурин Ба`сухум Байнахум Шадидун Тахсабухум Джами`аан Уа Кулюбухум Шатта Залика Би`аннахум Каумун Ля Йа`кылюн.
15. Камасалиль-Лязина Мин Каблихим Карибаан Заку Уабаля Амрихим Уа Ляхум `Азабун Алиим.
16. Камасалиш-Шайтани Из Каля Лиль`инсаникфур Фалямма Кафара Каля Инни Бари`ун Минка Инни АхафуЛлаха Раббаль-`Алямиин.
17. Факана `Акыбатахума Аннахума Фин-Нари Халидайни Фиха Уа Залика Джаза`уз-Залимиин.
18. Йа Аййухаль-Лязина АмануттакуЛлаха Уальтанзур Нафсун Ма Каддамат Лигадин УаттакуЛлаха ИннаЛлаха Хабирун Бима Та`малюн.
19. Уа Ля Такуну Каллязина НасуЛлаха Фа`ансахум Анфусахум Уляика Хумуль-Фасикуун.
20. Ля Йастави Асхабун-Нари Уа Асхабуль-Джаннати Асхабуль-Джаннати Хумуль-Фа`изуун.
21. Ляу Анзальна Хазаль-Кур`ана `Аля Джабалин Ляра`айтаху Хаши`аан Мутасадди`аан Мин ХашйатиЛляхи Уа Тилькаль-Амсалю Надрибуна Линнаси Ля`алляхум Йатафаккаруун.
22. ХуаЛлахуль-Лязи Ля Иляхя Илля Хуа `Алимуль-Гайби Уаш-Шахадати Хуар-Рахманур-Рахиим.
23. ХуаЛлахуль-Лязи Ля Иляхя Илля Хуаль-Маликуль-Куддусус-Салямуль-Му`минуль-Мухайминуль-`Азизуль-Джаббаруль-Мутакаббир СубханаЛлахи `Амма Йушрикуун.
24. ХуаЛлахуль-Халикуль-Бари`уль-Мусаввир Ляхуль-Асма`уль-Хусна Йусаббиху Ляху Ма Фис-Самауати Уаль-Арды Уа Хуаль-`Азизуль-Хакиим.
Тафсир
Толкование Корана
Архив метки: 59-7
(7) Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам [Пророка], сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.
Закон о фейе распространяется на все подобные случаи, потому что Аллах сказал: «Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от обитателей селений». Здесь имеются в виду любые селения, независимо от того, были они завоеваны во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или после его смерти, во времена правления мусульманских эмиров. Фей распределяется между Аллахом и Его посланником, родственниками Посланника, мир ему и благословение Аллаха, сиротами, бедняками и путниками. Это откровение похоже на следующий аят из суры «Аль-Анфаль»: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам [Посланника], сиротам, беднякам и путникам» (8:41).
Таким образом, фей делится на пять частей. Одна пятая принадлежит Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и расходуется на нужды мусульман в целом. Одна пятая достается родственникам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и поровну распределяется между мужчинами и женщинами из рода Хашима и рода аль-Мутталиба, где бы они ни жили. Добыча распределяется только между потомками Хашима и аль-Мутталиба, а остальные представители рода Абд Манафа не имеют на нее прав, потому что только род аль-Мутталиба присоединился к роду Хашима в ущелье и помогал Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, когда курейшиты договорились бойкотировать его родственников и начали враждовать с ними. Поэтому посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о роде аль-Мутталиба: «Они не покидали меня ни во времена невежества, ни в эпоху ислама».
Одна пятая часть фея раздается неимущим сиротам, которыми считаются несовершеннолетние дети, потерявшие своих отцов. По одной пятой части также получают бедняки и путники, которые не имеют средств к существованию на чужбине.
Всевышний распределил добычу так, дабы она не досталась богатым и зажиточным людям. Если бы не было этого мудрого законоположения, то богачи распределили бы трофеи между собой, а беспомощным беднякам не досталось бы ни гроша. Подобная несправедливость принесла бы много зла, обо всех тяжких последствиях которого известно одному лишь Аллаху.
Если же люди повинуются воле Аллаха и придерживаются законов шариата, то они обретают неисчислимые блага. Поэтому Аллах ниспослал правоверным всеобщее правило и сказал: «Берите то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам запретил». Это распространяется как на мусульманские убеждения, так и на законы шариата. Каждый раб Аллаха обязан целиком и полностью повиноваться велениям Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и руководствоваться его наставлениями, а любое нежелание соглашаться с ними противозаконно. Решение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по какому-либо вопросу равносильно решению Самого Аллаха, и никто ни при каких обстоятельствах не имеет права противиться воле Посланника, мир ему и благословение Аллаха, или ставить чье-либо мнение превыше его слов.
Затем Господь велел правоверным страшиться Его, потому что благодаря этому раб Божий укрепляет свою душу и сердце, благоустраивает свою мирскую и Последнюю жизнь и обретает вечное счастье и великий удел. А лишаясь набожности и благочестия, человек обрекает себя на бесконечные несчастья и страдания. Вот почему Всевышний велел бояться Его. Поистине, Он сурово карает тех, кто не испытывает страха перед Ним и уступает своим низменным желаниям.
Тафсир
Толкование Корана
(7) Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам [Пророка], сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.
Закон о фейе распространяется на все подобные случаи, потому что Аллах сказал: «Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от обитателей селений». Здесь имеются в виду любые селения, независимо от того, были они завоеваны во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или после его смерти, во времена правления мусульманских эмиров. Фей распределяется между Аллахом и Его посланником, родственниками Посланника, мир ему и благословение Аллаха, сиротами, бедняками и путниками. Это откровение похоже на следующий аят из суры «Аль-Анфаль»: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам [Посланника], сиротам, беднякам и путникам» (8:41).
Таким образом, фей делится на пять частей. Одна пятая принадлежит Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и расходуется на нужды мусульман в целом. Одна пятая достается родственникам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и поровну распределяется между мужчинами и женщинами из рода Хашима и рода аль-Мутталиба, где бы они ни жили. Добыча распределяется только между потомками Хашима и аль-Мутталиба, а остальные представители рода Абд Манафа не имеют на нее прав, потому что только род аль-Мутталиба присоединился к роду Хашима в ущелье и помогал Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, когда курейшиты договорились бойкотировать его родственников и начали враждовать с ними. Поэтому посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о роде аль-Мутталиба: «Они не покидали меня ни во времена невежества, ни в эпоху ислама».
Одна пятая часть фея раздается неимущим сиротам, которыми считаются несовершеннолетние дети, потерявшие своих отцов. По одной пятой части также получают бедняки и путники, которые не имеют средств к существованию на чужбине.
Всевышний распределил добычу так, дабы она не досталась богатым и зажиточным людям. Если бы не было этого мудрого законоположения, то богачи распределили бы трофеи между собой, а беспомощным беднякам не досталось бы ни гроша. Подобная несправедливость принесла бы много зла, обо всех тяжких последствиях которого известно одному лишь Аллаху.
Если же люди повинуются воле Аллаха и придерживаются законов шариата, то они обретают неисчислимые блага. Поэтому Аллах ниспослал правоверным всеобщее правило и сказал: «Берите то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам запретил». Это распространяется как на мусульманские убеждения, так и на законы шариата. Каждый раб Аллаха обязан целиком и полностью повиноваться велениям Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и руководствоваться его наставлениями, а любое нежелание соглашаться с ними противозаконно. Решение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по какому-либо вопросу равносильно решению Самого Аллаха, и никто ни при каких обстоятельствах не имеет права противиться воле Посланника, мир ему и благословение Аллаха, или ставить чье-либо мнение превыше его слов.
Затем Господь велел правоверным страшиться Его, потому что благодаря этому раб Божий укрепляет свою душу и сердце, благоустраивает свою мирскую и Последнюю жизнь и обретает вечное счастье и великий удел. А лишаясь набожности и благочестия, человек обрекает себя на бесконечные несчастья и страдания. Вот почему Всевышний велел бояться Его. Поистине, Он сурово карает тех, кто не испытывает страха перед Ним и уступает своим низменным желаниям.
«Так Пророк ﷺ не делал!»
Есть ли правило в религии: «Запретно все, что не делал Пророк (с.а.с.)?»
Всевышний Аллах сделал полноценной для нас религию, которая не нуждается в изменении. Его повеления ясны, и, соблюдая их, мы добиваемся счастья в обоих мирах. Пророк (с.а.с.) относительно обязательности следования его путем сказал:
«Вам надлежит слушаться и повиноваться, даже если вами будет править эфиопский раб. Воистину, тот из вас, кто будет жить долго, станет свидетелем больших распрей, так что придерживайтесь моей сунны и сунны моих сподвижников – не отступайте от них ни на йоту. Бойтесь нововведений, потому что каждое нововведение – это заблуждение» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Отсюда мы понимаем, что следовать за нововведениями является заблуждением, которое отдаляет нас от пути истины. Но как нам понимать, что является нововведением, а что нет? Для этого необходимо изучать наследие ученых ахлю-с-сунна.
Тема нововведений (бид’ат) очень обширна, для ее разбора необходимо написание нескольких отдельных статей. Здесь же мы поговорим об одном правиле, которое было придумано последователями известной исламской группы и распространено в мире как единственно верное «мерило» нововведений.
«Так Пророк (с.а.с.) не делал!»
Порицая мусульман за те или иные действия, некоторые мусульмане говорят: «Этого делать нельзя, ведь Пророк (с.а.с.) и его сподвижники этого не делали». На первый взгляд, очень убедительный довод, который разоружает многих рядовых мусульман и даже некоторых, кто имеет религиозное образование. А главное, это удобное правило, с помощью которого они отсеивают правильное от неправильного.
Если говорить о правилах, то это изучается в таких науках, как «усуль аль-фикх» или «усуль аш-шари’а» (основы Шариата).
В Шарите, как нас учат эти науки, существует четыре вида доводов: Коран, сунна, единогласное мнение ученых (иджма’) и суждение по аналогии (кыяс). В обсуждаемом нами вопросе нас интересует второй вид довода – сунна посланника Аллаха (с.а.с.).
Сунной являются слова Пророка (с.а.с.), его поступки, молчаливые одобрения и нравственные качества. Отсюда, доводом тому или иному поклонению или поступку могут быть как слова Пророка (с.а.с.), так и его поступки. Заметьте, здесь нет понятия «то, что оставил Пророк».
Когда мы называем что-либо новшеством (бид’атом), мы запрещаем его совершение, а, как известно, каждый запрет требует довода. Если это запретил Аллах и Его посланник, либо же если это запретили ученые фикха по аналогии (кыясу), тогда мы называем это запретным.
Однако можно ли определенный поступок называть новшеством, т. е. запретным, если его не запретил Аллах и Его посланник? Однозначно нельзя! Можно ли этот поступок назвать запретным нововведением только потому, что его не делал Пророк? Однозначно нельзя! Ведь если люди вводят термин «оставление Пророка» в качестве нового вида довода в религию, то мы у них требуем на это доказательство.
Теперь же разберем некоторые доводы того, что «оставление Пророка какого-либо поступка» (тарк ан-Наби) не является источником Шариата.
1. Когда Всевышний Аллах разъяснил нам, чему необходимо следовать, Он велел:
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7).
Всевышний Аллах не сказал в этом аяте оставьте то, что оставил или о чем умолчал Пророк (с.а.с.). Тут ясно говорится лишь о том, что необходимо оставлять то, что Пророк запретил.
2. Вторым доводом является достоверный хадис, в котором Пророк (с.а.с.) сказал:
«О, люди, Аллах вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один человек спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?», – однако он хранил молчание, пока тот не (повторил свой вопрос) трижды, и тогда посланник Аллаха сказал: «Если я скажу: «Да», – это непременно станет (для вас) обязательным, но вы, ведь не сможете (делать этого)!» А потом он сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно) чего я с вами (не говорил). Поистине, жившие до вас погибли из-за того, что задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками! Когда я велю вам что-нибудь, (просто) делайте из этого то, что вам по силам, а когда запрещаю вам что-нибудь, отказывайтесь от этого» (Муслим).
В этом хадисе Пророк (с.а.с.) отчетливо говорит, что следованием его сунне является подчинение его приказам и оставление его приказов. «Оставьте расспросы» здесь звучит как «заруни ма тарактукум», т.е. «оставьте (расспросы) относительно того, что я оставил (не говорил вам или не делал)».
Сподвижник спросил его о совершении хаджа каждый год, и Пророк (с.а.с.) велел ему, чтобы он не задавал лишних вопросов, потому что ясно, что совершение паломничества каждый год и так является дозволенным.
Отсюда можно извлечь правило. Необходимо выполнять его повеления и сторониться всего запрещенного им, а все остальное является дозволенным.
3. В качестве третьего довода приведем изречения предшественников нашей Уммы по поводу данного вопроса.
Имам Ибн аль-Кудама (р.а.) сказал: «Если Пророк (с.а.с.) оставил что-либо, то это не указывает ни на запрет, ни на нежелательность» («аль-Мугни»).
Ибн Дакик аль-Ид (р.а.) в своей книге «Ихкам аль-Ахкам» написал: «Оставление не является доводом о запретности».
Шейх аль-Мубаракфури (р.а.) изрек: «Совершение поступка указывает на дозволенность, а оставление совершения поступка не указывает на его запретность» («Тухфат аль-Ахвази»).
А какие качества Пророка ﷺ вам нравятся больше всего?
Аль-Хашр (Сбор), 7-й аят из 24
Слова Аллаха: ﴾ كَى لاَ يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ ٱلأَغْنِيَآءِ مِنكُمْ ﴿ «дабы не досталась она богатым среди вас», означают следующее: «Мы распределили ее таким образом, чтобы она не находилась только среди богатых, которые бы потратили ее на свои прихоти, ничего не дав из нее бедным».
Слова Аллаха: ﴾ وَمَآ ءَاتَٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَٰكُمْ عَنْهُ فَٱنتَهُواْ ﴿ «И что дал вам Посланник то берите это, а что он вам запретил, то от того удержитесь». Другим словами: «Что бы он ни приказал вам, выполняйте это, а если что-то запретил, то избегайте этого. Поистине он приказывает добро и запрещает зло».
От Ибн Абу Хатима также передается, что Масрук сказал: «Как-то к Ибн Мас’уду пришла женщина и сказала: ‘‘Мне стало известно, что ты запретил женщинам делать татуировки и выщипывать брови и волосы на лице. Ты прочел это в Коране или слышал от Посланника Аллаха?’’Он ответил: ‘‘Да, так сказано в Коране и так сказал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) ’’. Тогда женщина сказала: ‘‘Клянусь Аллахом! Я прочитала Коран от корки до корки, но не нашла ни слова об этом’’. На что Ибн Мас’уд сказал: ‘‘Разве ты не читала аят: ﴾ وَمَآ ءَاتَٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَٰكُمْ عَنْهُ فَٱنتَهُواْ ﴿ ‘‘И что дал вам Посланник то берите это, а что он вам запретил, то от того удержитесь’’? Она ответила: ‘‘Конечно, читала’’. Тогда он (Да будет доволен им Аллах) сказал: ‘‘Я слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) запретил женщинам делать татуировки, выщипывать брови и волосы на лице’’. Тогда она сказала: ‘‘Но, наверное, так делают и женщины в твоей семье’’. На что он сказал: ‘‘Заходи и посмотри’’. Она зашла, посмотрела, затем вышла и сказала: ‘‘Я ничего такого не увидела’’. На что Ибн Мас’уд сказал ей: ‘‘Разве ты не усвоила то, что завещал праведный раб (Шуайб) : ﴾ وَمَآ أُرِيدُ أَنْ أُخَالِفَكُمْ إِلَىٰ مَآ أَنْهَٰكُمْ عَنْهُ ﴿ ‘‘И я не желаю предавать вас в том, что Он вам запретил (сам совершать то, от чего вас удерживаю) ’’? (Сура 11, аят 88) »
В «Сахихах» от Абу Хурайры также сообщается, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « إذا أمرتكم بأمر، فائتوا منه ما استطعتم، وما نهيتكم عنه، فاجتنبوه » «Когда я приказываю вам что-либо, то делайте то, что вам под силу. А когда запрещаю что-либо, то сторонитесь этого».
Слова Аллаха: ﴾ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ آلْعِقَابِ ﴿ «Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» — т.е. страшитесь Аллаха, выполняя Его приказы и придерживаясь Его запретов, ведь Он сурово карает тех, кто ослушивается Его и нарушает Его приказы, а также тех, кто преступает Его запреты.