Бендер начало о чем
Бендер: Начало
составлен из 33
отзывов с оценкой
составлен по 9
рецензиям критиков
Трейлер
Видеообзоры
Просмотр
Описание о чём фильм
Постановщиком здесь выступает Игорь Зайцев (За час до рассвета, Тобол, Каникулы строгого режима), а в продюсерах этого проекта компании «Среда» и сервиса Okko значатся Александр Цекало (Пищеблок, Хрустальный, Секреты семейной жизни) и Иван Самохвалов (Килиманджара).
Актёрский состав в титульной роли возглавляет Сергей Безруков (Обитель, Подольские курсанты, Джентльмены, удачи!). А компанию ему составляют в главных ролях: Арам Вардеванян (Проигранное место), Никита Кологривый (Девятаев, Зоя, Русский рейд), Таисия Вилкова (Красотка в ударе, Гоголь. Страшная месть, Дед Мороз. Битва Магов), Эдуард Орлов, Александр Цекало (Zолушка), Юлия Рутберг (Гадкий утенок, Четыре возраста любви), а также Ольга Сутулова (Иваново счастье, Про любоff, Нирвана), Гарик Харламов (Zомбоящик, 30 свиданий, Легок на помине), Артём Ткаченко (Клиника счастья, Вампиры средней полосы, Один вдох) и другие наши артисты.
Дата премьеры должна состояться в кинотеатрах по стране с двадцать четвёртого июня 2021-ого года. Прокатчиком картины на территории РФ выступает компания «Централ Партнершип».
Безруков, чёрный юмор и откровенные наряды: каким получился фильм о становлении Остапа Бендера
В четверг, 24 июня, в российский прокат выходит комедия «Бендер: Начало», первая часть кинотрилогии Игоря Зайцева о приключениях Остапа Бендера, героя романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В главных ролях — Сергей Безруков и Арам Вардеванян («Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Война семей»). Последний сыграл молодого Остапа. Также в фильме снялись Юлия Макарова, Никита Кологривый, Александр Цекало, Ольга Сутулова, Артём Ткаченко, Таисия Вилкова, Юрий Колокольников, Гарик Харламов и другие актёры.
В ленте рассказывается о происхождении и молодых годах Оси Задунайского, будущего великого комбинатора и авантюриста. В первой части трилогии герой лишь немногим напоминает известного персонажа. Он предстаёт на экране юным, наивным и неопытным как в делах мошеннических, так и в личных. Ося живёт с матерью и подрабатывает в кабаре выступлениями, представляющими собой нечто среднее между чтением классических монологов и современным стендапом. В то же время герой пытается устроить личную жизнь и найти отца, чьё имя мать тщательно скрывает.
Судьба сводит Осю с аферистом, турецкоподданным Ибрагимом Бендером. Вместе герои отправляются на поиски драгоценного жезла, за который они могли бы выручить крупную сумму денег и реализовать свои мечты. У Бендера Задунайский учится обманывать, придумывать хитрые аферы и находить выход из самых сложных ситуаций. На пути к цели героев ждут погони, перестрелки и много романтики.
Смысла сравнивать ленту с книгами Ильфа и Петрова, а также с их советскими экранизациями нет: авторы фильма «Бендер: Начало» предлагают зрителю абсолютно новый сюжет. С романами его объединяют лишь некоторые детали. Так, завязка картины вполне узнаваема и отсылает к «12 стульям», однако вместо стульев в истории фигурируют три гроба. Ибрагим Бендер случайно узнаёт, что в одном из них спрятан заветный жезл. Выяснить детали герой не успевает — единственный источник информации погибает у него на глазах. Тогда аферист пускается в приключение в надежде самостоятельно решить задачу.
Воссозданный на экране антураж первой половины XX века позволяет зрителям погрузиться в атмосферу первоисточника. При этом некоторые художественные решения (особенно костюмы) не документально передают моду тех лет, а представляют собой лишь стилизацию, чуть более эффектную и откровенную, чем реалии.
Конечно, кое-где подобные визуальные отступления неизбежно вызывают вопросы (например, даже с учётом всех возможных характерных для современного кино допущений удивляет рабочий наряд возлюбленной Оси), но в целом они никак не вредят атмосферной картинке.
Также современным трендам отвечает общая динамика фильма, вставки в виде напоминающих комиксы рисунков и обилие экшен-сцен. Если начало ленты можно было бы сопоставить с советскими комедиями, то после завязки лента меняет тон. В кадре звучит современная музыка, а погони и перестрелки начинают ненавязчиво напоминать о комедийных работах Гая Ричи. При этом выглядят они ещё более утрированно.
Не исключено, что у зрителя возникнут ассоциации и с серией фильмов «Пираты Карибского моря» — за счёт общего настроения картины, авантюрного сюжета и несколько карикатурных героев (среди которых прежде всего Ибрагим Бендер — пусть и более сдержанный по сравнению с манерным Капитаном Джеком Воробьём). Сходство с популярной франшизой усиливает музыка, сильно напоминающая саундтрек «Пиратов».
К слову, в образе Оси Задунайского любители романов Ильфа и Петрова найдут многие знакомые черты. Персонаж Вардеваняна не противоречит герою первоисточника, несмотря на свою юность и неопытность.
Другие ключевые персонажи получились по-своему интересными, а благодаря игре актёров — убедительными. Сказать, что их характеры тщательно и глубоко прописаны, нельзя, но жанр фильма того и не требует. На экране представлено ровно столько, сколько необходимо для формирования и понимания истории и достаточного раскрытия главных героев. Остальные же просто способствуют замыслу. Не вполне обоснованным может показаться наличие героини Вилковой, классической девушки в беде: эта линия добавляет романтики, но мало влияет на основной сюжет. Впрочем, не исключено, что её вклад станет более заметен в следующих частях.
Ещё одной яркой и несколько неожиданной отличительной чертой фильма, не характерной ни для романов, ни для других адаптаций, стал чёрный юмор. В этой картине он присутствует повсеместно. Так, возлюбленная Оси работает танатокосметологом, что уже определяет частую локацию — морг — и соответствующие шутки. Радует, что подобный юмор очень удачно вписывается в сюжет и не вызывает раздражения или недоумения.
Фильм «Бендер: Начало» не стоит воспринимать и оценивать как серьёзное глубокомысленное кино. В нём немало обаятельных, но поверхностных и карикатурных героев, сюжет не может похвастаться множеством сложных и неожиданных поворотов и держится прежде всего на юморе, а некоторые эпизоды поражают наивностью и нелепостью. Однако всё это оборачивается не недостатком, а достоинством фильма: Зайцев выпустил яркую, весёлую и атмосферную комедию, которая смотрится на одном дыхании и обещает зрителю лёгкое и приятное времяпрепровождение.
Остап против Бендера — Вечное обнуление
В прокате борется за жизнь «Бендер: Начало» — очередная попытка стряхнуть пыль с классики. О начале нового киносериала (15 июля выйдет уже следующий фильм «Бендер: Золото империи»), попытках вернуться в прошлое, генеалогии образа Сергея Безрукова и главной проблеме фильма размышляет Арсений Занин.
У каждого свой Бендер. С тех пор как в 1993 году Василий Пичул выбрав на роль «великого комбинатора» не актера, но медийную персону Сергея Крылова, дополнил классический ряд Юрский-Швейцер, Гайдай-Гомиашвили, Захаров-Миронов, к числу новых экранных Бендеров успели прибавиться еще Олег Меньшиков и Николай Фоменко. Бендеру давно пора посвящать отдельное исследование — он побывал в кинематографиях Польши, Чехии, Швеции, Кубы, даже у Мела Брукса есть своя версия «12 стульев». Но в этот раз перед нами нечто новое: авторы не касаются культовых романов Ильфа и Петрова, не используют прямых цитат, лишь фамилию героя и факт, что папаша Остапа был турецкоподданным. Так подход открывает широкое поле для всевозможных экспериментов по конструированию мифа о происхождении Остапа Бендера.
Возможности «жанровой мистификации» на литературно-историческом материале команда во главе с продюсером Александром Цекало исследовала на другом своем проекте, блокбастере «Гоголь» (где классик представлен суперсыщиком со сверхспособностями) и, как ей кажется, открыла новую формулу успеха. Одно очевидно всем: волну озранительского недовольства и любую ругань в конце концов одолевает любопытство.
Итак, авантюрист Ибрагим Бендер (Сергей Безруков), купивший себе турецкое подданство, чтобы не идти на злосчастную войну, болтается в петле. Его вешают за воровство, но он настаивал, что похитил не золотую брошь у мадам, но кое-что более ценное ― ее невинность. Сергей Безруков столько раз уже умирал на экране ― как Есенин, как Пушкин, как Высоцкий с Христом, а теперь вот и до Бендера дорвался. «Ну и поделом, нечего трогать нашу литературную классику!», — скажут многие. Но путы спадают, и вот петля уже на шее палача. Ускользнул! Через минуту Бендер уже в красноармейском поезде раскидывает картишки и обыгрывает догола красного командира ровно в тот момент, как вдруг на них наедет махновская шайка и подарит нашему герою смысл дальнейшего пути. Дело в том, что в соседнем вагоне ехал скрипач, который вез в своем чехле не «страдивари», но вещь поувесистее — царский жезл. Троцкий продал его американцам за винтовки. Скрипач погибнет, но перед тем реликвию спрячут в одном из трех гробов, что везут в багажном вагоне. Дальнейшие поиски сокровища — основа авантюрного сюжета киносериала.
На дворе незабываемый 1919 год: «У меня за всю жизнь приемных папаш было меньше, чем властей в нашем городе в этом году а пока мы тут сидим, бьюсь об заклад, она ещё пару раз сменится!» ― ходит по острию собственной шутки комик Ося Задунайский (Арам Вардеванян), восходящая звезда местного «Камеди Клаба», хозяин которого — Гарик «Бульдог» Харламов. Ося-Остап вплетает в монолог Гамлета остросоциальные заявления, но в итоге улепетывает с чемоданчиком воровских денег. Движут Осей любовь и жажда приключений, но и тайна, как говорит мама, «непорочного зачатия» — он ищет отца.
Ох уж это архетипическое «Люк, я твой отец»! Кажется, создатели «Бендера» всерьез решили проработать синдром нашей общей исторической «безотцовщины», корни которой растут именно из Гражданской войны. Мы почти ничего не знаем о наших предках: максимум осведомленности — Великая Отечественная, а все, что раньше — удел мифотворчества и легенд. В какой-то момент обязательно столкнешься с тем, что документы либо все еще засекречены, либо уже уничтожены. Любой передел политической власти сопровождается конструированием новой лжи, которую отстаивает победившая сторона. Впрочем, и события недавней истории нашим массовым искусством неотрефлексированы, хотя потенциал огромен: например, одна из ярчайших сцен «Бригады» — та, в которой герой Безрукова в 1993 году помогает скрыться протестующим, а сам попадает в Бутырку и в результате оказывается в живых, не попав в перестрелку у Дома Советов. Саша Белый и Бендер связаны — страна у нас периодически обнуляется.
Режиссер Игорь Зайцев начал штурмовать большое кино в годы в годы первых попыток переустройства киноиндустрии, во второй путинский срок. Его первая режиссерская работа ― «Есенин» (2005), благодаря которому Безруков смог преодолеть образ Саши Белого, — многим пришлась по душе. Первый же полнометражный фильм Зайцева, плутовская комедия «Каникулы строгого режима» (2009) случился уже под завершение краткой российской «оттепели», совпавшей с мировым финансовым кризисом. В фильме действовали сообща беглый зек (Безруков) и бывший мент (Дюжев). Лишенная свойственной «Бригаде» гангстерской романтики эта история о дружбе вора и милиционера была написана бывшим «ментом» Андреем Кивиновым (создателем «Улицы разбитых фонарей» и «Убойной силы») и бывалым арестантом Федором Крестовым.
Еще через два года Безруков сыграет в провалившемся и уже забытом ремейке «Джентльмены, удачи!». К этому моменту примет современные формы смычка государства, нефтегазовых гигантов и спонсируемых ими телеканалов. На стремительно отстроенной производственной базе будут апробированы жанровые модели, целью которых будет консервация реликтов советской культуры для использования их в качестве сеттинга к лучшим зарубежным рецептам. Этот курс на модернизацию российской массовой культуры (от КВН к Comedy Club) вскоре принесет свои плоды — из всех искусств важнейшим для нас станут телесериалы. С вариациями для тех, кто любит ходить в кино — вроде «Гоголя».
«Бендер» сделан по тому же лекалу, только супергероизируется не писатель, а литературный герой. Казалось бы, нужно было только выбрать правильные референсы и написать к ним гэги. Но именно референсами и произошла главная беда. Создатели решили поностальгировать и отправились в золотую для многих эпоху, наш 2007-й. Тогда бил все кассовые рекорды триквел «Пиратов Карибского моря», а образ капитана Джека Воробья затмил не только все прочие роли Джонни Деппа, но и классических героев-авантюристов вроде Индианы Джонса. Когда Ибрагиму Бендеру предлагают перекинуться картишками, то, сдавая, он обнажает пальцы, украшенные кожаной бижутерией и кольцами — не только украшения, но и вся пластика Безрукова прямо позаимствованы у Деппа-Воробья.
Так же как и конфликт поколений, на котором держалась драматургия «Пиратов Карибского моря». Предполагаемый сын Бендера, Ося Задунайский, шляпы хоть и не носит, зато ловко убегает от преследования, наудачу сигая из окна или ныряя в темноту подвала, но оставаясь при этом совершенно невредимым. Такие герои срабатывали в 2007-м, но в нашу «постироничную» эпоху кинокомиксам нужно быть чуть посмелее со своими героями.
Сто лет назад Лев Кулешов со своей мастерской творчески примерял «американский» монтаж к новорожденному советскому кино (настолько успешно, что американцы стали называть его «русским») и из подражания изобрел киноавангард 1920-х. Сегодня же у мастеров, заученно повторяющих погони из «Мистера Веста» или «Луча смерти», получаются лишь блеклые кальки с нынешних зарубежных картин. А если бы кто-то из наших авторов осмелился наполнить фильм отсылками к советской революционной классике, мог бы получиться лихой соцарт, не уступающий как классике 1960-х («Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля или «Интервенция» Геннадия Полоки), так и экспериментам 1990-х (вроде «Путешествия Товарища Чкалова» Максима Пежемского). Чтобы тут же пресечь разговоры о том, что никто дескать не смотрел, не слушал, не читал и потому не поймет и не раскусит, замечу — в наше время все гуглится за минуту.
Сергей Безруков: «Моего героя в «Бендере» еще никто никогда не играл»
— Это фильм об Остапе Бендере или все же не совсем?
— Это приквел. Это фантазия на тему как это могло быть до того самого Остапа Бендера, который появляется в «12 стульях», потом в «Золотом теленке». Такого молодого Осю Задунайского еще не знает никто, потому что он не похож на того Остапа Бендера, которого знают все. Это еще молодой честолюбивый и восторженный юноша. Это будет некая ностальгия по тому, что мы знаем о Бендере. Тем интереснее посмотреть на Осю – совсем молодого, юного. И, наконец-то, понять, кто такой Ибрагим Бендер. Все-таки хочется же, наверное, понять, кто же был папой, с чего все началось.
— Кто же такой Ибрагим Бендер?
— Ибрагим Сулейман – кто он? Да, авантюрист, да, проходимец. Мой герой наказывает людские пороки – жадность и тщеславие. Как благородный Робин Гуд, он никогда не отберет последнее. Если он у кого-то отбирает, то, значит, этот человек этого заслуживает: что называется, карма. Ты потом разберись в своей жизни и пойми, почему у тебя вдруг пропали деньги, почему вдруг тебя обдурили, почему ты стал жертвой афериста. Разберись в себе! И кармически отпусти ситуацию. Значит, так оно и должно быть. Значит, не твое. Значит, ты подвержен тем самым порокам. Мой герой в этом смысле такой «благородный разбойник».
— Играя Бендера-старшего, а не Остапа, вы избегаете сравнений, но ведь образ пришлось создавать с нуля?
— Тягаться мне и не хотелось бы. Зато выпала возможность сыграть именно Ибрагима Сулеймана Берта Мария Бендер-бея, отца, а тут уже можно размышлять – какой он был. Нотки Бендера-сына, который потом будет увековечен в бессмертном кино, конечно, присутствуют, но я вправе это делать, потому как сын потом перенимает у отца манеру поведения.
С другой стороны, здесь я чист, потому что свои какие-то новые замочки и ключи, которые есть в этом образе, – сугубо мои личные. И я рад, что здесь мне не нужно было кому-то подражать: я создавал образ с режиссером отдельно, ни на кого не оглядываясь. Так что можно успокоиться господам критикам, которые, наверное, уже потирают руки. Господа, я играл Ибрагима. Ибрагима еще никто никогда не играл.
— Кроме самого героя, что еще привлекло?
— То, что роль давала возможность таких переодеваний, когда ты мог в секунду превращаться и играть разные образы. Конечно, это подарок для актера. То есть, фактически в одной роли ты играешь сразу нескольких персонажей. Мне роль Ибрагима Бендера дала возможность реализовать какие-то свои актерские наработки, которые когда-то я использовал в театре, но ни разу не использовал в кино. И поэтому вот это все переодевание и огромное количество образов…
Обо мне уже разные слухи ходят, что я уже все сыграл. Знаете, далеко не все. Если вы посмотрите Бендера, вы поймете, что я столько всего еще не сыграл.
— Картина получилась чисто развлекательной?
— В этой истории – абсолютно безбашенной хулиганской забавной комедии – есть нотки абсолютно искренние, психологически точные. Взаимоотношения – как в жизни. Ощущение, когда начинают дорожить друг другом. Когда ценится человеческая жизнь, а не богатство, которое мимолетно. Жизнь человеческая, а уж тем более родного человека. Сына.
Но вопросов все равно возникает много. Это точно его папа? Уж настолько они не похожи друг на друга. Но есть еще мама. Насколько мама готова подтвердить, что это отец.
— Сам Остап Бендер, «12 стульев» ассоциируются со старшим поколением. Для кого фильм «Бендер: Начало»?
— Это такая молодежная история. Я бы сказал так по-детски – пацанская история. Пацанская. Никита (Кологривый – прим. ред.), мне кажется, сыграл Мишку Япончика очень мощно, темпераментно. И у Арама там очень много молодой энергии. Есть его история любви, есть эротика. Ну все там есть, конечно же. И драки, и абсолютно пацанские разборки, что, мне кажется, характеризует как раз молодое поколение – такое отрицание, такое поведение во многом характеризует и современную молодежь. И, я думаю, для многих это будет интересно глянуть.
— Почему такой фильм будет востребован именно сейчас?
— Потому что история с переодеваниями, история с откровенной игрой, с упоением этой игрой, с импровизацией – это, конечно же, тот самый праздник, который необходим в наше сложное время. Я думаю, что для этого, наверное, и стоит пойти в кино на «Бендера» – для жизненного позитивного заряда, внутреннего драйва, который, к великому сожалению, был потерян за этот год лишений и испытаний с этой пандемией, когда многие загрустили, многие потеряли надежду. Конечно же, такие фильмы украшают жизнь, создают необходимое настроение, чтобы жить и радоваться жизни.
Еще больше интересных новостей – в нашем Instagram и Telegram-канале @smotrim_ru.
Фильм «Бендер: Начало» раскроет тайну происхождения ловкого авантюриста
Авантюризм и артистизм у него в крови. Его зовут Остап Бендер, и это его первое приключение. Историю становления самого известного мошенника во всей России не прочитать в знаменитых книгах Ильфа и Петрова. Зато можно рассмотреть во всех красках в кино.
«История хулиганская в принципе. Это приквел, это фантазия на тему, как это могло быть до того, как Остап Бендер появляется в «12 стульях» и «Золотом теленке», – говорит Сергей Безруков.
«Бендер: Начало» – задорный фильм, где всем заправляют азарт и дух свободы. Превращение из мальчика в мужчину происходит через череду довольно драматичных, если задуматься, событий: революция, проблемы с местным авторитетом Мишкой Япончиком, первая любовь и необходимость содержать маму – обедневшую графиню. Но все это разыграно в удалой эксцентричной манере с массой тонких шуток и в эффектных декорациях. А это значит, что грустить не время!
Для исполнителя роли молодого Остапа (Арама Вардеваняна) этот образ совершенно точно станет пропуском в мир большого кино. Но все же первую скрипку здесь играет не юный Ося, а его внезапно возникший папа. Турецкоподданного Ибрагима Бендера, от которого Остап возьмет все самое лучше, с чистым актерским удовольствием исполнил Сергей Безруков.
«Обо мне ходят разные слухи, что я все уже сыграл. Вы знаете, если вы посмотрите Бендера, вы поймете, сколького я еще не сыграл, но зато в этой роли Бендера у меня есть возможность сходу сыграть сразу несколько персонажей», – сообщил актер.
Поначалу не очень слаженный дуэт отца и сына Бендеров одновременно разбирается и с проблемами финансовыми, и со сложностями во взаимоотношениях. Парад переодеваний, смена характеров и акцентов вроде бы отвечают за комедию. Но именно это совместное противостояние опаснейшему бандиту Мишке Япончику ускоряет процесс зарождения истинных семейных чувств.
«В том-то и парадокс. Япончик, он один. А Бендер и папа, они вдвоем. И это его жутко бесит. Что они семья, хоть у них и разные отношения складываются на протяжение фильма, но они все-таки семья. Это про это кино», – считает Никита Кологривый.
Как и положено легенде, действие фильма разворачивается в вымышленном городке Солнечноморске. Но атмосфера Одессы, знаменитого города авантюристов и юмористов, присутствует в каждом кадре и акценте.
«Бендер: Начало» – это не только начало истории великого комбинатора, но и старт кинотрилогии. Ведь сокровищ в революционной России еще немало, да и знакомство отца и сына только-только завязалось. И какой бы невероятной ни казалась очередная легенда об Остапе Бендере, в нее хочется поверить.
Вероника Скурихина, «Утро России»
Еще больше интересных новостей – в нашем Instagram и Telegram-канале @smotrim_ru.