Бен элтон два брата о чем
“Два брата”. Бен Элтон
“Два брата” – один из самых здоровских романов, которые я прочитал недавно. Эта книга ещё увлекательнее, чем “Стоик” Драйзера. Хотя, немного про другие времена и страны. Интересно, что написан он совсем недавно – в 2012 году. И только в 2014 его перевели на русский. Сам Элтон в конце пишет, что многие события в книге происходили в реальности. От этого роман становится ещё интереснее. Столько хитросплетений может быть только в реальной жизни!
24 февраля 1920 года в Берлине рождаются два младенца, которым суждено стать братьями. В тот же день в Мюнхене создана партия, которая вскоре одного из них вознесет, а другого постарается уничтожить вместе с их родителями и миллионами других ни в чем не повинных людей. С первых часов жизни братья неразлучны. Оба похожи на своих еврейских родителей, хотя совсем не похожи друг на друга, они даже не знают, что один из них приемыш, — как и не знают, что один из них не еврей. Родителей не волнуют вопросы крови: это их дети, и они их любят. Отец играет по джазовым клубам, мать лечит больных, жизнь в Германии, еле приходящей в себя после Великой войны, потихоньку налаживается. Пауль и Отто вместе растут, вместе дружат с одной девочкой, вместе влюбляются в другую. Но когда к власти приходят нацисты, жизнь меняется необратимо и страшно. В стране, где внезапно важнее всего оказываются кровь и происхождение, дети, два немца и два еврея, чьи истории переплетены с рождения и навсегда, вынуждены многим жертвовать, чтобы выжить самим и спасти любимых.
Новый роман Бена Элтона, пронзительный и нежный, о том, чем готовы пожертвовать люди ради выживания — своего и любимых. Роман о том, кто они есть на самом деле, на что способны, кем не захотят стать ни за что на свете. О том, что им делать с каждодневной ненавистью, с неотступной памятью, с неутихающей болью — и как из этого всего порой прорастают одиночество, страх и жестокость, а порой — доброта, и мудрость, и счастье. В этой истории есть смех и слезы, ужас и изумление, нежность и злость, верность и предательства.
Отзывы о книге “Два брата”
Это могла быть Очень Хорошая Книга. Это должна была быть такая книга! Две параллельные истории: одна, подробная, про тихую еврейскую семью в Берлине, нежданно-негаданно усыновившую новорожденного немецкого мальчика, и другая…
В тот самый день, 24 февраля 1920 года, когда родились братья Штенгели, в сотнях километрах от Берлина, в мюнхенской пивной «Хофбройхаус», на свет появился еще один младенец. Как все новорожденные (Пауль и Отто не исключение), он был неугомонен и криклив. Поняв, что обладает голосом и кулаками, первое он использовал лишь для плача и воплей, а второе — для потрясания в воздухе, ибо окружающий мир ему не нравился.
Большинство младенцев вырастают. Обретают разум и совесть, приноравливаются к обществу. Но только не дитя по имени Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, в тот день воссозданное из пепла прежнего неудачного воплощения. Крикливый голосок и сучащие кулачки принадлежали новоиспеченному партийному лидеру — капралу из политчасти Баварского рейхсвера. Звали его Адольф Гитлер, и был ему тридцать один год.
Не пересечься они не могли, а потому пересеклись неизбежно и страшно. Элтон переплел эти истории, отталкиваясь от наследства собственной семьи, приведя в конце все факты, взятые из него. Семейная трагедия на фоне обезумевшей страны не оставляет равнодушным, она саднит душу, давит на болевые точки… не сопереживать невозможно! Детство, юность, влюбленности, дружба, семейные связи, любимое дело – на все это неотвратимо наезжает каток фашизма. Для совсем не знающих этапы превращения Германии в озверевшего монстра эта книга еще и ценное чтение: пивной путч, поджог Рейхстага, олимпиада 1936-го, выставка «Дегенеративное искусство», Ночь длинных ножей, Хрустальная ночь… Не пытайтесь угадать, кто именно из героев выжил, а кто сгинул и как. Да выживших и немного после тех поворотов судьбы, что уготовил им автор.
Интересно ли? Очень! Тогда почему такое вступление у рецензии? Пусть простят меня поклонники Бена Элтона, мне это имя до книги практически ничего не говорило, а потому оценка была непредвзятой: как-то все время хотелось отдать эту потрясающую историю кому-то другому для рассказа, кому-то, чей язык менее гладок, спокоен и ровен. Или – что, возможно, было бы более продуктивно – немножко придушить переводчика, который изначальный язык таким сделал.
Ну, это так, небольшое недовольство, а сейчас будет та самая ложка дегтя в бочку меда. Стереотипы и штампы, штампы и стереотипы…
– Среди многочисленных мучеников-евреев, безропотно принимающих собственное унижение и уничтожение, находится всего один бунтарь, да и он в итоге оказывается… ну, вы наверняка поняли по аннотации.
– Презрение ко всему советскому сдерживается с большим трудом, но безуспешно: звучат совершенно прозрачные аналогии между Германией и СССР 30-х годов. Штази и гестапо уравниваются просто напрямую.
– Немцы – убийцы и фанатики, поголовно. Русские в 45-м – насильники, как один. Как вам пассаж?
Русские солдаты охотились за женщинами, как нацисты – за евреями.
– И тут на сцену выходит безупречная Англия, вся в белом! Несколько раз так выходит)) Что ж, именно в этом автора упрекнуть нелегко, ведь это его
благодарность великой стране за приют и открытые возможности для его родственников во время той войны.
P.S. Несмотря на перечисленные занозы в восприятии, можно и нужно читать! Это почти Очень Хорошая Книга.
Блиннн… Если бы я могла – я бы влепила единицу. Но – автор поднял весьма животрепещущую тему, положение и существование (да-да, именно существование, а не полноценная жизнь) евреев в Берлине в 30-40-е гг. прошлого века на примере одной семьи и их окружения, – и только поэтому я прочитала сей “шЫдевр” до конца, ибо меня весьма раздражало несколько вещей.
А именно – обилие нецензурных слов совершенно НЕ радует. Пожалуйста, не надо считать меня нежной утонченной барышней-воспитанницей Смольного института, которая хлопается в оММорок от нехороших слов… но согласитесь, весьма и весьма НЕприятно читать о некоторых вещах, на которые есть полно адекватных синонимов – например, можно вопросить: чем не угодили автору слова “половой член”, “пенис”, “мужское достоинство” или “нефритовый стержень” на худой конец, ибо к концу книги меня, признаться, порядком задолбали регулярные посылания всех и вся на три нехорошие буквы и не только это…
А уж как глава семьи сыпал нецензурщиной в присутствии малолетних сыновей, которые охотно и с радостью перенимали у него нехорошие слова – а папаша только умиляется: хорошие детки у меня растут. – это вапще без комментариев.
Второе – весьма и весьма НЕ понравилось чОткое определение автора освободителей Берлина на два кардинально противоположных лагеря – такие нехорошие бяки русские и такие добрые лапочки-няшечки союзники с американцами, а уж Англия, старая добрая Англия – вот на кого надо равняться во все времена, вот так-то вот. Я – русская, и эпитеты вроде рыдающего американского солдатика, который булдьдозером сгребал трупы в кучу, а вокруг стояли точно такие же американцы и рыдали взахлеб…
Мрак. Я знаю, что война – это ВОЙНА, на войне – или ты или тебя, но… покоробили меня многие вещи, и довольно сильно. И… у меня возникла стойкая неприязнь к этому автору.
А так-то, на мой взгляд – если бы убрать излишки нецезурщины да бесстрастно описать события последних лет второй мировой в Берлине – без излишнего симпатизирования и порицания – то вышла бы офигенная книга, такая, которая бы по праву встала бы в один ряд со многими книгами о Холокосте и не только. Но… что имеем, ибо всякий автор имеет право высказывать СВОЁ мнение, а читатель либо согласится, либо – нет, третьего не дано, увы.
Да-да, в книге есть красивая оплеуха всем фанатам Великой Отечественной войны, а не более правдивой Второй Мировой. Те, кто прочтут, поймут 😉 Нас в школах учили по-другому… А вот насчёт матов – это вопрос к переводчикам, но получилось смачно 🙂
Слышали хот раз о комедийном сериале «Мистер Бин»? А с его автором знакомы? Бен Элтон – актер, писатель, драматург, режиссер. Еще он пишет для комиков и изначально его целью был театр – он изучал драматическое искусство в Манчестерском университете. Успешная и видная звезда комедий издает книгу? Издает книгу о войне? Да, причем издает не просто очередную книгу о войне, а хорошую книгу о войне. Роман лишенный идеализирования героев, любых намеков на пафос и без капли лицемерия.
Это жизнь такая или мы такие плохие? Зарождение фашизма, набирающие обороты гонения на евреев в Германии, после прихода к власти Гитлера, изменение сознания немцев. Люди сами создали себе такую жизнь, поддавшись природе?
Два брата – это Отто и Пауль. Они не кровные братья – еврей и ариец – но были воспитаны вместе в семье немецких евреев. Итак, перед читателем две начальные точки – рождение близнецов и НСРП Германии (1920 г, Берлин) и встреча Стоуна (одного из братьев Штенгель) со следователями, сообщающими о невредимости Дагмар (1956 г, Лондон). Чем ближе конец романа, тем меньшим становится расстояние между этими двумя линиями. По итогу они сливаются в единое настоящее – встречу двух влюбленных (?).
Все повествование ведется от лица самого автора, все события описаны в третьем лице, за исключением небольших отрывков, в которых с нами говорит голос Стоуна. Писатель не перестает вести с читателем живой диалог даже после того, как роман уже прочитан. Оказывается, книга настолько настоящая, что отец Бена Элтона родом из немецко еврейской семьи, а мать Элтона имеет английские корни. Из еврейских Эронбергов появляется английская семья Элтонов. Мне всегда нравились именно такие детали, придающие книге большую материальность…
Не могу сказать, что это очень тяжелый и ранящий роман о войне, но это действительно правдивая книга с хорошим сюжетом. Двое мальчишек, без памяти влюбленных в прекрасную еврейку из высшего общества. Они дают клятву защищать ее любой ценой. Есть еще одна девочка – белокурая немка, воспитанная вместе с евреями-близнецами, ставшая для них самым преданным другом (сказать по правде, меня очень раздражала ее щенячья привязанность к братьям, но как же неловко мне было за эти мысли потом). Любящая семья Штенгелей: повеса-музыкант Вольфгант и Фрида- врач и один из самых мужественных героев романа. Состоятельная семья Фишер, растоптанная черным сапогом фашизма. Виновница многих происшествий Дагмар, но разве у нас есть право осуждать ее трусость и коварство. 13 счастливых лет, только-только распустившаяся юность…
С самого начала мы знаем, что один из братьев приемный. С самого начала романа мы знаем, что один из братьев погиб. С самого начала романа мы знаем, что Дагмар выбрала одного из братьев. Жизнь братьев и их роли меняются несколько раз за повествование, и уже сложно отдать свои симпатии одному из близнецов. Люди оказываются равны перед лицом такой масштабной трагедии. Но смогут ли они достойно жить и выжить в недостойных обстоятельствах.
Не стану больше писать о сюжете, хочется только отметить, что Бен Элтон сумел рассказать о главных исторических событиях того времени: о берлинской Олимпиаде 1936 г; о ночи длинных ножей 1934 г; о Хрустальной ночи 1938 г; о нюрнбергских законах 1935 г. Эта книга, конечно, не самое грандиозное литературное полотно. Безусловно, есть исторические романы, рассказывающие обо всём этом намного точнее и достовернее. А если вспомнить об автобиографичности некоторых деталей, о которых я успела упомянуть, становится очевидно, что роман пропитан некоторыми авторскими убеждениями (например, кристально чистая Англия). Мне кажется, что эту книгу нужно воспринимать как скорбную песнь по собственной беспомощности перед волей случая и толпы, как крик отчаяния от собственного бессилия, как панихиду по загубленным жизням ни в чем не виновных. Печальная сказка о джинне насилия, выпущенном из бутылки…
В общем, мне понравилась! Книга реально крутая. Она наверняка займёт достойное место в вашей библиотеке 😉
Бен Элтон «Два брата»
Одним зимним днём 1920 года в Берлине у Фриды и Вольфганга — молодой еврейской семьи — рождаются мальчики Отто и Пауль. Но один из детей Штангелей родился мёртвым, а в соседней палате только что скончалась одинокая роженица, оставив сына сиротой. Доброе сердце Фриды без раздумий распахивается навстречу ребёнку, не дав ране собственной утраты разверзнуться, а малышу пропасть. Ведь семья все эти месяцы ждала близнецов, и вот. Пауль и Отто, братья, которые всегда будут друг у друга поддержкой, как бы не повернулась жизнь. Вполне естественная и не уникальная ситуация, если бы не одно «но», которое в своё время станет судьбоносным. Усыновленный мальчик — чистокровный немец.
В тот же день на другом конце страны рождается ещё один «крикливый младенец» — партия НСДАП. Фашизм. Отныне они трое будут взрослеть и мужать вместе.
Мальчишки растут, естественно, не подозревая о разном происхождении. Рассудительный умный Пауль и горячий вспыльчивый Отто, такие же разные, как и их родители — спокойная Фрида, молодой доктор из добропорядочной немецкой семьи (папа — полицейский), и джаз-музыкант Вольфганг, поклонник современного искусства. Но несмотря на разность характеров, Пауль и Отто всегда вместе и друг за друга горой. Рядом почти всегда дружище Зильке — дочка служанки, которую Фрида когда-то пожалела и взяла в дом. А в 6 лет в их жизни появляется принцесса — Дагмар Фишер, дочь богатого еврейского коммерсанта, берущая уроки музыки у папы. Так рождается Субботний клуб из четверых друзей, пообещавших друг другу преданность и поддержку, и, конечно, любовь — оба близнеца на что угодно готовы ради Дагмар. А счастливое детство длится целых 13 лет. С тех пор судьбы четвёрки будут в буквальном смысле перекручены, не раз перевёрнуты, потеряны. И почти до конца романа непонятно, кто из мальчиков выжил, и как сложилась жизнь девочек.
Знаете, полкниги я ловил себя на мысли, что сюжет такой немножко голливудский. Пока не прочитал послесловие Бена Элтона, где он рассказывает, что и персонажи, и ситуации взяты из истории собственной семьи писателя. Отец и его старший брат, Людвиг и Готфрид Эренберги, с родителями мигрировали в Англию в 1939 году; затем брат отца служил в британский войсках. У них был кузен Хайнц, немец, которого вот так же, как Штенгели, усыновили Эренберги, но и его, воспитанного еврейской семьей, затем призвали в вермахт и он оказался на войне на стороне нацистов, против кузенов. На этом автобиографичность романа не заканчивается, Элтон многое взял из «настоящего» прошлого своей семьи. И, знаете, я немного иначе стал воспринимать роман. Всё-таки как мудрена бывает жизнь, иной раз похлеще кино.
Вообще, роман хорош. Всего только и надо, что смотреть на него не как на исторический роман (да он таковым и не является), а как роман-драму одной семьи на фоне трагических событий. И здесь «Два брата» на своём месте и очень хороши. Персонажи у Элтона не картонные, не чёрно-белые, не один раз меняются братья и особенно взгляд читателя на них, не все евреи «белые и пушистые», простите, то есть незаслуженно несчастные. Абсолютно правдивый финал в отношении преображения героев (не хочется спойлерить). Сюжет же закручен в такой тугой клубок, что оторваться невозможно, только переживать. История трогательная, но с горечью, и при этом не слёзовыжимательная (за что спасибо автору).
Ещё, быть может, банальная мысль, но раньше мне это не приходило в голову — а ведь немецким евреям в каком-то смысле пришлось хуже всего. В отличие от всех других стран, куда фашисты пришли зверями-захватчиками, в Германии евреи были свои. Не просто свои, понимаете, они и были немцами, а Германия — их страной, их Родиной. Ни у одной национальности в мире, пожалуй, не было и нет двойного происхождения в столь равнозначимой для них степени, что для евреев. Я еврей, но я добрый немец. Понимаете? В этом самая горечь и ужас. И предавали их не чужие, а свои. Те, кому они отдавали себя. За кого в Первую Мировую воевали, умирали, заслуживали Железный крест.
Хотя, конечно, сразу чувствуется, что писал современный автор, а не того поколения, военного или послевоенного. И я вот думаю, думаю, и не могу сформулировать, что же отличает все эти книги от тех? Дорра, Зусака, Гари, Элтона, других. Ведь современные писатели не заангажированы, у них даже больше возможностей быть непредвзятыми, без влияния (партии, времени, однобокого взгляда из-за собственного участия), и в книгах эти возможности в общем-то реализованы — нет абсолютно хороших и плохих, есть люди. Может, их отличает то, что ни один автор того самого поколения причастных не смог бы заигрывать с темой? Использовать её как фон, столь хитро переплетать судьбы, выстраивать изощренный сюжет. Возможно, так и есть. Знаю только, что современные творения я читаю — как книги, а тех — проживаю, проваливаюсь в прошлое.
Бен Элтон. Два брата. 2012г
Бен Элтон родился 3 мая 1959 года в пригороде Лондона, в семье учительницы английского языка и физика-исследователя. В его роду есть музыканты, ученые, деятели науки.
После школы Бен Элтон закончил факультет драматического искусства в Манчестерском Университете.
Написал несколько пьес, комедий, сценариев и книг. Его сериал «Черная гадюка» стал известен во всём мире.
В 1988 году вышел первый роман Бена Элтона «Stark», который стал бестселлером, а в 1992 Бену Элтону предложили сыграть роль в фильме по своему роману.
В 2000 году Бен Элтон уже сам снимает фильм-комедию по своему роману «Все возможно, бэби!».
Бен Элтон многие годы работал на английском телевидении, был ведущим популярного шоу «Субботний прямой эфир». В 2007 году на Международном фестивале в Люцерне он получил награду за вклад в телевизионное искусство.
Бен Элтон женат на австралийской саксофонистке Софии Гейр, у них трое детей.
В настоящее время семья живет в Австралии, в городе Фримантл.
Роман Бена Элтона «Два брата» вышел в 2012 году и во многом биографичен, родственники Бена Элтона пережили весь кошмар немецкого фашизма. Сюжет захватывает с первых строк, сохраняя интригу до последней страницы.
24 февраля 1920 года, в Берлине, у Фриды и Вольфганга Штенгелей родилась двойня. К сожалению, один мальчик оказался мёртворождённым. Но в соседней палате в это же время умерла женщина, оставив сына. Врачи предложили Штенгелям усыновить этого ребёнка. Процедура отказа родственников от внука не заняла много времени, а отец ребёнка, коммунист, пропал ещё до рождения сына.
Фрида и Вольфганг никому из близких так и не открыли тайну усыновления. Все ждали двойню, два сына и родились: Отто и Пауль.
В этот же день в Мюнхене, в пивной, родился манифест нацистской партии Адольфа Гитлера. Многие годы судьба всех этих трёх «новорождённых» будет идти рядом или пересекаться.
Фрида закончила медицинский университет, и стала врачом, Вольфганг был музыкантом-виртуозом, известным джазменом Берлина. Дети росли как все мальчишки, дружили, дрались и были неразлучны. При этом Пауль мог всё продумать и предложить уникальный план действий, а Отто – гениально его исполнить.
Когда братьям было по 3 года, мама привела в дом Эдельтрауд, семнадцатилетнюю беспризорницу с двухлетней Зильке. Эдельтрауд стала служить у Штенгелей, чтобы не погибнуть на улице, а Зильке на всю жизнь стала верной подругой Отто и Пауля.
Через несколько лет в жизни братьев возникла принцесса Дагмар Фишер, единственная дочь миллионера Иосифа Фишера, в которую Отто и Пауль влюбились на всю жизнь. А кого из них выберет она?
Братья росли, подрастала и партия Адольфа Гитлера. Конечно, у неё было маловато сторонников и никакого шанса пройти в рейхстаг. Но великая депрессия 1929 года в одночасье всё изменила.
30 января 1930 года Пауль фон Гинденбург, рейхспрезидент Германии, назначил Гитлера канцлером. У нацистов было всего лишь несколько мест в парламенте! Гитлер приступил к формированию нового кабинета министров.
И уже через 60 дней Германию было не узнать. Как удалось психически больному ефрейтору повлиять на умы всей нации? Как начался массовый психоз? Почему добропорядочные фрау и герры одобряли это?
И вот те, кто на протяжение десяти лет лечился у доктора Фриды Штенгель, теперь стали откровенно её презирать. Вольфгангу было запрещено играть в ресторанах и кафе. Евреев ограничили во всех правах, оставив только одно право: умирать.
И всё по закону. Сначала закон, потом убийство. Предателем мог стать любой, кто недавно приветливо кланялся тебе. Евреям запретили ходить в парки, купаться в бассейнах и реках, ограничили время на покупки с 16 до 17. После пожаров и погромов евреи должны были сами убрать за собой…
Как повели себя мальчики Отто и Пауль, какой выбор сделали Вольфганг и Фрида, Зильке и Дагмар – обо всём этом нам рассказывает Бен Элтон в стремительно развивающейся истории недавнего прошлого.
И наверное, каждый читатель задаёт себе вопрос: а какой выбор сделала бы я в этом аду?
Случайная цитата из книги
Обзор
О книге: Бен Элтон «Два брата»
Книги о тяготах военного времени неизменно вызывают большой интерес у читающей аудитории. Особое значение придается историям, основанным на реальных событиях, участником которых часто является сам автор произведения. Бен Элтон предлагает на суд читателей свой откровенный и правдивый роман «Два брата», созданный по мотивам истории его семьи, оказавшейся в эпицентре событий, развернувшихся в Германии в 1920 году. Бен Элтон прославился еще будучи сценаристом ситкома «Черная гадюка», а теперь его писательский талант начинает покорять весь мир. Эта невероятно трогательная и печальная история взаимоотношений, приводящая каждого участника разворачивающегося действия к закономерному финалу, приковывает внимание с первых страниц, погружая в раскаленную атмосферу военного времени.
Берлин. 1920 год. 24 февраля выдалось особенным не только для всей страны, но и для одного семейства, в котором в тот знаменательный день было суждено родиться двум мальчикам. Тогда же в Мюнхене было принято решение о создании Национал – социалистической партии.
Отто и Пауль с первых дней предпочитали проводить как можно больше времени вместе. Братья имели определенное сходство со своими родителями, имеющими еврейское происхождение, вот только друг на дружку ребята совершенно не походили. Им и в голову не приходило, что между ними нет кровного родства. Один из них является приемным ребенком иной национальности. Отец братьев зарабатывает на жизнь в джазовых клубах, а мать занимается лечением людей. Германия еще только начинает восстанавливаться после событий Великой войны, но жизнь постепенно идет на лад. Отто и Пауль играют вместе, находят себе общую подругу, а потом влюбляются в одну и ту же девушку.
Но тут неожиданно у власти оказываются нацисты. После этого положение дел в Германии начинает стремительно изменяться: с тех пор самым главным становится вопрос крови и происхождения человека. Важность выживания становится приоритетным. Но какую жертву готов принести каждый участник описываемых событий ради спасения самого себя? А ради спасения своих близких и любимых?
Описание книги «Два брата»
Два брата
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 179
Если вы вдруг читали Лиона Фехтвангера «Семья Оппенгейм» и эта книга вас потрясла, то «Два брата» – будет сильнодействующим возвращением к этой же теме.А если «Семью Оппенгейм» вы еще не прочли, тем более читайте « Два брата».Я лично нашла для себя ответ на вопрос – как достойно жить и выживать в недостойных обстоятельствах. Книга захватывает целиком – легкая и тяжелая одновременно, о любви и ненависти, о детской и взрослой жизни, она наполнена тонкими наблюдениями и мельчайшими подробностями о Германии 20-30 годов прошлого века.И, кстати, напрашиваются кое-какие параллели с историей нашей страны. Рекомендую!
Если вы вдруг читали Лиона Фехтвангера «Семья Оппенгейм» и эта книга вас потрясла, то «Два брата» – будет сильнодействующим возвращением к этой же теме.А если «Семью Оппенгейм» вы еще не прочли, тем более читайте « Два брата».Я лично нашла для себя ответ на вопрос – как достойно жить и выживать в недостойных обстоятельствах. Книга захватывает целиком – легкая и тяжелая одновременно, о любви и ненависти, о детской и взрослой жизни, она наполнена тонкими наблюдениями и мельчайшими подробностями о Германии 20-30 годов прошлого века.И, кстати, напрашиваются кое-какие параллели с историей нашей страны. Рекомендую!
Книга потрясла. Вроде уже много написано об этом тяжком периоде европейской истории, однако эта книга захватила и увлекла буквально с первых страниц. Отдельное спасибо хочу выразить за перевод, благодаря которому книга читается буквально «залпом». Рекомендую всем, кто любит умные и честные книги.
Книга потрясла. Вроде уже много написано об этом тяжком периоде европейской истории, однако эта книга захватила и увлекла буквально с первых страниц. Отдельное спасибо хочу выразить за перевод, благодаря которому книга читается буквально «залпом». Рекомендую всем, кто любит умные и честные книги.
Очень серьезная и актуальная книга.
Книга очень понравилась. Язык повествования, тема произведения, все просто захватило. Читая, задавалась вопросом, неужели действительно фашисты творили такие неимоверные зверства. Не укладывалось в голове. Прочтение совпало с событиями в Украине, как будто знаки. И эти зверства проявились реально и в наше время. Жуть. Это очень страшно. Рекомендую читать. Случайно нарвалась на эту книгу, прочла на одном дыхании. Немного таких книг при сегодняшнем изобилии. Много пустого чтива. Хочу еще найти что-то подобное. В художественной форме представлены исторические факты. Браво автору!
Книга очень понравилась. Язык повествования, тема произведения, все просто захватило. Читая, задавалась вопросом, неужели действительно фашисты творили такие неимоверные зверства. Не укладывалось в голове. Прочтение совпало с событиями в Украине, как будто знаки. И эти зверства проявились реально и в наше время. Жуть. Это очень страшно. Рекомендую читать. Случайно нарвалась на эту книгу, прочла на одном дыхании. Немного таких книг при сегодняшнем изобилии. Много пустого чтива. Хочу еще найти что-то подобное. В художественной форме представлены исторические факты. Браво автору!
К многочисленным рецензиям относительно сюжета трудно добавить что-то новое. Согласна, книга потрясает. Но не могу не прокомментировать перевод. Я почти перестала читать современные иностранные книги именно из-за стилистики перевода. Ну почему персонажи, живущие почти 100 лет назад, говорят на совершенно современном жаргоне? Редакторы-коректоры ещё существуют в издательствах?
К многочисленным рецензиям относительно сюжета трудно добавить что-то новое. Согласна, книга потрясает. Но не могу не прокомментировать перевод. Я почти перестала читать современные иностранные книги именно из-за стилистики перевода. Ну почему персонажи, живущие почти 100 лет назад, говорят на совершенно современном жаргоне? Редакторы-коректоры ещё существуют в издательствах?
Прекрасная книга! А еще рекомендую почитать «Книжный вор» Маркуса Зузака-тема та же. Отличная пища для ума.
Прекрасная книга! А еще рекомендую почитать «Книжный вор» Маркуса Зузака-тема та же. Отличная пища для ума.
А я нахожу сходство с тем же Фехйтвангером, только книгой «Изгнание», что, впрочем, ничуть не умаляет достоинств нашего произведения. Тема геноцида, унижения, и в то же время стойкости, несгибаемой воли и стремления жить – поражаем, восхищает, заставляет задуматься.
Меня поразил тот факт, что обычные граджане-неевреи – подростки, взрослые, пожилые люди – подхватили фашистскую волну озверения с такой легкостью и рвением… страшно, что люди в один момент забывают свои принципы и идеалы ради «великой» идеи.
Напрягает немного наличие такого количества матерщинных слов в книге… понимаю, – это отражение сильных эмоций героев, но все же считаю, что маты в литературе упрощают лексикон, подталкивают читателя или «разрешают» ему тоже пользоваться матом в обычной жизни. Не хотела бы, чтобы моя мама или мои дети встречали такие выражения в хорошей литературе, поэтому пока сомневаюсь, давать маме книжку почитать, или нет…))) (детям пока рано). Наверное, все-таки дам, уж больно сюжет захватывающий, я прочитала за 2 дня.