Берг что сделал для географии
Отец ландшафтоведения: как Лев Берг открыл Землю
14 марта исполняется 145 лет со дня рождения великого ученого из Бендер
Берг в своем кабинете в Ленинградской квартире, 1930 год
Специалист в области геологии и ихтиологии, автор научных трудов, президент географического общества СССР и лауреат Сталинской премии. Все это о нашем земляке.
В 1931 году Берг предложил ланшафтную типологию, которая сохранилась до сих пор – одно из главных его достижений. Благодаря ландшафтоведению процессы в географической оболочке стали более понятными. Это позволило не только рационально использовать природные ресурсы, но и осознать нашу зависимость от природы.
Бендеры стали отправной точкой на пути научных достижений. В дальнейшем за свою работу «Пресноводные рыбы СССР и сопредельных стран», которая до сих пор является одной из наиболее фундаментальных трудов в этой области, Берг был посмертно удостоен Сталинской премии.
В свои 22 года Лев Семенович уже окончил естественное отделение Московского университета, где, помимо учебы, проводил эксперименты по разведению рыб. Дипломная работа по эмбриологии щуки стала шестой печатной работой молодого ученого.
После окончания университета (в 1898 году) он работал в Министерстве сельского хозяйства инспектором рыбных промыслов на Аральском море и Волге, исследовал степные озера, реки и пустыни. Уже тогда ученый был одним из участников экспедиций на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию. Там его страсть к изучению природы обострилась еще сильнее.
В 1909 году в Московском университете Берг защитил диссертацию и получил степень доктора географии. А еще через 25 лет без защиты диссертации был удостоен степени доктора зоологии.
Человек феноменальной памяти и огромной эрудиции. Он сочетал в себе блестящие способности аналитического и синтетического мышления с организованностью и дисциплиной в работе. Берг создал такое количество научных трудов по географии и биологии, что его продуктивность недаром сравнивали с деятельностью целого научно-исследовательского института.
Лев Семенович с детьми, 1916 год
Студенты запомнили его с книгой в руке, а семья видела его думающим, работающим и читающим. Знаменитый ученый почти сутки мог не выходить из своего кабинета. 4-х часовой сон и 20-минутный обед. Все остальное время – работа. Такой график помог великому ученому уже в 1922-м выдвинуть эволюционную концепцию номогенеза (эволюции на основе закономерностей).
Берг со студентами
Тогда Лев Семенович на основе колоссального эмпирического материала отверг роль борьбы за существование как фактора эволюции как в природе, так и в человеческом обществе. В противоположность Дарвину, построившему теорию эволюции на основе случайной изменчивости, Берг утверждает, что изменчивость никогда не бывает случайной. Напротив, она закономерна и логична.
Научный труд Льва Берга «Номогенез», издательство 1922 года
В 1928 году Лев Берг стал членом-корреспондентом АН СССР по биологическому разряду отделения физико-математических наук, а в 1946 году – академиком АН СССР по отделению геолого-географических.
Исторические работы Берга посвящены детальному описанию отечественных открытий в Азии, на Аляске и в Антарктике, изучению древних карт, культуре и этнографии малых народов, составлению биографических описаний знаменитых ученых. На основе анализа документов академик последовательно отстаивал приоритет российских исследователей в открытии Антарктиды и указывал на необходимость комплексных исследований ледяного континента.
Дом, в котором родился Берг
Наука и жизнь: 145 лет Льву Бергу
Ради науки он сменил религию и стал смотрителем рыбного промысла. Получив степень доктора наук, не мог устроиться на работу в университетах. За то, что его цитировали зарубежные учёные, чуть не попал под арест. Будучи пацифистом, прошёл через несколько войн. И всё это время писал научные статьи, совершал открытия, развивал науку. Какие бы препоны ни встречались на пути Льва Берга, он продолжал работать.
Пробиться в науку
Родившийся в 1876 году в Бендерах Лев Берг особых шансов на то, чтобы получить хорошее образование, не имел. Он был сыном еврейского нотариуса, дружившего с раввином, семья жила за чертой оседлости, селиться в столичных городах — Москве или Петербурге — запрещено. В Бендерах же не нашлось даже мужской гимназии. Чтобы поступить в неё, Бергу пришлось переехать в Кишинёв. Разлука с семьёй оказалась не напрасна — одарённый юноша окончил гимназию с золотой медалью. Получить высшее образование было ещё сложнее.
«… запрет на проживание «вне черты оседлости» можно было обойти двумя способами: либо заплатить крупный налог — «ценз», либо «перейти» в христианство, креститься, отказавшись от иудаизма. После окончания 2-ой гимназии в Кишинёве, юный Берг тайно от отца и матери крестился, выбрав Лютеранство — христианскую религию, наименее обременённую обрядами. Скорее всего, верующим в Бога он по-настоящему тогда себя не считал. Его верой была наука, он страстно стремился попасть в Московский Университет. И попал, поступил. Пришлось семье примириться. Отец, сильно опечаленный, ходил за советом и утешением к раввину, который, как известно из анекдота, испрашивал совета у самого Бога. И Бог сказал раввину: «Таки трудно. У меня та же проблема. «.
Из воспоминаний Елизаветы Кирпичниковой, внучки учёного [i]
Отучившись четыре года на естественном отделении физико-математического факультета, Берг написал дипломную работу, посвящённую эмбриологии рыб. Здесь тоже не обходилось без сложностей, порой курьёзных. «Развивающиеся икринки были разложены у меня на блюдах на столе, — вспоминал позже учёный. — Я следил за развитием целую ночь, а под утро заснул. В это время пришла горничная убирать комнату и выбросила с блюд весь мой эмбриологический материал. Когда я проснулся, отчаянию моему не было пределов». В 1898 году он блестяще защитился, получив за свой диплом очередную золотую медаль.
Настало время искать работу, но университетская администрация поставила в документах метку «неблагонадёжен», несмотря на то что Берг никогда не интересовался политикой. Возможности претендовать на место по специальности оказались практически недоступны, вчерашний студент был согласен на любую должность. Помог случай — управляющий государственным имуществом в Туркестане Станислав Раунер предложил выпускнику университета место смотрителя рыбных промыслов на Аральском море и Сыр-Дарье, в диком захолустье, куда сослали непокорных уральских (яицких) казаков. Он надеялся привлечь подающего надежды юношу к изучению края и не прогадал: административную работу Берг успешно сочетал с научной.
128.jpg
В 1898 году вместе с другом и соучеником Павлом Игнатовым, членом Географического общества, он принял участие в изучении озёр бывшего Омского уезда, проекте Западно-Сибирского отдела Географического общества. В 1899–1902 годах Туркестанское отделение общества пригласило его в Аральскую экспедицию, а в 1903 году — совершить исследовательскую поездку на озеро Балхаш. Оттуда он писал Игнатову подробные письма.
«Что это были за письма! Своим идеальным почерком отец описывал свои путешествия по Аральскому морю, свою жизнь в Казалинске, свою службу в качестве смотрителя рыбных промыслов на Сырдарье и на Аральском море. Они с Игнатовым путешествовали в 1898 году вместе. Теперь они писали совместно монографию. Описывали группу озёр Западной Сибири. Письма содержали всю эпопею создания первой в мире монографии по ландшафтоведению. За неё отец и Игнатов получили Малые золотые медали Географического общества. Надпись на медали гласила — «За полезные труды».
Из воспоминаний Раисы Берг, дочери учёного [ii]
Благодаря работе Берга и Игнатова появилась стройная система географии в целом — климатология, геоморфология, гидрология стали элементами ландшафтоведения. Физико-географическую монографию «Аральское море» Лев Берг представил в Московский университет на соискание степени магистра географии. Ему присвоили сразу звание доктора.
129.jpg
Внести свой вклад в науку
В 1915 году Русское географическое общество присудило Бергу за совокупность работ по географии и зоогеографии высшую награду — Константиновскую медаль. Но несмотря на все достижения, сложности с работой продолжались. Дмитрий Анучин надеялся передать Бергу кафедру географии в Московском университете, Пётр Кротов делал всё возможное, чтобы привлечь его к работе в Казанском, Николай Андрусов старался устроить в Киевский. Всё было напрасно — администрация каждого из учебных заведений находила причины отказать блестящему учёному. Когда в 1916 году Бергу предложили баллотироваться на место заведующего кафедрой географии в Петроградском университете, он попросту отказался, не веря в благополучный исход. Но учёный совет и профессура университета решили иначе, и Берг всё-таки получил место на кафедре, которую возглавлял до самой смерти. Он также принял деятельное участие в создании первого в мире Географического института.
«Незадолго до Октябрьской революции декретом Временного Правительства был основан первый в России Географический институт. В числе организаторов и профессоров этого института — мой отец. Институт помещался на углу Английского проспекта и набережной реки Мойки во дворце великого князя Алексея Александровича. Князь благополучно сбежал в первые дни революции за границу, а его дворец, построенный в мавританском стиле, с флигелями, конюшнями и парком, стал достоянием Географического института. Флигели дворца, где жили придворные и челядь князя, стали жильём для студентов — лучшие помещения были предоставлены им — а что похуже, досталось преподавателям и служащим института. Отец, наверное, принимал участие в распределении квартир. Сужу по тому, что ему досталась квартира дворника, весьма убогая. Мы жили в ней, пока Географический институт не преобразовали в Географический факультет Ленинградского университета».
Из воспоминаний Раисы Берг
Убеждённый пацифист, Лев Берг пережил две мировые войны, революцию, Гражданскую войну. 20 ноября 1917 года он писал Андрею Семёнову-Тян-Шанскому: «Мы тут в Москве пережили ужасные времена. У нас на Долгоруковской было сравнительно спокойно, если не считать артиллерийского гула. из ружей наш дом однажды обстреляли, но, к счастью, никто не пострадал. У Никитских ворот ужасные разрушения от артиллерии, несколько громадных домов сгорело. Крыша университета пробита в нескольких местах и снаряды залетели в Зоологический музей и кабинет сравнительной анатомии. У А.Н. Северцова убит сын офицер. Конечно, Россия будет существовать. Мы будем делать всё для нас возможное для блага отечества». Дочь учёного вспоминала, как заработную плату выдавали не деньгами, а «натурой» — Берг не попал в список снабжаемых продуктами питания, как-то принёс в качестве «жалованья» ящик гвоздей. Холод и голод были нормой жизни его семьи в период становления советской власти.
«В своём холодном сыром кабинете, в убогой длинной комнате отец повесил над письменным столом две литографии. На одной Бербанк — американский садовод из народа — с огромным цветком в руке. На другой — Архимед, склонившийся над геометрическими фигурами, начертанными на песке. Меч убийцы уже занесён над старцем. Под картиной стояли слова по-латыни: «Не трогай мои чертежи», — согласно преданию — последние слова Архимеда».
Из воспоминаний Раисы Берг
Лев Берг продолжал работать, преподавать, писать научные труды. Именно его стараниями география вышла из ранга «вспомогательных наук» и стала значимой комплексной дисциплиной о взаимодействии живых и неживых элементов ландшафта, включая человека.
130.jpg
В 1922 году в петербургском издательстве «Время» вышла книга Берга «Наука, её содержание, смысл и классификация», где он постулировал: «Где нет системы, там не только нет «объяснения», но и вообще нет никакой науки».
«Цель этой книжки — показать, во-первых, что нет наук высших и наук низших, как думают некоторые, а что все науки занимаются приведением в порядок вещей, а потому все одинаково заслуживают уважения; во-вторых, что науке нельзя предъявлять практических требований, что «польза» от неё лежит совсем в другом; и, наконец, в-третьих, что наука не претендует на обладание абсолютной истиной и потому ей свойственна терпимость и гуманность. Наука внутренне свободна, относится с уважением к чужой свободе и требует такого же отношения и к себе».
Л. Берг, «Наука, её смысл, содержание и классификация»
За свою жизнь учёный выпустил более 470 трудов, включавших в себя работы по ихтиологии, климатологии, лимнологии, ландшафтной географии, истории географии и др. В 1935 году он стал почётным членом Географического общества, в 1939 году принял активное участие в создании при ГО Отделения истории географических знаний, в 1940 году стал президентом Общества — и оставался им до конца своих дней.
131_1.jpg
Устоять во имя науки
Не считавшему возможным смешивать науку и политику, Льву Бергу постоянно приходилось сталкиваться с ситуациями, которые шли вразрез с его убеждениями. Поступаться своими принципами он не считал возможным, даже если ничего не мог поделать — например, если речь шла о коллективном вынесении решений о смертной казни.
«Я выразила ему недоумение по поводу того, что никто не протестовал. Отец сказал, что ему известен один случай. Дело происходило на собрании в Академии наук. Также голосовали за вынесение смертного приговора кому-то из безвинных. Когда председательствующий спросил, кто воздержался, поднялась одна рука. Это был гениальный учёный, основатель биогеохимии Владимир Иванович Вернадский. Его тут же спросили, в чём причина. «Я в принципе против смертной казни», — сказал Вернадский. «А ты?» — спросила я отца. «Я на эти собрания не ходил», — сказал отец».
Из воспоминаний Раисы Берг
«Его ландшафтоведение — не что иное, как скрытая борьба с марксизмом, отрицание классовой борьбы, проповедь мира с целью порабощения рабочего класса и беднейших крестьян капиталистами и помещиками, поповщина, идеализм и мракобесие. Карикатура изображала отца в виде мужика в русских сапогах и в косоворотке, подпоясанного верёвкой. Огромная фигура высилась над убогой деревенькой — кучкой покосившихся изб. Отец вздымал к небу две книги: «Номогенез» и. Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Из воспоминаний Раисы Берг
В полемике с дарвинистской теорией, которой была посвящена книга Берга «Номогенез, теория эволюции на основе закономерностей», Презент усмотрел желание дискредитировать идею классовой борьбы. Книга Ремарка на карикатуре символизировала пацифизм. Учёный быстро устал от попыток вразумить разбушевавшихся «товарищей», почитавших учение о ландшафтно-географических зонах идеологическим преступлением, и просто ушёл с кафедры, сосредоточившись на научной работе. Через три года учёный совет пришёл к нему с извинениями, и Берг вернулся.
127.jpg
В 1939 году нападки на него продолжились. На этот раз статья под грозным заголовком «Лжеучёным не место в Академии наук» появилась в центральной газете «Правда». Берга обвиняли, в частности, в том, что на его труды опирается фашистский учёный, палеонтолог Шиндервольф. Незнакомый с ним Лев Семёнович, прочитав его работы, нашёл одну-единственную цитату из собственных трудов, никак не связанную с идеологией: «Решающее слово в вопросе о ходе и причинах эволюции принадлежит палеонтологии». Возмущённый, он обратился в ЦК партии с просьбой защитить «доброе имя ничем не запятнанного советского учёного и общественного деятеля». Попытка дискредитировать Берга в очередной раз провалилась.
Досаду учёных собратьев зачастую вызывали не только блестящие идеи Льва Семёновича, но и его морально-нравственная позиция. Дело доходило до смешного — во время войны некоторые из эвакуированных академиков были недовольны его добротой по отношению к детям.
Из воспоминаний Раисы Берг
Какие бы катаклизмы ни происходили вокруг, Берг продолжал работать. Его эрудиция, знание источников, педантичность в использовании материалов позволяли ему развивать науку в самых разных направлениях, от ихтиологии до истории географии. У него есть даже статьи, связанные с лингвистикой — о происхождении названия Москвы, о специфике научного языка, о географической терминологии. Науке не нужно было требовать от него жертв — он и так подарил ей всю свою жизнь.
Ольга Ладыгина
[i] Елизавета Кирпичникова, статья «Бабушка: семейная тайна»
Отец ландшафтоведения: как Лев Берг открыл Землю
Отец ландшафтоведения: как Лев Берг открыл Землю
Его называют отцом лафшафтоведения и создателем современной физической географии. В центре Бендер до сих пор стоит его дом, а теоретический лицей носит его имя. Лев Семенович Берг – выдающийся ученый, родился 14 марта 1876 года в Бендерах. Наш соотечественник внес поистине неоценимый вклад в науку и был одним из тех, кто изменил мир.
Берг в своем кабинете в Ленинградской квартире, 1930 год
Специалист в области геологии и ихтиологии, автор научных трудов, президент географического общества СССР и лауреат Сталинской премии. Все это о нашем земляке.
В 1931 году Берг предложил ланшафтную типологию, которая сохранилась до сих пор – одно из главных его достижений. Благодаря ландшафтоведению процессы в географической оболочке стали более понятными. Это позволило не только рационально использовать природные ресурсы, но и осознать нашу зависимость от природы.
Л. С. Берг написал более 1 000 работ; крупнейшие из них — «Природа СССР», «Географические зоны СССР», благодаря которым география стала научной дисциплиной. Современные поколения географов в своих научных разработках руководствуются теми же идеями о тесной взаимосвязи живой и неживой природы, которые выдвигал Берг.
Детство будущего академика прошло в Бендерах. Его любимым занятием было изучение необычных рыб, которые обитают в Днестре.
Бендеры стали отправной точкой на пути научных достижений. В дальнейшем за свою работу «Пресноводные рыбы СССР и сопредельных стран», которая до сих пор является одной из наиболее фундаментальных трудов в этой области, Берг был посмертно удостоен Сталинской премии.
В свои 22 года Лев Семенович уже окончил естественное отделение Московского университета, где, помимо учебы, проводил эксперименты по разведению рыб. Дипломная работа по эмбриологии щуки стала шестой печатной работой молодого ученого.
Лев Семенович Берг, 1901 год
После окончания университета (в 1898 году) он работал в Министерстве сельского хозяйства инспектором рыбных промыслов на Аральском море и Волге, исследовал степные озера, реки и пустыни. Уже тогда ученый был одним из участников экспедиций на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию. Там его страсть к изучению природы обострилась еще сильнее.
В 1909 году в Московском университете Берг защитил диссертацию и получил степень доктора географии. А еще через 25 лет без защиты диссертации был удостоен степени доктора зоологии.
Человек феноменальной памяти и огромной эрудиции. Он сочетал в себе блестящие способности аналитического и синтетического мышления с организованностью и дисциплиной в работе. Берг создал такое количество научных трудов по географии и биологии, что его продуктивность недаром сравнивали с деятельностью целого научно-исследовательского института.
Лев Семенович с детьми, 1916 год
Студенты запомнили его с книгой в руке, а семья видела его думающим, работающим и читающим. Знаменитый ученый почти сутки мог не выходить из своего кабинета. 4-х часовой сон и 20-минутный обед. Все остальное время – работа. Такой график помог великому ученому уже в 1922-м выдвинуть эволюционную концепцию номогенеза (эволюции на основе закономерностей).
Берг со студентами
Тогда Лев Семенович на основе колоссального эмпирического материала отверг роль борьбы за существование как фактора эволюции как в природе, так и в человеческом обществе. В противоположность Дарвину, построившему теорию эволюции на основе случайной изменчивости, Берг утверждает, что изменчивость никогда не бывает случайной. Напротив, она закономерна и логична.
Ключевая мысль ученого состоит в том, что борьба за существование и естественный отбор не являются факторами прогресса. Роль отбора понималась Бергом иначе, чем у Ч. Дарвина. Он считает, что отбор не сохраняет лучших, а, наоборот, сохраняет норму.
Научный труд Льва Берга «Номогенез», издательство 1922 года
В 1928 году Лев Берг стал членом-корреспондентом АН СССР по биологическому разряду отделения физико-математических наук, а в 1946 году – академиком АН СССР по отделению геолого-географических.
Лев Берг. Ленинград, 1929 год
Исторические работы Берга посвящены детальному описанию отечественных открытий в Азии, на Аляске и в Антарктике, изучению древних карт, культуре и этнографии малых народов, составлению биографических описаний знаменитых ученых. На основе анализа документов академик последовательно отстаивал приоритет российских исследователей в открытии Антарктиды и указывал на необходимость комплексных исследований ледяного континента.
В Бендерах до сих пор сохранился дом, в котором родился Лев Берг. В память об учёном на нём установлена мемориальная доска. Имя великого бендерчанина носят и некоторые географические объекты. Среди них горы Льва Берга на полуострове Крылова в Антарктиде, ледник на Памире, мыс Берга на севере острова Октябрьской Революции архипелага Северная Земля, ледник Берга на Памире в Центральной Азии и вулкан Берга на острове Итуруп на Курилах.
Дом, в котором родился Берг
Они открывали Землю!
Путешественники
Вы здесь
Берг Л. С.
Берг Лев Семенович
(1876-1950)
Лев Семенович Берг был выдающимся ученым-энциклопедистом, в первую очередь географом и зоологом. В истории науки он оставил глубокий след. Труды Л. С. Берга посвящены общим вопросам физической географии, географии отдельных стран и районов, геоморфологии, климатологии, почвоведению, озероведению, палеогеографии, зоогеографии, общей биологии, систематике рыб, истории географической науки и географических открытий, этнографии и другим отраслям современной науки. Широта научных интересов, систематичность в работе, умение видеть изучаемое явление в его истории и взаимосвязях со средой, глубокая эрудиция и выдающаяся память позволили Л. С. Бергу создать ряд замечательных работ, вошедших в золотой фонд советской науки. Его перу принадлежит свыше 900 работ.
Л. С. Берг был прекрасным общественным деятелем и педагогом. Он подготовил много учебников. В течение десяти лет он возглавлял Географическое общество СССР.
Лея Семенович Берг родился в г. Бендеры (Молдавия) 14 марта 1876 г. в семье нотариуса. После окончания Кишиневской гимназии в 1894 г. он поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, где выдающиеся способности Л. С. Берга привлекают внимание его учителей. Московский университет славился своими профессорами, и Льву Семенович удалось слушать лекции таких замечательных русских ученых, как Д. Н. Анучин, А. П. Богданов, В. И, Вернадский, М. А. Мензбир, А. П. Павлов и К. А. Тимирязев. Особенно большое влияние на формирование Л. С. Берга как ученого оказали географ, антрополог и этнограф Д. Н. Анучин и геолог A. П. Павлов.
Еще будучи студентом Московского университета, Л. С. Берг совершает свое первое путешествие к устью р. Урал и на озеро Индер. Пустыни Заволжья произвели на молодого путешественника большое впечатление; с этого времени он на всю жизнь сохранил интерес к географии пустынь и их своеобразной природе.
В 1898 г. Л. С. Берг заканчивает университет и по рекомендации Д. Н. Анучина направляется в Западную Сибирь для изучения озер лежащих среди степей в плоских понижениях. В этих исследованиях формируется Берг – лимнолог, продолжающий работы по изучению озер России, начатые Анучиным, и давший впоследствии классические труды по озерам нашей страны. В 1899 г. Л. С. Берг направляется в Туркестан для изучения Аральского моря. В течение нескольких лет он изучает этот громадный водоем, расположенный среди сухих пустынь, и заведует рыболовством на Сырдарье и Арале, а затем и на Средней Волге.
Систематическое изучение природы Аральского моря и его фауны позволило Л. С. Бергу по-новому подойти к объяснению природы этого водоема и нарисовать картину его развития в связи с историей Туранской низменности и сухого русла Узбой, через который часть амударьинских вод текла в Каспий. В период работы в пустынях и на озерах Средней Азии у Л. С. Берга зародились мысли о неверности господствовавших в науке представлений об усыхании Средней Азии, о прогрессирующем изменении ее климата в сторону увеличения пустынности.
В 1903 г. Л. С. Берг побывал в Норвегии, откуда опять поехал в Туркестан, на этот раз изучать Балхаш и Иссык-Куль – эти два непохожих друг на друга больших озера Средней Азии.
С 1904 по 1914 г. Л. С. Берг работает заведующим отделом рыб и рептилий Зоологического музея Академии наук в Петербурге и выполняет ряд замечательных монографических исследований но рыбам Туркестана и Амурского края. В 1906 г. он вновь изучает Аральское море, пески Большие Барсуки и ледники Туркестанского хребта. В 1909 г. Л. С. Берг совершает большое путешествие по Кавказу, где его особенно интересует замечательное озеро Севан. В том же году в Московском университете Л. С. Берг защитил магистерскую диссертацию «Аральское море» – полный и всесторонний научный труд, который в настоящее время сохранил свое значение. Отзывы по диссертации дали выдающиеся русские ученые Д. Н. Анучин, В. И. Вернадский, А. П. Павлов, М. А. Мензбир и Г. А. Кожевников, В. В. Бартольд, Э. Е. Лейст. Ученый Совет, по предложению Д. Н. Анучина, присудил Л. С. Бергу сразу степень доктора. Это был очень редкий случай в жизни университета.
В 1912 г. Л. С. Берг занимается физико-географическими исследованиями Черниговской губернии; в 1913 г. он изучает тирольские ледники. С 1914 г. начинается его профессорская деятельность по ихтиологии в Петровском сельскохозяйственном институте в Москве, а в 1916 г. он избирается профессором географии Петроградского университета, где работает до конца своих дней.
Первая Мировая война, а затем гражданская война прервали цикл полевых работ Л. С. Берга, которые опять возобновились с 1925 г., когда он вновь посетил любимый Арал, интересуясь состоянием рыболовства. Эти исследования были связаны с работой в Институте опытной агрономии, где Л. С. Берг с 1922 по 1934 г. заведовал отделом прикладной ихтиологии. Одновременно он работал сотрудником Зоологического института Академии наук, где заведовал отделом рыб.
В 1926 г. в составе делегации Академии наук СССР Л. С. Берг посетил Японию, куда ехал через Манчжурию и Корею. Эта дорога, по воспоминаниям самого путешественника, оставила у него большое и яркое впечатление.
В 1928-1930 гг. Л. С. Берг опять на полевых работах. Он едет в Киргизию, в давно знакомые ему горы Тянь-Шаня, где снова работает на Иссык-Куле, этом глубоком горном озере. После Иссык-Куля Л. С. Берг проводил исследования на Ладожском озере (1929) и Кокчетавских озерах в Казахстане (1942-1944).
Многолетние полевые работы оставили глубокий след на всем творчестве Л. С. Берга. Как это часто бывает, наблюдения в природе зародили ряд мыслей, которые впоследствии превратились в стройные научные теории.
Поразительная широта научных интересов и размах работ Л. С. Берга являются первой отличительной чертой его научного творчества. Но, несмотря на широкие научные интересы, он в то же время был чрезвычайно систематичен и организован в труде.
Важно отметить также вторую существенную черту научных исследований Л. С. Берга. Над какой бы темой он ни работал, он всегда стремился как можно шире осветить все вопросы и дать четкие выводы, которые связывают тему исследования с другими отраслями знания. Это делает работы Л. С. Берга нужными и интересными не только географам, но и климатологам, зоологам, почвоведам, ботаникам, геологам, вообще натуралистам.
Комплексность в подходе и разрешении отдельных узких по наименованию тем характерна для методов Л. С. Берга. В этом отношении показательна его книга «Рыбы бассейна Амура» (1909), казалось бы, узкозоологическая сводка, посвященная систематике, выполненная в результате обработки коллекций амурских рыб, находившихся в то время в музеях Петербурга и Варшавы. Как писал сам автор, эта работа «дает описание и определитель всех доныне известных рыб, водящихся в системе реки Амура». Между тем три небольшие главы общей части книги: «Общий характер ихтиологической фауны амурского бассейна», «Рыбы Амура с точки зрения зоологической географии» и «Происхождение ихтиологической фауны Амура» представляют глубокий интерес для географов и натуралистов вообще. Л. С. Берг подходит к природным явлениям в их сложных взаимосвязях, рисует яркую картину происхождения современных ландшафтов бассейна Амура с его неповторимым сочетанием хвойных и широколиственных лесов, где наблюдается поразительное географическое единство сибирских и южных субтропических форм. Для этого он, помимо ихтиологических материалов, привлек данные орнитологии, энтомологии, сведения о распространении отдельных видов млекопитающих, а главное – ботанической географии (анализ распространения так называемых викарных, т. е. заменяющих видов – граба, дуба, тисса, ильма и др.). Все это позволило Л. С. Бергу подойти к вопросу о происхождении рыбной фауны бассейна Амура, основываясь на изучении истории бассейна, его ландшафтов.
Для Л. С. Берга выявление «причинных связей явлений» – задача и метод его географических исследований. Он считал, что изучение почв, растительности, рельефа, климата и других элементов географической среды еще не позволяют говорить о географии: только изучение их в причинных взаимосвязях даст возможность понять и объяснить строение и механизм географической среды в разных зонах и районах, а это и есть главная задача географии.
Третья отличительная черта научного творчества Л. С. Берга заключается в историзме, пронизывающем его работы. Исторический подход к объяснению, скажем, географических ландшафтов у него не самоцель, а метод выявления причинности, лежащей в основе современных явлений. При анализе природы озера Байкал исторический метод в решении сложных и спорных вопросов развития байкальской фауны помог автору прийти к ряду выводов, доказывающих не морское, а пресноводное происхождение байкальской фауны.
Нужно отметить также замечательные работы Л. С. Берга по палеоклиматологии, палеогеографии, биогеографии и особенно изменению климата в исторический период. Наибольший интерес представляет работа «Вопрос об изменении климата в историческую эпоху», в которой автор с убедительностью показал несостоятельность взглядов тех ученых, которые придерживались представления о прогрессирующем усыхании сухих и засушливых областей Евразии за последнее тысячелетие.
Работы Л. С. Берга об «усыхании» представляют не только выдающийся теоретический интерес, но и имеют большое практическое значение в связи с борьбой с засухой, проводящейся в нашей стране.
Если к изложенному добавить, что в своих широко известных работах «Географические зоны СССР» и «Природа СССР» описание ландшафтов, где это уместно, он связывает с палеогеографией, то станет очевидным, что исторический фон для Льва Семеновича Берга – тот необходимый фундамент, без которого не будут ясны и научно объяснены многие построения, вытекающие из анализа природных условий современности.
Четвертая характерная черта научного творчества Л. С. Берга – это чрезвычайно простая и доходчивая форма изложения его работ. Его труды написаны строго, логично, с подчеркиванием конечных выводов. Некоторые же его работы являются популярными в лучшем смысле этого слова. Вся литературная, общественная и педагогическая деятельность А. С. Берга была направлена на то, чтобы география – увлекательнейшая отрасль знаний – стала достоянием миллионов наших сограждан.
Л. С. Берг находил время для общения с детьми. Он нередко выступал в Домах пионеров и школьном лектории города Ленинграда, печатал статьи в «Пионерской правде», детских и юношеских журналах. Его статьи можно было видеть в детском географическом ежегоднике «Глобус» и журнале «Вокруг света». В 1950 г., перед самой смертью, А. С. Берг создал теплую, полную любви к героям и читателям книгу о замечательных русских путешественниках.
Следует отметить еще одну замечательную особенность Л. С. Берга как ученого – его патриотизм. В течение десятилетий он разрабатывает вопросы истории русской географической науки. Работая в архивах, он находил замечательные факты, позволившие ему еще в 1929 г. утверждать, что «русскими в пределах только одного СССР положена на карту и изучена площадь, равная одной шестой поверхности суши, что громадные пространства исследованы в пограничных с Россией областях Азии, что все берега Европы и Азии от Варангер-фиорда до Кореи, а равно берега значительной части Аляски, положены на карту русскими моряками. Прибавим еще, что множество островов открыто и описано нашими мореплавателями на Тихом океане».
А. С. Берг защищает права нашей Родины в Антарктике, выступая с докладами и публикуя ряд работ об открытиях русских в начале прошлого столетия в этой части земного шара.
Работы А. С. Берга по истории географии давно получили всеобщее признание. Таковы монография «Открытие Камчатки и камчатские экспедиции Беринга» и книга «Очерки по истории русских географических открытий» и «Всесоюзное Географическое общество за сто лет».
«Бывает три типа географов: путешественники, страноведы и организаторы. Петр Петрович был и тем и другим и третьим» – писал Л. С. Берг в статье «Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский как географ». Эти слова больше, чем к кому-либо другому, относятся к самому Л. С. Бергу.
А. С. Берг прежде всего ученый-натуралист. Для него факты – те кирпичи, без которых невозможна постройка научного труда. Природа во всем ее многообразии, с ее взаимосвязями, – вот первая творческая лаборатория ученого. Бесконечная пытливость, благородное стремление постичь закономерности мира, глубже войти в скрытые от равнодушного глаза тайники природы сделали Л. С. Берга полевых работником, которого более всего привлекали Средняя Азия и Казахстан. Именно в этих исследованиях озер Туранской и Западно-Сибирской низменностей при изучении пустынь и гор Средней Азии зародились мысли, которые явились руководящими в ряде его трудов по истории развития ландшафтов Азии. Среднеазиатские полевые материалы позволили Л. С. Бергу опубликовать его известные работы: «Рыбы Туркестана» (1905), «Формы русских пустынь» (1911), «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области» (1913), «Устройство поверхности Азиатской России» (1914), «О происхождении лёсса» (1916).
В 1929 г. выходят его большие труды «История исследования Туркмении» и «Рельеф Туркмении»; несколько раз он возвращается к одной из излюбленных тем о лёссообразовании, которое понимает как своеобразный почвенный процесс в определенных условиях засушливого климата и карбонатного состава материнских пород. Последняя большая сводка о лёссах напечатана Л. С. Бергом в 1947 г. в книге «Климат и жизнь», переизданная в Венгрии в 1953 г.
Л. С. Берг проделал громадную работу в области страноведения, начиная от географии отдельных, сравнительно небольших стран, которым посвящены книги Л. С. Берга (например, «Бессарабия», 1918), и кончая географией всего Советского Союза. Здесь следует отметить также замечательные монографии «Природа СССР» и «Географические зоны Советского Союза» – работу, выдающуюся по своему строению и обилию географических фактов. Описание географических зон дано в их изменении на фоне развития и формирования. «Природа СССР» была переведена на украинский, английский, французский языки, а два тома «Географических зон» были изданы на немецком языке в Лейпциге в 1958 и 1959 гг. В изучении географических зон Л, С. Берг явился прямым продолжателем классических работ В. В. Докучаева.
Трудами Л. С. Берга учение о зонах природы в наше время стало достоянием не только географов, но и ботаников, зоологов и вообще всех натуралистов и прочно вошло в науку.
Л. С. Берг считал, что страноведение есть собственно география. Всей своей научной деятельностью в области географии он показал пример того, в каком направлении следует развивать советское страноведение, базирующееся на генетических связях природных явлений, на пространственных и исторических методах исследования стран, зон, ландшафтов, районов.
Л. С. Берг одним из первых стал заниматься также вопросами научного географического районирования. Здесь выделяются работы, уже упомянутые нами: «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области», «Устройство поверхности Азиатской России», а также «Рельеф Сибири, Туркестана и Кавказа» (1937). В них сказалась способность Л. С. Берга к географическому синтезу, к простоте в обобщениях, к строгой системе в классификации.
Работа по изучению рыб занимала у Л. С. Берга много времени. По признанию самого ученого: «распорядок дня у меня такой: днем я работаю в Зоологическом институте Академии наук СССР, где занимаюсь рыбами, а вечера у себя дома посвящаю географии». Л. С. Бергу принадлежит капитальная сводка «Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран». Эта монография говорит не только о систематике пресноводных и солоноватоводных рыб, но широко трактует вопросы биологии рыб. Она дает систематическое описание пресноводных, проходных и солоноватоводных рыб не только нашей родины, но и всей Европы, исключая рыб средиземноморских стран. Из 528 видов рыб, обнаруженных в реках и озерах нашей страны, 70 впервые открыто и описано самим автором монографии. В ее конце дан замечательный зоогеографический анализ пресноводных рыб СССР на фоне зоогеографии всего мира.
Выход в свет этой книги, получившей премию, привлек внимание не только ученых-ихтиологов, но и работников рыбного хозяйства и промышленности. Работая над вопросами зоогеографии ихтиофауны, Л. С. Берг создал схему деления всего мира, Советского Союза и Европы на ряд зоогеографических районов по признаку распространения тех или иных видов рыб.
В поисках путей развития рыб Л. С. Берг стал заниматься изучением ископаемых рыб, результатом чего явился выдающийся труд «Система рыбообразных и рыб, ныне живущих и ископаемых» (два издания 1940, 1955, немецкое издание – Берлин, 1958).
Педагогическая деятельность Льва Семеновича не ограничивалась чтением лекций, руководством аспирантами или кафедрой. Л. С. Берг создал несколько учебников по географии для вузов: «Природа СССР», «Географические зоны Советского Союза»; учебник «Основы климатологии».
Много времени Л. С. Берг уделял редакционной деятельности. Как ученый и как редактор он всегда был в курсе выходящей литературы. В журналах Академии наук и Географического общества, в работах которого он принимал участие в течение полувека, часто печатались рецензии Л. С. Берга.
Л. С. Берг был избран действительным членом Русского географического общества в 1904 г. В начале своей деятельности Л. С. Берг больше всего был связан с Туркестанским отделом Географического общества, в работе которого он участвовал на протяжении почти 50 лет. В 1940 г. он избирается почетным членом и президентом общества. Таким образом, более 10 лет А. С. Берг руководил Географическим обществом СССР.
Общественная деятельность Л. С. Берга не ограничивалась Географическим обществом. Он принимал участие во многих общественных организациях. Л. С. Берг работал в ряде академических комиссий, часто руководил ими, выступал с публичными лекциями в Обществе по распространению политических и научных знаний, охотно откликался на многочисленные письма, потоком идущие к нему со всех концов нашей страны, помогал молодым научным работникам в их начинаниях.
Лев Семенович Берг умер в Ленинграде 24 декабря 1950 г., незадолго до своего 75-летия.
Географы и зоологи обязаны Л. С. Бергу многими новыми идеями и важными фактами. Развитие и углубление физической географии и зоологии неразрывно связаны с именем Л. С. Берга.
Список литературы