Береги здоровье родителей помни что раннюю
Береги здоровье родителей помни что раннюю
Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Их болезнь — твое горе. Их неудачи и неприятности на работе — твоя беда. Их позор — не только твой позор, но и твое несчастье, от которого можно избавиться, только преодолев его. Если в семье горе, несчастье, неприятность — твоя ответственность за благополучие семьи возрастает во сто крат. Только упорным трудом ты можешь облегчить труд своих родителей. Этот твой труд — самое сложное человеческое дело. Он — труд души. Несчастье, горе, беда матери и отца преодолеваются часто уже тем, что и как ты думаешь. Умей думать хорошо. Умей быть добрым в мыслях и чувствах.
Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезнь твоей матери и отцу твоему приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Больше всего уязвляет сердце отца и матери сыновняя неблагодарность, равнодушие сына, дочери к тому, как отражаются на здоровье родителей их — сына и дочери — труд, жизнь, поведение.
Это одно из самых важных этических поучений, касающихся чутких взаимоотношений поколений. Я твердо убежден, что первая школа гражданского долженствования начинается с мысли ребенка: а что скажет и подумает о моем поведении мать, отец? В развитии тонкого чувствования ребенка к чувствам, переживаниям, мыслям матери и отца, вообще к их духовному миру я вижу исключительно важную воспитательную задачу. Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам, — вот какого очень важного принципа придерживаемся мы в воспитании отношений матерей и отцов, с одной стороны, и детей — с другой. Мы считаем очень важным, чтобы ребенку было совестно перед матерью и отцом (как, впрочем, и родителям должно быть совестно перед детьми — это особый вопрос), чтобы он с малых лет познал, какая это большая радость — принести счастье, удовлетворение, полноту духовной жизни матери и отцу. Воспитывайте так, чтобы у ребенка были радости, которые становились бы радостью матери и отца. В начальных классах, если хотите, у нас на этом держится школа — и ни на чем другом. Всё, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, — всё это мы рассматриваем с точки зрения взаимоотношений детей и родителей. Совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения, — это уродливое воспитание. Зорко следите за тем, чтобы именно в этот период — в начальных^ассах — не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Взаимоотношения детей и родителей должны строиться только на желании ребенка быть хорошим, на том, что он приносит в семью радость. Это особая, малоисследованная грань школьного обучения; ее сущность заключается в том, что всё обучение ребенка — это его воспитание; что бы вы ему ни рассказывали, ни объясняли, ни спрашивали, вы прикасаетесь к его сердцу, вы излучаете свет, который в конечном счете отражается на родителях.
ТВОЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Василий Александрович СУХОМЛИНСКИЙ: «НЕ ИДИ ПО ЛЕГКОМУ ПУТИ, ИДИ ПО САМОМУ ТРУДНОМУ!»
Василий Александрович Сухомлинский учитель. Семнадцатилетним пареньком он впервые в этом качестве переступил порог начальной школы и с тех пор не расставался с нею никогда.
В годы гитлеровской оккупации Украины фашисты расстреляли его жену и зверски убили только что родившегося ребенка. Вернувшись с войны, Василий Александрович стал директором Павлышской средней школы Кировоградской области и оставался на этом посту до конца своих дней. Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии педагогических наук В. А. Сухомлинский написал более тридцати книг по вопросам воспитания, педагогики.
Из его трудов мы отобрали несколько высказываний, обращенных к молодежи, и включили их в эту книгу.
«Стыдись пустоты души»
Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями. Нравственной личностью ты станешь тогда, когда в душе твоей навсегда поселятся совесть, стыдливость, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих твою моральную доблесть и культуру. Они взаимно связаны, тесно переплетаются. В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда перед самим собой. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное. Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совестливости, стыда; совесть это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование.
О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем твоего поведения, когда она живет в твоей душе, а это значит, что ты постепенно работаешь над самовоспитанием, образно говоря, постоянно упражняешься в умножении знания на переживание, чувствование. Это очень тонкая внутренняя работа ума и сердца, она происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении. Эта работа тем напряженней и значительней, чем больше ты умеешь мысленно оставаться наедине с самим собой, рассуждая так: что бы сказали о моих поступках люди, если бы видели меня «насквозь», если бы от их взгляда не укрылась ни одна черточка моего внутреннего Я? Благородное человеческое Я для тебя станет непостижимым, если ты будешь замыкаться в себе, укрываясь от людей. Наедине с собой ты должен подвергать собственную деятельность мысленному обзору с позиций самых честных, самых требовательных людей. Чем тоньше и активнее будет эта внутренняя работа духа, тем выше будет развито твое чувство стыда, совестливости.
Стыдись пустоты души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов.
Стыдись слабоволия, беспринципности, «бесхребетности». Сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок, имя которому «моя хата с краю».
Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям.
Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Помни, что подлость в детстве и отрочестве начинается как будто бы с очень маленького желания уйти от ответственности, от опасности, спастись от беды, угрожающей другим; переложить на других ответственность за что-то происшедшее по незнанию, оплошности, опрометчивости, недоразумению. Подлость заключается в молчаливом выглядывании из своей норки и любопытном ожидании: что будет товарищу, оказавшемуся в опасности? Норка, скорлупа, гнездышко вот безобидная с первого взгляда колыбель эгоизма. Пуще огня стыдись оказаться в норке. Пусть лучше шалость, неугомонность, но не молчание, безропотное «это не мое дело».
Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств, привязанностей. В чувствах своих надо уметь быть верным и долженствующим.
«Учись повелевать собой»
Самая большая победа это победа над самим собой.
С детства учись повелевать собой. Приказывать себе, владеть собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что надо, и должное станет для тебя желанным. Эта гармония основа твоей дисциплинированности. Долг в действии главный источник воли.
Если ты только умеешь подчиняться воле других ты вырастешь бледной тенью человека. Настоящий человек умеет приказывать себе и умеет видеть обстоятельства, где необходимо приказывать себе. Это и есть умение жить.
Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда поймешь, что такое трудно. Если в детстве, отрочестве, ранней юности тебе все легко, ты можешь вырасти тряпкой. Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо. Слияние надо и трудно это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека. Определи сам себе, к чему себя следует принуждать.
Не иди по легкому пути. Иди по самому трудному! Преодоление трудностей возвышает человека. Тот, кому нестерпимо трудно и кто преодолел трудности, совсем по-другому видит мир и понимает людей. Знание людей особая и особенная человеческая мудрость, для ее постижения нет уроков в расписании. Мудрость эта постигается только тем, что в душе твоей сливаются надо и трудно. Овладевай даром знания людей! Это предостережет тебя от многих опасностей и неожиданностей. В знании людей самое главное строгая требовательность, уважение и учет возможностей человеческой личности. Нетребовательный не может ни ценить, ни уважать людей, ни дорожить ими.
«Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью!»
Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью? Это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье. Не допустить, чтобы старость отца и матери была отравлена твоим позорным поведением. Забота о мире и покое в семье, о радости и счастье родителей должна стать главным желанием твоей жизни, которое, как руль, управляло бы всеми другими желаниями. Любое свое желание подвергай контролю разума, мысли, сознания: а как это желание отразится на душевном мире моих родителей? Что оно даст им и что отберет у них?
Ты часто слышишь слова: жить для людей. Вдумайся, что это такое. Жить для людей это значит быть настоящим сыном, настоящей дочерью своих отца и матери. Уметь жить для людей. Это умение постигается по учебнику многовековой мудрости, народной морали, опыта многих поколений. Умей читать этот учебник, думать над ним.
Хорошие дети спокойная старость, плохие дети старость превращается в ад, говорит украинская народная мудрость.
Быть добрым сыном, доброй дочерью это должно быть в плоти и в крови детства, отрочества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек должен оставаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца. Помни, что в мире всегда есть и будут люди старше тебя может быть, не по годам, а по нравственному богатству, достоинству, праву на уважение.
Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Их болезнь твое горе. Их неудача и неприятности на работе твоя беда. Их позор не только твой позор, но и твое несчастье, от которого можно избавиться, только преодолев его. Если в семье горе, несчастье, неприятность твоя ответственность за благополучие семьи возрастет во сто крат. Только упорным трудом ты можешь облегчить труд своих родителей. Этот твой труд самое сложное человеческое дело. Он труд души. Несчастье, горе, беда матери и отца преодолеваются часто уже тем, что и как ты думаешь. Умей думать хорошо. Умей быть добрым в мыслях и чувствах.
Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезнь твоей матери и отцу приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Сердце отца и матери всегда уязвляет сыновняя неблагодарность, равнодушие сына, дочери к тому, как отражаются на здоровье родителей их сына и дочери труд, жизнь, поведение.
«Если ты потерял мужество. »
Среди бед человеческих огромная беда потерять мужество, стать мелким, трусливым, жалким существом. Если ты потерял мужество, ты можешь потерять все: честь, уважение, доверие, извечную связь свою с родом, из которого ты вышел и который дал тебе фамилию, имя, отчество; ты можешь потерять и Отечество, потому что от трусости до измены один шаг. Дорожить мужеством надо так же стойко и мудро, как и честью, достоинством гражданина, отца, сына.
Духовная связь с людьми, чувство соучастия в делах и страданиях человеческих, одухотворение радостями человеческими и страдание бедами ближних и далеких своих соотечественников такое же счастье, как чистый воздух; постигает человек это счастье глубже всего тогда, когда лишится его. Мудрость же воспитания заключается в том, чтобы человек дорожил этим счастьем тем более, чем в большей мере он им обладает.
Страшной бедой человеческой является пустота души.
В том, как человек относится к горю, беде, страданию, отчаянию, смятению, боли души собственной и других людей, выражается его идейная сердцевина, его отношение к добру и злу, к идеалу.
«Ты не всегда будешь ребенком. »
Ты не всегда будешь ребенком умей вдуматься в глубокий смысл этой истины. Мы приходим в мир и вначале бываем маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми. Живет и червяк, живет и курица, живет и вол, но их жизнь так же далека от человеческой жизни, как далеки норка червяка, куриный насест и воловье стойло от кабины космического корабля. Стремись скорее стать духовно зрелым творцом мыслителем, тружеником. Человек смертен; мы уходим в небытие, но человек вместе с тем и бессмертен: твое бессмертие в том, что ты сумеешь создать для людей, для своей социалистической Родины.
«Силе духа нет пределов»
Будь духовно сильным, твердым, выносливым, несгибаемым, мужественным. Человеческой силе духа нет пределов. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог преодолеть человек не молчаливо перетерпеть, перестрадать, а именно преодолеть, выйти победителем, стать сильнее. В минуты, когда трудность кажется тебе непреодолимой, когда появляется мысль отступать, пойти по легкому пути, больше всего бойся пожалеть себя. Жалость к себе чувство слабовольных. Она способна даже сильного сделать тщедушным существом. Быть тщедушным незавидный удел. У тщедушного мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недостижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость. Чем труднее тебе, тем ярче должна быть твоя мысль о том, что ты человек, тем сильнее должен заговорить в тебе тот уголок твоего сердца, где положено жить человеческой гордости; этот уголок может навсегда остаться молчаливым, если ты будешь развивать в себе жалость к себе. Будь непримирим и нетерпим, безжалостен к нытью и унынью, расслабленности и безнадежности. Помни, что человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом.
Читайте еще:
А сказки в моей книге будут двух сортов. В одной героями будут волшебные, странные, нереальные персонажи – и это будут «волшебные» сказки или отрывки из народных мифологий. В другой героями будут люди, похожие на земных окружающих, и это будут «реальные истории». Здесь мне придется повиниться.
Все семейство страдает от неловкого положения Геры, так что требуется срочно найти выход. Олимпийцы неожиданно находят решение, им приходит в голову идея послать в качестве посредника весельчака-кузена, Диониса. Он происходит из Фракии и фактически является женским богом, ассоциируется с.
Кроме того, следует учитывать, что мы имеем дело не только с ориентированиями, которые коренятся, как полагал Фрейд, в соответствующих эрогенных зонах («модусы ассимилирования»), но и с различными формами отношений (любовь, деструктивность и садомазохизм), которые находятся в известном родстве с.
Рассматривая эти базисные убеждения и чувства терапевта, мы сталкиваемся с основой основ психотерапии — источником, почвой, на которой она произрастает; сосудом, вмещающим и продуцирующим все остальные умения.
Примерно так же, как вы обычно реагируете на телефонные звонки или, напротив, игнорируете их, вы можете настроить себя на отношение к самым разнообразным внешним раздражителям. Слово «настройка» в психологическом смысле происходит от знаменитых экспериментов Павлова, когда он определенным.
ДКВ, примененная к процессу, субъективно его прекращает, превращая разворачивание во времени в одновременное сосуществование. Время не умозрительно, не теоретически, а реально превращается в сознании в измерение пространства. И наоборот, концентративное выделение частей из развернутого в.
Самым эффективным средством предупреждения несчастий на воде явилось бы всеобщее обучение плаванию. Настала пора сделать его таким же обязательным, как и среднее образование. В самом деле: безопасность на воде обеспечивается не столько дежурными службами и патрульными катерами в местах массового.
Как видим, среди героев существует большое разнообразие: тип дурачка, тип трикстера, тип сильного человека; тип невинного и красивого юноши, а также тип колдуна, герой достигает своей цели не только с помощью магии, но и благодаря собственной силе и смелости. Результаты исследований в детской.
Кроме опросников к тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологической защиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей.
Следующее самоубийство оказалось групповым. Саша Галкин и Илья Еремин. Произошло это уже после окончания учебного года, в самый разгар летних каникул — 15 июля в 10 часов вечера. Оба мальчика спрыгнули с того же самого девятиэтажного здания. Учителя, наивно решившие, что пик самоубийств позади.
Полученные в ходе экспериментального исследования результаты являются важным шагом на пути проверки этой гипотезы. Так, было установлено, что у хулиганов средний процент экстрапунитивного типа направленности агрессии — 54,7, а у воров — 47,5. Таким образом, степень выраженности открытой агрессии.
Очевидно, что удовлетворить вашу потребность в «ежедневных объятиях» можно не единственным способом.
Внеурочное занятие по теме: «Что значит быть хорошим сыном и дочерью»
Тема : « Что значит быть хорошим сыном и дочерью?»
Цель : Создание условий для сознательного решения вопроса « Что значит быть хорошим сыном и дочерью?»
Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности;
Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
Развивать у учащихся убежденности в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Развитие памяти, внимания, логического мышления.
Формирование связной речи.
Закрепление навыков чтения.
1.Вступительное слово учителя
2. Учитель : Однажды я лежала в больнице и со мной лежала одна женщина, к которой каждый день приходил её сын, приносил ей продукты, фрукты, а также бережно за ней ухаживал. Какой это сын, каким он растёт
А ещё у нас в подъезде живёт девочка, которая постоянно помогает своей маме: ходит в магазин за продуктами, выносит мусор, ухаживает за своим братиком. Какая это девочка?
Как вы думаете тема нашего занятия какая?
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ХОРОШИМ СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ?
Не вернулась с работы,
Хорошо бы пошить, почитать…
С уборкой возиться опять.
«Да это как в сказке!
4.1 Игра «Различи добро в поступках»
-Я зачитаю ситуации, когда вы услышите ситуацию, в которой обнаружите добрый поступок, вы показываете красный квадрат
Ситуации: помочь маме прибирать в доме;
-упрашивать маму, надоедать, что бы она купила игрушку;
-помочь бабушке перейти дорогу;
-огрызаться на замечания старших;
-соблюдать тишину, когда родители отдыхают;
-позволить родителям прибирать твои игрушки;
-тихонько сидеть и наблюдать, как твои сестра или брат моют посуду и пол;
-прятать дневник с плохой оценкой;
-ухаживать за животными в доме.
4.2. Анкетирование: «Моя семья»
4.3 Игра «Отвечай, как считаешь нужным»
-У меня в руках листки. Желающий выходит и выбирает листок, читает ситуацию и отвечает, как бы он поступил в этой ситуации.
6. Упражнение «Мои плюсы и мои минусы».
— Сейчас вы будете выполнять очень интересное упражнение. Поделите лист бумаги карандашом пополам. На одной половине нарисуйте «+», а на другой «-». Посмотрите на себя как бы со стороны глазами ваших родителей и попробуйте определить, когда вы для родителей хорошие сыновья и дочки, а когда не очень. Любыми значками-символами, схематичными рисунками попытайтесь отразить это в таблице.
Обсуждение. По желанию дети рассказывают о своих «+» и «-».
МИКРОВЫВОД: Что можно сделать, чтобы увеличить количество «+» и уменьшить количество «-»? Поднимите руки, кто готов к такой работе? Почему важно быть хорошей дочерью или сыном?
«Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью!»
Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью? Это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье. Не допустить, чтобы старость отца и матери была отравлена твоим позорным поведением. Забота о мире и покое в семье, о радости и счастье родителей должна стать главным желанием твоей жизни, которое, как руль, управляло бы всеми другими желаниями. Любое свое желание подвергай контролю разума, мысли, сознания: а как это желание отразится на душевном мире моих родителей? Что оно даст им и что отберет у них?
Ты часто слышишь слова: жить для людей. Вдумайся, что это такое. Жить для людей – это значит быть настоящим сыном, настоящей дочерью своих отца и матери. Уметь жить для людей. Это умение постигается по учебнику многовековой мудрости, народной морали, опыта многих поколений. Умей читать этот учебник, думать над ним.
Быть добрым сыном, доброй дочерью – это должно быть в плоти и в крови детства, отрочества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек должен оставаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний долг, – даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца. Помни, что в мире всегда есть и будут люди старше тебя – может быть, не по годам, а по нравственному богатству, достоинству, праву на уважение.
Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезнь твоей матери и отцу приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Сердце отца и матери всегда уязвляет сыновняя неблагодарность, равнодушие сына, дочери к тому, как отражаются на здоровье родителей их – сына и дочери – труд, жизнь, поведение.
-Не забывайте, ребята, что любовь и доброта помогает жить и радоваться. Не забывайте дарить это окружающим вас людям.
Ни один ребенок не должен чувствовать себя неудачником
Этот текст, написанный полвека назад, Василий Сухомлинский адресовал учителям. Некоторые мысли могут показаться устаревшими: «жить для людей» сейчас не модно. Зато часть, касающаяся мотивации ученика на хорошую учебу, звучит более чем современно.
Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью? Это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье. Не допустить, чтобы старость отца и матери была отравлена твоим позорным поведением. Забота о мире и покое в семье, о радости в счастье родителей должна стать главным желанием твоей жизни, которое, как руль, управляло бы всеми другими желаниями. Любое свое желание подвергай контролю разума, мысли, сознания: а как это желание отразится на душевном мире моих родителей? Что оно даст им и что отберет у них?
Ты часто слышишь слова: жить для людей. Вдумайся, что это такое. Жить для людей — это значит быть настоящим сыном, настоящей дочерью отца и матери. Умей жить для людей. Это умение постигается по учебнику, который называется многовековой мудростью, народной моралью, опытом многих поколений. Умей читать этот учебник, думать над ним.
Хорошие дети — спокойная старость, плохие дети — старость превращается в ад — говорит украинская народная мудрость. Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете отцами и матерями. Быть добрым сыном, доброй дочерью — это должно быть в плоти и крови детства, отрочества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек должен оставаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца. Помни, что в мире всегда есть и будут люди старше тебя, может быть, не по годам, а по нравственному богатству, достоинству, праву на уважение.
Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Их болезнь — твое горе. Их неудачи и неприятности на работе — твоя беда. Их позор — не только твой позор, но и твое несчастье, от которого можно избавиться, только преодолев его. Если в семье горе, несчастье, неприятность — твоя ответственность за благополучие семьи возрастает во сто крат. Только упорным трудом ты можешь облегчить труд своих родителей. Этот твой труд — самое сложное человеческое дело. Он — труд души. Несчастье, горе, беда матери и отца преодолеваются часто уже тем, что и как ты думаешь. Умей думать хорошо. Умей быть добрым в мыслях и чувствах.
Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезнь твоей матери и отцу твоему приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Больше всего уязвляет сердце отца и матери сыновняя неблагодарность, равнодушие сына, дочери к тому, как отражаются на здоровье родителей их — сына и дочери — труд, жизнь, поведение.
Это одно из самых важных этических поучений, касающихся чутких взаимоотношений поколений. Я твердо убежден, что первая школа гражданского долженствования начинается с мысли ребенка: а что скажет и подумает о моем поведении мать, отец? В развитии тонкого чувствования ребенка к чувствам, переживаниям, мыслям матери и отца, вообще к их духовному миру я вижу исключительно важную воспитательную задачу.
Мы считаем очень важным, чтобы ребенку было совестно перед матерью и отцом (как, впрочем, и родителям должно быть совестно перед детьми — это особый вопрос), чтобы он с малых лет познал, какая это большая радость — принести счастье, удовлетворение, полноту духовной жизни матери и отцу. Воспитывайте так, чтобы у ребенка были радости, которые становились бы радостью матери и отца. В начальных классах, если хотите, у нас на этом держится школа — и ни на чем другом. Всё, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, — всё это мы рассматриваем с точки зрения взаимоотношений детей и родителей. Совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения, — это уродливое воспитание. Зорко следите за тем, чтобы именно в этот период — в начальных классах — не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Взаимоотношения детей и родителей должны строиться только на желании ребенка быть хорошим, на том, что он приносит в семью радость. Это особая, малоисследованная грань школьного обучения; ее сущность заключается в том, что всё обучение ребенка — это его воспитание; что бы вы ему ни рассказывали, ни объясняли, ни спрашивали, вы прикасаетесь к его сердцу, вы излучаете свет, который в конечном счете отражается на родителях.
Мы приглашаем матерей и отцов в школу очень часто. Приглашаем на Праздник матери и Праздник отца, на Праздники Книги и Праздники Творчества. Здесь — это и есть наш замысел — матери и отцы соприкасаются с умом, способностями, наклонностями своих детей. Здесь родители видят умственный труд и успехи сыновей и дочерей. Каждая мать, каждый отец несут сюда тайную надежду на то, что сегодня их порадуют успехи сына, дочери. Не всегда эти надежды оправдываются сегодня, но ни у одного отца, ни у одной матери нет несбывшихся надежд. Без этого невозможно было бы представить правильное воспитание детей.
Мне кажется странным, удивительным, совершенно непонятным тот факт, что в подавляющем большинстве школ игнорируется важнейший стимул, побуждающий ребенка хорошо учиться и вообще быть хорошим человеком, — желание принести в семью радость, счастье, мир и покой. Это желание — самая тонкая и в то же время самая прочная нить, связывающая школу с семьей. Если нет этой нити или она оборвалась, в звук пустой превращается педагогическое просвещение родителей, никаких желаемых результатов не дает обращение школы к помощи семьи. Единство усилий школы и семьи становится возможным лишь тогда, когда сын стремится принести и несет в семью радость. Конечно, речь идет о нравственно здоровой семье, построенной на прочных человеческих основах взаимной любви, преданности, помощи, соучастии каждого члена семьи в творении общего счастья.
Я вспоминаю интересное событие, которое произошло в одной из наших семей. Восьмиклассник Виктор Матвиенко, не обладая большими способностями, отличался трудолюбием и усердием. Камнем преткновения для него была математика. С трудом он учился на «трояки». Мальчик поставил цель: научиться решать задачи и овладеть теоретическим материалом настолько прочно и глубоко, чтобы получать только «пятерки». Он записался в математический кружок, часами просиживал над трудными задачами. Его тайной надеждой было стремление к тому, чтобы мать и отец не вздыхали с огорчением, когда речь заходит о математике. И вот однажды он пришел из школы радостный, сияющий. Открыв дверь, он сразу же воскликнул: «За письменную — «пятерка»!»
Мальчик не успел заметить, что мать и отец были чем-то очень взволнованы, в глазах матери застыло страдание, у отца дрожали руки от волнения. Ничего этого Виктор не увидел. Он не знал, что у матери и отца была серьезная размолвка, что он прервал ее на том моменте, когда мать поставила отцу вопрос: можно ли дальше жить так, как живем мы, можно ли мне прятать самой от себя свои обиды, горечи.
В это мгновение прозвенел радостный голос сына. Никогда еще мать и отец не видели в его глазах такой радости. Он принес свою радость им — матери и отцу — как богатство, достигнутое огромным трудом. «Радость, принесенная сыном, перевернула мою душу, — рассказал мне отец. — Она погасила костер нашего разлада. Мне стало стыдно перед собой. Я понял, что сын наш не одну неделю стремился, мечтал о том, чтобы принести нам с матерью счастливую минуту. Какой же я отец, если в эту минуту буду думать о чем-то другом? Поверьте, радость, принесенная сыном, спасла нас от разрыва, а точнее будет сказать — спасла меня от предательства. »
Я знаю десятки семей, в которых тонкие и глубокие трещины во взаимоотношениях отца и матери исчезали именно благодаря тому, что ребенок приносил в семью радость, мир и покой. Природа человеческого духа такова, что в счастье своего сына или дочери мать и отец видят свое общее творение, и, чем глубже это счастье, тем больше оно укрепляет духовную общность и взаимную преданность матери и отца. Миссия школы в укреплении семьи очень важная: ребенок должен приносить из школы домой радости. Я никогда не соглашусь с возражениями, которые могут последовать: а что же сделаешь, если ребенок учится плохо, откуда же возьмешь ему радость? В том-то и дело, что ни один ребенок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове, он, ребенок, больше не наш воспитанник и семья его — отец и мать выпали из сферы вашего воспитательного влияния. В том и заключается гуманная миссия воспитателя, чтобы самый слабый ученик переживал радость успеха: лишь при этом условии он ваш воспитанник, а в семье его маленькие радости являются огромной духовной силой, укрепляющей духовную общность матери и отца. Отец и мать в тысячу раз больше смогут помочь вам тогда, когда сын приносит им из школы радость, чем тогда, когда они заставили ребенка быть хорошим. Можно принудить к поступку, но заставить быть невозможно. В стремлении быть хорошим важнейшим побуждением является добрая воля ребенка; это источник долженствования, это условие того, что чуткий уголок сердца никогда не очерствеет.
Если человек чувствует, что он бесконечно дорог другому человеку, из таинственных глубин его организма поднимаются неведомые источники, способные победить страшный недуг. Я учу своих питомцев: материнская душа — это нежный лепесток только что раскрывшегося цветка. Твое недоброе слово — царапинка на хрупкой ткани души материнской. Мать перенесет всё: и обиду, и боль, и горе. Но от каждой царапины навсегда остается ранка — помни это.
На выпускном вечере, провожая юных граждан в самостоятельную жизнь, я рассказываю им сказку «Мой жаворонок в окошко улетел».
Василий Сухомлинский
Мой жаворонок в окошко улетел…
У матери было семь сыновей – самому старшему девять лет и самому младшему три года.
Испекла мать каждому сыну по семи пшеничных жаворонков – и себе один.
Выставляет мать из печки жаворонков на стол, а дети сидят рядышком, глаз с них не спускают. Румяные жаворонки, пышные. Сидят на столе и в открытое окошко выглядывают, как будто улететь собираются.
– Идите, дети, на улицу, погуляйте минуточку, пусть жаворонки остынут, – сказала мать.
Ушли шесть сыновей на улицу, а самый маленький – Мизинчиком называла его мама – остался: жаворонки пахли так вкусно, что не мог Мизинчик гулять идти.
Сел Мизинчик у стола, и рука его сама потянулась к жаворонку. Взял горячего жаворонка, поднес ко рту. Открылся рот, заработали зубы – и нет жаворонка. Испугался Мизинчик, побежал на двор и стал гулять вместе с братьями.
Позвала мать детей, пришли семь братьев, сели за стол, поделила мать жаворонков. Досталось каждому по жаворонку, а матери ни одного не осталось.
– А где же твой жаворонок? – спрашивает самый старший брат, материн первый помощник.
– А мой жаворонок в окошко улетел, – ответила мать, вздохнула и, облокотившись на стол, задумалась.
Из глаз Мизинчика закапали слезы…
Пусть каждому из вас, будущие матери и отцы, на всю жизнь запомнится то мгновение, когда вы съели улетевшего в окошко жаворонка, когда мама ваша, вздохнув тихонько, чтобы и вас особенно не потревожить, сказала об этом, и до вас дошел подлинник смысл ее слов. Пусть мысль об этом мгновении всю жизнь горит ярким красным огоньком на вашем пути, предостерегая от равнодушия и бессердечности, напоминая вам: осторожно, у меня единственная в мире мать, у меня единственный в мире отец.
Если вы сумеете сказать об этом юношам и девушкам в тот торжественный момент, когда они прощаются со школой, сказать ярко и выразительно, это будет хорошим завещанием, напутствием и наставлением. Помните, что далеко не всем вашим питомцам быть инженерами и врачами, учеными и художниками, а отцами и матерями быть всем, без исключения, мужьями и женами — быть всем. И если поставить воспитательные задачи школы по степени важности, то на первом месте станет воспитание Человека, мужа, жены, отца, матери, а на втором месте — воспитание будущего инженера или врача.