Белорусы что за нация
От кого произошли белорусы?
Ближайшие родственники русских являются довольно молодым народом Европы.
Их этногенез вызывает споры среди ученых и политиков, так как может быть результатом как русского, так и польского влияния в регионе.
Тем ни менее, происхождение белорусов можно установить, если не в деталях, то в по крайней мере в общей канве.
Древние времена: царство древних балтов
Выдающийся советский археолог Валентин Седов доказал правильность этой концепции, обнаружив широчайше распостраненные балтские элементы в культурах железного века в Белоруссии, наряду со славянскими.
Кроме того, в белорусском языке есть большая доля балтских корней, а в фольклоре явные признаки балтской: поклонение змеям, священным камням, традиция украшать коньки крыш юмисом – солярным символом.
Славянское влияние
Славяне заселяли Белорусь медленно.
С 8 по 11 век славянские города и дружины появлялись здесь, постепенно ассимилируя местное население и приводя всех к общему национальному и культурному фону.
Население Белоруси тех лет представляет собой плавный переход от славянских антропологических типов к тем, что характерны для современных литовцев и восходят к древнему населению Восточной Европы.
До сих пор запад Белоруссии малоотличим от населения Литвы, а восток – от Украины и России.
При этом, белорусы крайне однородны в генетическом плане, намного менее разнообразны, чем украинцы или русские. Во время нашествия татаро-монголов, эти территории Древней Руси оказались отрезаны от славянского мира и сильно разграблены.
Начался дрейф в разные стороны.
Великое княжество Литовское, Польское и Русское
На обломках Киевской Руси, в 12 веке начало образовываться Великое Княжество Литовское, которое вобрало в себя и уцелевшие остатки балто-славянского населения будущей Белоруси.
До 18 века, белорусы были в составе этой державы и гораздо ближе культурно к Польше, чем к России, что придало специфику их языку, обычаям и историческому пути.
Сформировавшиеся в недрах прозападного княжества Литовского, белорусы попадают в состав Российской империи уже являясь отдельным славянским народом, со своей идентичностью.
Российская империя
В составе империи, белорусы находились последние 300 лет. Нельзя сказать, что этот процесс был мирным и дружественным.
В начале, не привычные к жестким московским порядкам белорусы, а правильнее литвины, бунтовали, что подавлялось армией.
Но литвины еще помнили разгром войск Москвы под Оршей, а также успех польско-литовского-белорусского войска над Ордой, в битве при Синих водах, отчего сдаваться без боя московитам, в которых они не видели ровни в культурном плане, никто не хотел.
К середине 19 века белорусы приспособились к жизни в Российской империи и сопротивление утихло.
На территории республики было мало миграций: татары переселились в Литву, евреи имели обширные земли заселение у крупных городов, да миграции послевоенного времени в сильно обезлюдевшую Белорусь, привнесли новые этнические нотки.
Таким образом, белорусы это потомки славян и балтов, практически без посторонних включений, относящиеся к восточно-европейскому, прежде всего польско-литовскому культурному полю.
Новое в блогах
О положительных и отрицательных чертах белорусов
Недавно в Facebook я задала короткий вопрос — буквально в одном предложении — о положительных и отрицательных чертах белорусов. Конечно, эта формулировка упрощена. Из антропологии и социологии известно: народ (нация) не может обладать некими особыми качествами — ими обладает человек.
Генадзь Гарбук. Ушел два месяца назад от нас. Он и народный. и типичный белорус
Как и Геннадий Овсянников
Зато у народа есть разделяемые ценности, их иерархия, стереотипы поведения, модели мышления и действия — собственно, это и имелось в виду.
Юлия Чернявская, культуролог и литератор. Это она провела исследование
В ответ на короткий вопрос последовало огромное количество ответов — и они продолжают поступать до сих пор. Что-то из них является личным убеждением, что-то привычным, еще из школы усвоенным стереотипом, что-то — плодом незаметно проникающих в умы идеологий, но это менее важно. Важно, что люди в них верят. Когда перевалило за сто человек (а ответов было гораздо больше), я подумала: почему бы не ознакомить с результатами читателей TUT.BY? Конечно, это не социологический опрос, но субъективные мнения тоже имеют право на существование: они отражают мысли и чувства, гордость и недовольство, надежды и разочарования… Мы обойдемся без имен: время от времени будут помечены гендерная принадлежность (мужчина или женщина) и возраст (молодой ли человек, средних лет или зрелого возраста). Была создана условная шкала оценок. Критериев два: насколько часто люди называют то или иное «качество» и насколько эмоционально о нем отзываются.
Сразу скажу: первая новость приятная. Положительные характеристики более стабильны и разделяются большим количеством людей. Вторая новость тоже примечательна: участники дискуссии понимают, что в зависимости от обстоятельств, личности или контекста «достоинства и недостатки» народа легко перетекают одно в другое. Потому одну и ту же черту разные люди могут понимать со знаком «плюс» или «минус» — и даже «плюс и минус» одновременно: не исключено, что их мнения изменятся со временем.
Достоинства
На первом месте оказалось трудолюбие (работоспособность). Это качество набрало аж 19 баллов. Для сравнения: недостаток, находящийся на первом месте, набрал только 11 баллов. Приведу несколько ярких высказываний о трудолюбии.
«Традиционно народ трудолюбивый — чтобы выжить, надо было работать. Хорошо жить — еще больше работать. Колхозы все испортили — гультаи появились»(мол. ж.).
«По сравнению со многими европейскими странами работают беларусы лучше. То есть если делают, то результат будет лучше, причем не обязательно для этого стоять надзирателем. То есть не стараются при первой же возможности схалтурить, а наоборот, часто гордятся своим мастерством и стараются поддерживать эту гордость практикой» (мол.м).
«Чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, гордость за продукт своего труда» (мол. ж.).
«В многонациональной команде сотрудников белорусы неконфликтны и трудолюбивы. Любят тихо работать в уголке, и работать хорошо, но не умеют объявлять о проделанной работе. А часто это даже важнее, чем сама работа» (мол.ж.).
Так одевались в ВКЛ. Конечно, далеко не все
На втором месте оказалась доброжелательность, понимаемая широко — от добротыдо малого уровня публичной агрессии — 18 баллов.
10 баллов набрала толерантность, понимаемая как терпимость к «иным» — людям других верований, взглядов, этнической и религиозной принадлежности. Справедливости ради: в ином, негативном смысле толерантность тоже упомянута не раз.
По 9 баллов набрали терпение (выносливость) и домовитость (хозяйственность, расчетливость без скупости). Так, «всегда иметь заначку на черный день» — традиционно одобряемая привычка.
Памяркоўнасць, рассудительность набрала 8 баллов.
По 7 баллов получили гостеприимство, любовь к порядку и взаимопомощь.
«Все-таки талака — это обычай народа, да и у Богдановича „Зноў змяшай муку з карой таўчонай, Бо памерзла ніва ў суседа“, да и без взаимопомощи на болоте не выжить» (ж. ср. возр.).
Что касается любви к порядку, один из собеседников добавляет критичное: «Где есть страх быть наказанным».
6 баллов разделили адаптивность, спокойный характер и скромность, которую, впрочем, некоторые отвечавшие связывают с недостаточно высокой самооценкой: «Сколько раз сталкивалась с неумением адекватно оценить свои заслуги, и вообще белорусам не свойственно говорить о своих успехах» (мол. ж.).
Наконец, 5 баллов «набрала» тяга к образованию: «Стремление получить высшее образование, а лучше два. И дать его детям любой ценой» (ж. ср. лет).
Остальные достоинства составили (в порядке убывания):
Также участники дискуссии обращают внимание и на умение любить и прощать, и на наивность, и на красоту женщин, и даже на красивое пение… Словом, все разнообразно. Это не должно смущать: люди пишут о своем опыте, перенося его на опыт народа: потому, например, открытость соседствует с хитростью…
Отрицательные характеристики
Ситуация с ними парадоксальная. Казалось бы, их называют даже больше, чем достоинств. Но эти недостатки набирают меньше баллов (т.е. представление о них разделяет меньшее число людей). Кроме того, заметен гораздо более значительный разброс между мнениями.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Наибольшая солидарность в отношении к скупости (11 баллов): некоторые называют это качество «расчетливостью». Вспомним, мы встречались с ним в первом списке: там это считалось достоинством. В чем же дело? Во-первых, в том, что отвечают разные люди с различным опытом. Во-вторых, в том, что оценка той или иной черты зависит от контекста. Вот примеры негативного контекста:
«Вот и на даче зачастую, строя забор, кусочек земли у соседа захватит. Мне кажется, склонность себе урвать побольше даже в законодательстве прослеживается. Побольше себе, а остальным и минимума хватит» (ж. зр. возр.);
«Любовь к животным довольно потребительская. „Дом сторожи, а пожрать сам найдешь“» (м. зр. возр).
В связи с этим упоминают о чрезмерной приземленности и меркантилизме: «Вось скрайні мэркантылізм і эмацыйная беднасьць — кідаюцца ў вочы!» (м. ср. лет).
По 10 баллов набирают страх и конформизм.
«Страх — главный недостаток. Страх осуждающего мнения окружающих, страх наказания за инициативу или даже мнение, притом он врожденный и неосознанный, потому на любой поступок у нас множество отговорок…» (мол. м.).
«„Боязливые, покорные“, „бытовая трусливость“, неуверенность в себе, боязнь поставить себя в неудобное положение, боязнь глупо выглядеть, зависимость от чужого мнения» (мол. ж.).
Белорус на такое не способен. Только русский, захотевший подвести белорусов
Некоторые возводят эту характеристику к толерантности, некоторые — к «памяркоўнасці»: такова тенденция последних десятилетий, в отличие от 1990-х, когда толерантность и «памяркоўнасць» считались однозначно положительными качествами: было распространено мнение, что это европейские ценности и именно они приведут нас в Европу.
В вопросе конформизма (или, как его называют некоторые участники дискуссии, «лицемерия») оценки приобретают еще большую жесткость:
«Что называется себе на уме — сразу и не поймешь. Часто могут публично менять мнение, в зависимости от выгоды или интересов семьи» (мол. ж.).
«Весьма распространенная склонность делать некрасивые вещи исподтишка — от мелких сплетен до вполне серьезной мести („партизанская республика“, ага)» (м. ср. возр.).
К конформизму возводят хитрость и изворотливость, соглашательство и подобострастие. Вспомним: в предыдущем списке хитрость и умение лавировать признаны положительными характеристиками.
9 баллов участники обсуждения дают:
Всего на балл ниже набрали:
Некоторые отмечают склонность к пассивному недовольству, «нытью», диванной интолерантности (например, гомофобии) и диванной же агрессии. Можно ответить, что диванная агрессия свойственна, пожалуй, всем народам — особенно она усиливается в эпоху интернета. Однако о прямой агрессивности белорусов не высказался никто — и это уже немало, особенно по нашим временам. Говорят о подозрительности — и тут же отвечают себе: «По поводу скрытности и хитрости смолоду запомнилось. Пожилой коллега-белорус сказал мне: «Если бы к тебе в хату за ночь трижды постучали и ты бы не знала, кто (свои, чужие, белые, красные, немцы, партизаны, бандиты), ты бы тоже была себе на уме» (ж. зр. возр.).
В качестве безусловно положительной самохарактеристики я бы назвала то, о чем участники дискуссии говорят мельком, поскольку это само собой разумеется — способность к рефлексии, здравый смысл и понимание того, что наши «недостатки и достоинства» уравновешивают друг друга.
Вот показательное высказывание молодой женщины: «Здесь уже прозвучала очень здравая мысль о том, что некоторые наши качества — как палка о двух концах. Сюда — терпение (с одной стороны, умение адаптироваться к самым сложным условиям, не теряя человеческого лица, с другой стороны — как в анекдоте про гвоздь в стуле). Сюда — способность критически мыслить («Людзей слухай, а свой розум май»; отсутствие безусловного пиетета по отношению к институту церкви — и тут же безоглядное критиканство относительно чего угодно, огульное охаивание своего и «беларус беларуса пахваліў — і не памёр»). Тот же консерватизм, во многом нам свойственный, может быть ценен, а может граничить с ретроградством».
А вообще по ответам складывается стойкое впечатление: в разговоре о положительных качествах собеседники более солидарны, в признании самокритических — менее. И при этом «квасного патриотизма» в саморефлексиях белоруса гораздо меньше, чем у иных соседей. Он отмечает недостатки не в целях «очернить», а в целях понять и усовершенствовать себя. И это уже немало.
—————————-
Как появились белорусы.
У историков нет единого мнения о происхождении торонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Черной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: черный с севером, белый с западом а червонный с югом.
Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе ее границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI – XVII веках термин Белая Русь закрепился за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси. Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов – великорусского, малороссийского и белорусского.
Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что ученые не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.
Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.
Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса – дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по Повести Временных Лет, он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.
Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена ее частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.
Данная теория принята и сейчас: в 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства ее положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 – 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.
В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII – XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком – на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру – православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 – 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом ее сила.
Что это за зверь такой «тарасянка»? Правильно трасянка. И «Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.» А вот хрена лысого, чаще в деревнях. Причём в зависимости от расположения деревень к соседям, используется диалект. В Витебской области больше к русским, в Брестской области к полякам и т.д.
Дальше можно не читать.
как хотите называйте, хоть чугунком,только в печь не ставьте.А так, нам по фиг,что за сказки вы себе придумываете.
Белорусов, Украинцев пропагандоны придумали, нет таких национальностей. Это все этнохоронимы, как сибяряки, уральцы, волжане немного из-за географических особенностей есть отличия, но не более. У меня в родне есть родственники с территории современной Белоруссии, Украины, Казахстана, и вот нет резкого отличия.
Много мнений по вопросу происхождения термина «беларус». Попытаюсь объяснить. Для того, чтобы понять этот термин необходимо: 1. обладать хорошим логическим мышлением. 2. знать 3 языка восточных славян средних веков.
Допустим, что вы купец и по Днепру плыли с товаром в Варяги. По пути на Вас нападали болото-лесные древляне. Вы отбились от них и приплыли в Киев в Чернигов. Там Вы спросили: «что за люди на нас нападали?», а Вам отвечали: «усякы люды мэшкають БИЛЯ РУСИ (возле Руси). Но северные славяне слышали это как БИЛИ РУСЫ (беларусы), т.к. не знали или плохо знали наречие южных славян. Так постепенно древлян стали называть баларусы. Вот и всё
У историков нет единого мнения о происхождении торонимов Беларуссия…
Ладно в слове топонимов опечатка, но о происхождении топонима Беларуссия у историков вообще не может быть никакого мнения, так как нет такого топонима. Вот это совершенно точно даже в условиях терок между употреблением топонимов Белоруссия и Беларусь.
В последнее время с особым удовольствие замечаю все чаще и чаще, что все больше и больше белорусов с радостью осознают и с гордостью приемлют свою национальность, свое происхождение, свое кровное родство. И никакие альтернативные бело-сине-красные и красно-зеленые историки этому не помешают. Не остановят этот естественный процесс, это становление гордости и ответственности за свою страну и историю.
Беларуси жить в веках!
ВО да и язык выдумали. Хрень писать.
что бы тебя в аду ебали белОрусы, ублюдок, мать твою
Умер Сергей Филимонов
Сегодня ночью не стало известного ведущего Сергея Филимонова. Его друзья в соцсетях сообщают, что возможная причина смерти – коронавирусная инфекция.
Сергей Филимонов — белорусский журналист и ведущий. В 1981 году закончил исторический факультет БГУ. Сергей известен как ведущий культовой передачи «Видимо-невидимо». Программа появилась на белорусском телевидении в 1992 году, с осени 2012 выходила на канале «Белcат». В своем шоу Сергей рассказывал о жизни мирового шоу-бизнеса, новинках киноиндустрии и музыки, карьере артистов и о культуре разных народов.
Для многих белорусов 90 х годов, он был поистине уникальным ведущим.
Игра в мигранта
Интервью у мигрантов на границе Белоруссии и Польши
Так мигранты описывают причины своей миграции.
Что примечательно, Германия им уже должна.
Ответ на пост «Ох-ты-ж-мать-перемать. »
Художественный фильм про Александра Мамкина не снят.
Александр Мамкин летал за линию фронта не за иконой. Он вывозил детей из окруженных фашистами партизанских отрядов. Всего он сделал девять ночных рейсов и вывез 90 человек. А всего в тот момент было вывезено около 200 человек. Ниже-кадр из кинохроники, где заснят Александр Мамкин, забирающий детей из окруженного партизанского отряда:
Последний, девятый полет:
В очередном полёте ночью 11 апреля 1944 года Мамкину предстояло эвакуировать на Большую землю 13 человек — семь детей в кабине штурмана, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем ещё трёх детей и воспитательницу, а в подвешенных под нижними консолями крыла торпедообразных контейнерах — двух тяжелораненых партизан.
На рассвете, подлетая к линии фронта, самолёт был обстрелян зенитками, а над самой линией фронта — атакован немецким ночным перехватчиком: на этот раз осколки снарядов прошили двигатель, и тот загорелся, а лётчик был ранен в голову. Линию фронта тяжелораненый лётчик пересёк, управляя горящим самолётом. Согласно инструкции, ему следовало набрать высоту и покинуть горящую машину с парашютом, но он, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота — тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Но Мамкин продолжал удерживать в повиновении трудно управляемый самолет, пока не нашел подходящую площадку на берегу озера Болныря уже за линией фронта в расположении частей Красной Армии, где самолёт и совершил посадку, выкатившись на лёд озера. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. При аварийной посадке лётчика выбросило из кабины самолёта в снег, и он потерял сознание.
Прибывшие на место посадки бойцы Красной Армии доставили лётчика в госпиталь, но ожоги и ранение были слишком сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Александр Мамкин скончался в госпитале. Все пассажиры самолета (13 человек) в этом последнем для лётчика рейсе остались живы.
Под Минском нашли захоронение более 8 тысяч жертв Великой Отечественной войны
Генеральная прокуратура Белоруссии установила место массового захоронения времен Великой Отечественной войны с останками более восьми тыс. человек, сообщается на сайте ведомства.
В рамках расследования уголовного дела о геноциде вблизи урочища Уручье в Минском районе было обнаружено место погребения жертв фашистских расстрелов.
По информации прокуратуры, существует не менее семи таких мест захоронений в близи урочища Уручье, где были убиты свыше 38 тыс. человек.
«Согласно архивным данным, с 1941 по 1944 год немецко-фашистские оккупанты свозили сюда и расстреливали мирных жителей, военнослужащих из Минска и его окрестностей. Хоронили людей в заранее выкопанных ямах глубиной до 5 м», — говорится в сообщении. По информации заместителя Генерального прокурора Белоруссии Алексея Стука, в уничтожении мирного населения также принимали участие и различные коллаборационистские формирования, состоящие из националистов Латвии, Литвы, Украины.
Ранее под Ростовом было найдено захоронение 150 останков жертв нацистов.
В Брестской области найден самолет с телом советского летчика
Недалеко от деревни Полятичи Кобринского района поисковики историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск-Брест» установили место падения самолета времен Великой Отечественной войны и подняли его. В нем находилось тело советского летчика.
Годы поиска в полях и архивах.
Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить.
Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге.
Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.
Чтоб завершился их полет…
Бойцы отряда «Авиапоиск-Брест» говорят так: «Когда ожидаешь многое, не получаешь ничего. Когда не ожидаешь ничего – получаешь всё». В первый же день оборудование для определения предметов на глубине, которым благодаря неравнодушным к сохранению памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны людям сейчас располагает отряд, помогло определить очень точно не только район, но и саму точку поиска.
Примечательно, что работы по подготовке к подъему скоростного бомбардировщика СБ начались 17 сентября. В этот день в Ганцевичах, что расположены в полутора сотнях километров от деревни Полятичи Кобринского района, хоронили, провожая в последний полет двух летчиков другого самолета, найденного также отрядом «Авиапоиск-Брест». Штурман лейтенант Николай Яковлевич Паншин 1909 года рождения и стрелок-радист младший сержант Николай Андреевич Лосев 1919 года рождения были членами экипажа бомбардировщика ДБ-3ф из состава 212-го дальнего бомбардировочного авиационного полка и погибли, выполняя боевое задание 24 июня 1941 года.
Всего же за 10 лет работы, бойцами отряда и их добровольными помощниками обнаружены места падения 55 самолетов, найдены и установлены имена 50 летчиков, не вернувшихся с боевых заданий.
Парни из отряда «Авиапоиск-Брест» признаются: самое тяжелое в поиске это не изнурительный порой физический труд, а мгновения перед началом работ по подъему самолета. Казалось бы, все подготовлено, предусмотрено, учтено, но груз ответственности перед теми, кто поверил, пошел навстречу, поддержал и помог, столь велик, что мышцы рук еще до использования лопаты наливаются свинцом и неистово стучит сердце… Наконец начинается работа. Снят верхний пласт грунта, уже глубина раскопа больше двух метров, а фрагментов самолета нет… Неужели «пустышка»?! Не может быть! Проверили работу поисковой «рамки» – норма, сигнал сильный и стабильный.
Решили копать до предела… Еще глубже в синюю глину уходит ковш экскаватора, и вдруг на поверхности мутной жижи появляются масляные разводы, а под ними часть лопасти воздушного винта – значит, не ошиблись в расчетах! Еще через несколько минут работы из ямы на поверхность подняли одну из стоек шасси, редуктор с лопастями.
Пылающее небо 1941-го.
140 сбап входил в состав 47-й смешанной авиадивизии Орловского военного округа. 23 июня 1941 года полк был передан в подчинение Западного фронта и перебазировался на аэродром Зубовка под Оршей. На вооружении полка были самолеты СБ и Пе-2. К боевым действиям 140 сбап приступил уже 24 июня. Выписка из оперативной сводки № 3 штаба 47-й смешанной авиадивизии за 24 – 25 июня: «140 сбап 24 июня 1941 с 17.55 до 18.05 последовательными ударами 2-х девяток атаковал колонну танков противника в районе: Грудополь, Мисловиды, Ивацевицы, мост через реку Щара. 8 самолетов 2 АЭ не возвратились на аэродром. 25 июня 1941-го 6 самолетами доразведка Картуз-Березы в период 12-16 часов последовательными ударами 2-х девяток атакованы танки и автомашины у станции Михалин, танки и пехота на автомашинах на шоссе восточнее Картуз-Березы, группу танков 5 км западнее Картуз-Березы. Потери за 24-25 – не вернулись на свой аэродром 15 самолетов. К 24 часам 25.6.41 части дивизии базируются на прежних аэродромах 140 сбап в составе 27 СБ на аэродроме Зубово, из них исправных 18, не исправных 9, в готовности 2».
Первые дни Великой Отечественной в попытке остановить продвижение немецких войск были трагическими для советской бомбардировочной авиации. Вынужденная действовать по складывающейся обстановке, без разведки и прикрытия истребителей, она несла большие потери.
Уже потом, когда после следственных действий сохранившееся в болоте тело летчика было передано в морг Кобрина, а фрагменты самолета, обнаруженные в раскопе, были вывезены в Брест для подготовки к передаче в фонды мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», среди них был найден хорошо сохранившийся комсомольский билет. Погибший в небе Беларуси в далеком 1941-м летчик оказался уроженцем села Викодвора Ивановской области, младшим сержантом Петром Александровичем Шмыговым. Парню было всего 20 лет. 81 год он считался пропавшим без вести. Брестчане связались с российскими поисковиками из отряда «Вымпел», Евгением Агафоновым, командиром поискового отряда «Небо Родины», Дмитрием Артюхом из общественного объединения «Поисковое объединение «Часовые Памяти», и те в течение нескольких дней нашли его родственников.
– То, что будет установлена судьба еще одного воина, пропавшего без вести, то, что он будет похоронен с достойными его подвига почестями, все это заслуга не только поисковиков, – говорят бойцы отряда «Авиапоиск-Брест». – Это результат работы десятков людей, каждый из которых на своем месте в свое время внес свой вклад в одно общее дело. Это тоже наша с вами Победа!
Имя белоруса на одной строчке с Канье Уэстом. Наш земляк рассказал о жизни на ранчо, студиях звукозаписи и работе без сна
Порой наши земляки достигают больших высот, но остаются в тени. Наш сегодняшний герой — Николай Скробат. В 2009 году он переехал жить в США. Начинал, как и многие мигранты, с подработки на кухне. Параллельно увлекался музыкой, что и привело его в 2019 году к Канье Уэсту. Сегодня имя Николая находится на одной строчке с именем самого рэпера, ведь оба приложили немало усилий к работе над вышедшим недавно нашумевшим альбомом Donda. О пути белоруса к топовым артистам современности читайте в материале.
Через полгода я прокачал свой язык и стал искать другую работу. Параллельно с друзьями мы начали играть музыку. Начинали с русского комьюнити, и в какой-то момент мы нашли спонсора и получили предложение переехать в Лос-Анджелес. Затем произошел коллапс, и мы разошлись. Все это время я делал и свои треки тоже. Я понял, что нужно искать студию. В день мог обзвонить 70 студий, при этом вживую зайти в 20. Спустя около месяца поисков мне позвонили с Conway Recording Studios и предложили поработать бесплатно: то есть ты работаешь за знания, делаешь все — от мойки туалетов до создания миксов.
Я работал здесь три дня в неделю бесплатно, просто приходил с утра и делал абсолютно все. И уже через месяц меня устроили на работу, хотя обычно это происходит спустя шесть-девять месяцев. Мне начали платить. На работе я следил за студией, подготавливал ее к записи, и, когда происходила сессия записи, я находился рядом, чтобы помочь артисту, если он в этом нуждался.
«Лучше поработать две недели с Уэстом и потерять все, чем оставаться на студии»
Парень изучал индивидуальные настройки аппаратуры у каждого артиста, фотографировал или делал какие-то пометки для себя. Так начался образовательный процесс. А затем появился Канье Уэст.
— В Conway Recording Studios я проработал чуть больше двух лет. Затем меня пригласили поработать с Канье Уэстом — это было в феврале 2019-го. Первая запись была сделана с двумя артистами, но без Канье. Мы тогда заканчивали альбом Jesus Is King. Делал одну-две сессии в месяц примерно полгода. Тогда я уже познакомился с Уэстом. Все было хорошо, мы друг друга не напрягали, и они предложили мне сотрудничество на долгое время. Но на какое конкретно, не сказали, да мне и не интересно было, сама возможность поработать с ним — это круто. Мы доделали альбом, и я стал думать: «Вот работа над альбомом заканчивается — и моя может закончиться вместе с ней».
Но лучше я поработаю с Уэстом две-три недели и потеряю все, нежели откажусь и буду продолжать работать на студии, что было тоже кайфово.
Но получилось так, что мы выпускаем Jesus Is King, а через день Канье говорит, что мы приступаем к работе над новым альбомом. С того момента я два года был практически в его команде, мы очень много летали, поменяли много студий. И вот вышел альбом Donda, который полностью посвящается его маме.
В это же время начался коронавирус, благодаря чему у меня стало еще больше работы. Когда работали над альбомом, вся команда заболела. Я перенес вирус в легкой форме, да и тогда никто не знал, что это такое. Но в городе все сильно поменялось. Начался локдаун, а власти города запретили собираться на студии. Пару раз мы игнорировали это правило, и к нам стали приходить полицейские: мол, расходитесь. Что сделал Канье? Он просто купил ранчо в Вайоминге, в 30—40 километрах от ближайшего города — там одни горы, озера, вообще ничего не происходит. И мы вместе со всей аппаратурой три месяца целой командой пробыли на ранчо — просто делали музло.
Запись музыки в самолете, библейские вечера и жизнь без сна
— Работая на Уэста, ты никогда не знаешь, что будет завтра. Даже когда едешь на студию, понятия не имеешь, что там произойдет. Альбом хотели выпускать в 2020 году. Тогда он был полностью готов, это был реально крутейший альбом. Но он стал меняться — наверное, от первоначального на релизе сохранилось 5%. Сам релиз переносился каждый месяц, и не было конкретной даты, конкретных действий. Мы просто делали музыку — делали много, разными людьми, продюсерами, артистами. А то, что он пошел в президенты, еще больше замедлило процесс. Он улетал из Вайоминга на какие-то митинги, толкал свои речи и летел обратно.
Канье Уэст — это единственный артист, который на самом деле работает над своим альбомом, несмотря на то что у него есть куча продюсеров, артистов, которые хотят с ним работать и делать что-то для него. При всем при этом то, что на пластинке, — это конкретно его идея, его взгляд, а мы просто воплощали то, что было у него в голове.
Он постоянно находился на студии, хотя студией это назвать сложно, так как студия Канье Уэста — это запись звука в самолете, в машине, в парке, в его доме, в Мексике в какой-нибудь хижине, на ранчо в Вайоминге, где даже электричества нет. Вот это и есть студия. Если он куда-то летал, всегда брал с собой команду, чтобы не отвлекаться от процесса. Я сначала этого не понимал: мол, зачем везти 15 человек, когда можно отослать файлы по интернету? Но, по-моему, ему было проще объяснить, над чем мы работаем, показав атмосферу, поделившись эмоциями, нежели по телефону.
Я работал в качестве звукового инженера: записывал музыку и делал минимальные миксы перед отправкой к микс-инженеру. У меня была классная база старой школы, я обучен техническим вещам в плане работы на студии, но в условиях, в которых мы работали, их нельзя было использовать, даже оборудования, на котором я учился, просто не было. Было сложно физически, да, но не скажу, что было сложно в целом.
Мы передвигались одной тусовкой. Одни и те же люди, общение, все работаем над одним проектом, спим по три-четыре часа в день или вообще не спим, сидим за компами — в таком ритме усталость не ощущается.
Каждая сессия, когда он приходил на студию, — это несколько новых треков. Ему включали биты, а он начинал фристайлить себе на телефон и такой: «О, это должно быть на новом альбоме». Что еще больше затягивало релиз, поэтому мы в какой-то момент договорились, чтобы больше никто не включал эти биты.
У нас несколько раз в неделю было коллективное изучение Библии. Это не было принудительно, но он предпочитал, чтобы люди как минимум приходили ради интереса. К нам приезжал пастырь, мы разбирали главы — нет, это не секта, просто ради общего образования. Мне нравилось туда ходить, потому что там можно было пообщаться Канье не только о музыке, но и о жизни, человечестве, экономике. Он особо не знал про Беларусь, а у меня не было возможности просвещать его в этом плане.
Школа Канье Уэста? Ее очень тяжело окончить, но даже если пройдешь половину, будет очень круто.
О личной жизни пришлось забыть
— Последние шесть месяцев до релиза были очень напряженными. Мы прилетели в Атланту, чтобы выпустить альбом — да, он уже был готов. И у себя на родине Канье Уэст решил сделать презентацию. Но изначально про стадионы никто не говорил, было как раньше: родные и близкие приходили в гости. «Почему мы не можем сделать эту презентацию на 40 тыс. человек, а вдобавок вести стрим на весь мир?» — задал сам себе вопрос Канье Уэст — и началось: в раздевалке собираем студию, и я смотрю, а туда еще и кровати несут. Думаю: так, что-то я не так понял. Со стороны кажется, что это безумие. Так и я думал, пока не прочувствовал всю эту атмосферу на себе. Ощущал себя футболистом, как будто мы готовимся к финальной игре.
Потом в его голову приходит идея — закончить альбом на стадионе. Хотя мы думали, что он уже сделан, но, по его мнению, альбом был даже близко не начат. В итоге мы две недели жили в раздевалках. Условия, конечно, были крутые: утро или день, непонятно, но когда ты выходишь на эту здоровую арену, видишь этит трибуны, крышу, то заряжаешься энергией. Там, к слову, я тоже спал по три-четыре часа в сутки.
Первая презентация была не очень. Мы записывали вокал в раздевалке за несколько секунд, перед тем как это озвучивали на весь мир. Это были не самые лучшие треки, все было очень сырое. Когда ты слушаешь треки на стадионе, приходит понимание того, в чем ты недоработал, это больше плюс для нас как инженеров и продюсеров: можно понять, что нужно переделать.
На самом деле этот альбом еще не закончен. То есть он вышел, но вполне возможно, что через какое-то время мы услышим другое звучание, варианты, темы, фильмы. Сейчас вышел Donda, а я работаю над его старыми треками, потому что у Уэста появилось желание пройтись по всем архивам и сделать плей-лист из забытых треков. Их очень много. Поэтому в ближайшее время буду работать в этом направлении.
Donda — самый нестандартный проект для меня. Это что-то новое, совершенно другое понятие музыки.
Личная жизнь… А, ну да, личная жизнь, конечно, поменялась. Да, я ее полностью отдал Канье Уэсту. И это круто. Я понял, что сейчас хочу уделить 100% своей жизни карьере, — когда пришло это понимание, я пожертвовал своими отношениями. Когда пришла возможность поработать с Уэстом, пришел и голод — именно по набиранию опыта от всех этих людей.
«Сейчас я по-настоящему счастлив»
— Недавно был в Беларуси. Мне очень понравилось, много времени проводил с родителями. В этом маленьком кругу всегда классно и кайфово, не хочется уезжать. В Минск заезжал на выходные, чтобы повидаться с друзьям, а основное время проводил в центре. Круто смотреть, как поменялся город. Например, «Песочница» стала для меня открытием.
С нашими артистами не общаюсь, но с удовольствием хотел бы сделать что-то с белорусскими товарищами, потому что наши пацаны и девчонки нереально крутые, и это факт. Я бы начал делать музыкальные вещи. Была идея арендовать помещение, необязательно студию, чтобы приехать туда на месяц и делать экспериментальную музыку, потому что в Америке это очень ценится. Ну и, конечно, если Макс Корж напишет мне, я с удовольствием прилечу в Беларусь и сделаю с ним трек.
Помню, как показал своим родителям, что мое имя на одной строчке с Канье Уэстом. Ты видишь у родителей слезы гордости, и это приятно. Такие эмоциональные моменты бывают не каждый день.
Меня особо никто и не знает, я же не выкладываю в соцсети фотографии, да и не люблю об этом всем рассказывать. Если мне удалось удивить своих родных, это для меня самое ценное, потому что в большом мире я никого, по сути, и не знаю, а вот чистые эмоции и впечатления получу только от своей семьи и друзей.
За эти два года я набрался опыта в продюсировании, потому что Канье Уэст для меня — это больше продюсер, нежели артист. Сейчас я здоров, мои близкие здоровы и находятся в хорошем положении, я, блин, не голодный, светит солнце… В этот момент я по-настоящему счастлив.
14-летний школьник строит в Minecraft белорусские города. Уже есть Гродно и Мосты
Андрей Солтан учится в 8-м классе Гудевической средней школы. В свободное время он создает 3D-модели разных достопримечательностей и городов (в основном белорусских) в популярной игре Minecraft. Последнее детище парня — карта города Мосты, по которой можно прогуляться и увидеть, например, подвесной мост через Неман, знакомые всем пятиэтажки, храмы и даже райисполком с Лениным. На этот проект у Андрея ушло около 3 месяцев.
Помимо Мостов, в виртуальной реальности уже появилась карта города Гродно — на нее школьник потратил целых 8 месяцев.
Также во вселенной Minecraft нашлось место и для дворца Румянцевых-Паскевичей. Мирского замка, костела Святой Троицы в Гервятах и т. д. Посмотреть на них можно на YouTube-канале белоруса.
«Он был зверем». Как законопослушный лондонский пенсионер оказался белорусским военным преступником и убийцей
Энтони Савонюк большую часть своей жизни провел в Англии. Работал до самой пенсии контролером на железной дороге. Не пил, не шалил, не привлекался, был на хорошем счету. Друзья звали его Тони. Жил он неприметно, о прошлом рассказывал мало, без подробностей. 7 марта 1996 года Тони тихо отпраздновал свой 75-летний юбилей, а три недели спустя ровно в 10.10 в дверь его квартиры на Роуэл Роуд в юго-восточной части Лондона постучала полиция. Британец знал, зачем она пришла, а все равно удивился: уже и не думал, что кто-то узнает в нем военного преступника, который 54 года назад убивал евреев в оккупированном немцами белорусском Домачеве в Брестской области.
Энтони Савонюк был уверен, что прошлое его не настигнет. Жертвы его преступлений давно лежат в земле. Там же покоятся свидетели и очевидцы. Никто ничего не видел, никто ничего не знает. Да и кто он, собственно, такой, чтобы искать его по всему миру? Не офицер, руководивший расстрелами, не охранник концлагеря — простой полицай. Ничего не решал, ни на что не влиял. Сказали закрыть — закрыл. Сказали побить — побил. Приказ есть приказ. Какой с него спрос? Кто его, гражданина Великобритании, в том Домачеве вспомнит полвека спустя? А люди помнили. Всех и каждого. Поименно, пофамильно. Не забыли и Савонюка. Правда, для местных он был не Энтони, не Тони и даже не Антон. Домачевцы всегда называли его Андрюша.
Статья о Савонюке в The Daily Telegraph. Крайнее фото слева — Савонюк в 1948 году. По центру — во время службы в полиции, созданной оккупантами в Домачеве. Крайнее фото справа — Савонюк в 1999 году во время суда
Мама — уборщица, папа — директор
Андрюша родился 7 марта 1921 года в тогда еще городе Домачево. В те годы здесь проживали преимущественно евреи. Мама была уборщицей и прачкой в местной школе. В свободное время подрабатывала в еврейских семьях. В 1939 году она умерла от рака. О биологическом отце известно мало — Андрей его не знал.
— Люди в деревне говорили, что мой брат — сын директора школы. Я склонен им верить, — рассказывал британскому изданию The Daily Mail сводный брат Андрея Николай.
Савонюки жили бедно. Андрей и Николай работали с детства. Парни заготавливали дрова, подрабатывали шабесгоями — неевреями, которых нанимали ортодоксальные иудеи в шаббат для выполнения запрещенных в этот день работ. С работодателями у братьев были хорошие отношения. Они их ценили, поддерживали и даже учили Андрея идишу.
Жизнь в Бресте под оккупацией. Рисунок Владимира Губенко
«Скосил их пулеметной очередью»
В 1941 году, когда немцы оккупировали Домачево, Андрей с братом записались добровольцами в полицию. Новые власти создали гетто, куда согнали почти 3 тысячи домачевских евреев, начались преследования и убийства.
Николай Савонюк отказался быть частью этой системы. Он ушел из полиции и уехал из Домачева. Андрей остался. За три года оккупации он дослужился до коменданта и расстрелял как минимум 18 евреев. Именно такая цифра была в обвинении, которое предъявили Энтони Савонюку в Британии.
20 сентября 1942 года в канун иудейского праздника Йом-Кипур немцы окружили 2900 обитателей домачевского гетто и вывели их за город. Назад никто из них не вернулся. После ликвидации оккупанты поручили Андрею организовать группы для поиска и уничтожения беглецов.
В уголовном деле Савонюка имелись четыре эпизода убийства евреев. Из них до суда дошли только два. Другие отклонили за недостаточностью улик.
О первом эпизоде лондонским следователям рассказал школьный приятель Андрюши Федор Зань. Во время войны он жил в деревне Борисы, а работал в Бресте. Каждый день ездил на работу на поезде, который проходил через Домачево. Иногда он выходил на станции в деревне Кобелка, чтобы навестить сестру. Через три недели после ликвидации домачевского гетто мужчина возвращался от сестры на станцию через лес и услышал женский плач. Он пошел на звук и увидел 15 голых женщин, которые стояли на краю свежевырытой ямы. Андрюша стоял за ними с пулеметом.
— Он [Андрей Савонюк] скосил их пулеметной очередью, — цитирует показания свидетеля британская газета The Independent.
— Он стоял за ними и коленом толкал их тела в яму, — вспоминал мужчина.
Александр Баглай (на фото справа). Архивное фото
Как КГБ нашел Савонюка
В 1944 году, когда немцы ушли из Домачева, Савонюк бежал на Запад. Несколько месяцев он отслужил в СС, а затем дезертировал и вступил в гусарский полк Армии Андерса. О своем «боевом пути» умолчал.
После войны он перебрался с сослуживцами в лагерь для польских военнослужащих в Шотландии. В Британии он и остался — как ветеран, якобы воевавший на стороне союзников. Свое имя он сменил на Энтони, а фамилию написал на польский манер через «w»: Sawoniuk. Работал уборщиком в больнице, потом билетным контролером на железной дороге, писала газета The Washington Post.
Статья о суде в британской газете. В центре портрет Савонюка, написанный судебным художником
Имя Савонюка всплыло в 1946 году, когда КГБ занялся расследованием преступлений, совершенных в Домачеве. Его сразу взяли на карандаш, но информации о местонахождении преступника у оперативников не было. Комитет внедрял агентов к родственникам, друзьям и знакомым Савонюка, которые остались в СССР, чтобы те выяснили, где искать подозреваемого в массовых убийствах. Британская газета The Guardian пишет, что один агент девять месяцев жил в деревне, притворяясь крестьянином, чтобы завоевать доверие и разговорить местных. Однако все усилия были тщетны: никто ничего не знал, Андрюша на связь не выходил.
Одна зацепка все же нашлась. Оперативникам удалось найти и допросить человека, который работал с Савонюком в домачевской полиции. Тот рассказал, что видел Андрюшу, когда тот направлялся с Армией Андерса в Шотландию, пишет британская газета The Guardian.
Первое подтверждение этой информации оперативники получили в 1959 году. Андрей отправил посылку своему сводному брату Николаю, который жил в деревне на границе с Польшей. Письмо перехватили сотрудники КГБ и обратили внимание на лондонскую марку на конверте. Круг поисков сузился.
Второй раз Савонюк объявился в 1981 году. Степан Андросюк, который после войны уехал из Беларуси в Великобританию, отправил своей сестре в СССР письмо. В нем написал, что случайно встретил в Лондоне того самого Савонюка. Письмо попало в КГБ. Ведомство поручило агентам установить точный лондонский адрес преступника. К сожалению, те с заданием не справились. Дело вернули на полку.
С мертвой точки расследование сдвинулось при Горбачеве. В 1986 году СССР составил список из 96 военных преступников, которые скрываются в Европе. Два года спустя документ попал к британским оперативникам и те начали поиски. С первого раза найти Савонюка им не удалось. Все дело в том, что в списке КГБ его фамилия была написана через «v», а не «w», как в паспорте. Поиски зашли в тупик — в базах данных такой человек не значился.
— Для того, чтобы поиск корректно работал, нужно, чтобы первые три буквы фамилии были правильными, — рассказал газете The Guardian член следственной группы. — Мы не понимали, что есть ошибка [в написании фамилии], пока на это не указал историк, который работал с нами.
Савонюка нашли, допросили и провели в его квартире обыск. На допросе в апреле 1996 года он отрицал все обвинения. Пенсионер сказал, что в оккупированном Домачеве не было полицаев, что в городке не создавали гетто, что никто не ограничивал передвижение местных евреев. Подозреваемый настаивал, что оккупанты вывезли его на принудительные работы в Германию и он не мог совершить никаких преступлений на своей малой родине. Об этом говорится в жалобе на приговор, которую он подал в Европейский суд по правам человека.
За время следствия удалось собрать 90 тысяч страниц документов, опросить 431 свидетеля в Беларуси, России, Нидерландах и Израиле. В 1997 году Савонюку предъявили обвинения в убийстве евреев на оккупированных немцами территориях. Два года спустя он предстал перед судом, писало BBC.
«Моя совесть чиста, и, когда я умру, я попаду в рай»
В суде Андрей Савонюк продолжил настаивать на своей невиновности.
Савонюк уже не отрицал, что работал в домачевской полиции, но подчеркивал, что никого не расстреливал, а защищал городок от партизан. По его словам, полицаи не убили ни одного еврея в Домачеве — вся кровь на руках гестапо.
Убийство в Брестском гетто. Рисунок Владимира Губенко
Многочисленные показания свидетелей он называл клеветой и ложью. По его мнению, их прислал в Лондон КГБ:
— Все врут. Русский КГБ приказал им рассказывать, что [в Домачеве] было гетто. Эти дьяволы приехали сюда меня оболгать.
Во время судебных допросов Савонюк утверждал, что домачевских евреев он и пальцем не трогал, наоборот, был их «лучшим другом». Ни в каких акциях по поиску и расстрелу не участвовал, а всего лишь «делал то, что ему говорили делать».
— Я пришел сюда не лгать, а очистить свое имя. Мне нечего скрывать. Моя совесть чиста, и, когда я умру, я попаду в рай, — заявил он в суде.
Предъявленных доказательств суду хватило для того, чтобы признать Андрея Савонюка виновным. Его приговорили к двум пожизненным заключениям.
— Семью моей матери убили — и Андрюша в этом виноват. Он был зверем. Если бы его вернули сюда, он бы не выжил, — рассказал журналисту The Independent в 1999 году 60-летний домачевский тракторист Иван Трибунко.
Умер осужденный в 2005 году в тюрьме Норвич. Ему было 84 года.