Бдр что это в экономике

БДР: Бюджет доходов и расходов

БДР — это не просто отчет

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономикеЕсли у вас есть бизнес, даже небольшой, то очень хочется чтобы он приносил доход. Обратной стороной ведения дел являются расходы. Для управления доходами и расходами нужно вести бюджет. Прибылью тем сложнее управлять, чем больше операций происходит в компании. БДР предполагает процесс планирования и контроля фактических результатов. Денег всегда не хватает и трудно отследить возникновение затрат.

БДР формируют методом начисления. Записи в бюджет вносятся не в момент их оплаты, а тогда, когда у вас возникли обязательства. Например обязательства по выплате заработной платы у вас есть даже если вы еще ее не заплатили. Без удобного инструмента подготовить БДР достаточно сложно и мы предлагаем использовать программу Финоко. Особенность нашего предложения в возможности обеспечения однократного ввода данных. Мы можем собрать БДР по подразделениям, филиалам и юридическим лицам из большинства программ первичного учета.

Что такое БДР?

БДР — это отчет о движении доходов и расходов, является частью системы бюджетировния. Отчет содержит плановые и фактические данные. В систему бюджетов принято включать операционные отчеты подразделений и сводные по предприятию.

Любая фирма должна осознанно управлять размером прибыли. Это документ в виде таблицы, в который заносятся данные о доходах и расходах предприятия. Основная цель — планирование прибыли предприятия на определённый период времени. Отчёт составляется на основе трёх критериев-статей доходов, затрат и прибыли. Прибыль — это разница между доходами и расходами. Показателей прибыли достаточно много: операционная прибыль, прибыль подразделений, EBITDA.

Задачи планирования

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономикеПлан БДР принято составлять, чтобы оценить эффективность работы фирмы в целом и по отдельным подразделениям. Консолидация информации от подразделений до сводов по компании в целом и называется бюджетированием. На основе изучения показателей можно определить упущения в деятельности во избежание более критических последствий. Также руководитель сможет понять, какую прибыль получает его фирма за установленный период. После составления нескольких форм можно оценить, в какие промежутки времени предприятие приносило наибольшую прибыль и с чем это связано. В дальнейшем это поможет и увеличить прибыль. Форма отчётности данного вида позволит проанализировать работу каждого подразделения, выявить отстающие и передовые отделы. Регулярное формирование отчетности позволит оперативно выявить недостатки в деятельности и быстро их устранить.

Правила составления БДР

Нужно учитывать бюджетную специфику каждой организации при формировании БДР. Главными его составляющими являются бюджетные статьи выручки и издержек. Для каждой компании состав статей индивидуален. Каждая фирма держит курс на повышение рентабельности. Структура издержек уникальна, но для предприятия, занимающихся аналогичной деятельностью может быть близкой. Доля различающихся процессов в таком случае мала. Можно воспользоваться готовой моделью, которая в сервисе Финоко называется эталонной. Эталон представляет собой готовые к внедрению формы для различных сфер деятельности. Их можно выбрать для начала работы с системой. В готовую модель нужно только внести небольшие корректировки. Только важно учитывать, чтобы деятельность, для которой составлена модель, была схожа с вашей.

Каким способом можно учитывать хозяйственные операции?

Операции хозяйственного типа делятся на 2 вида:

Бюджетный учёт этих операций происходит не одновременно. Оплата и отгрузка продукции происходит не одновременно — большинство компаний предоставляет клиентам отсрочку платежей. Точно так же поступают и поставщики. Для подготовки БДР используется метод начисления — отражение операций на момент, когда она произведена, а не тогда, когда она оплачена. Хозяйственные операции должны быть подтверждены документами. Такими документами являются накладные, кассовые чеки, акты выполненных работ.

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономике

Обязательства и их учёт

Только контроль над движением денег не предоставит полную картину, важно контролировать и обязательства. Обязательства бывают разных видов. При приёме нового сотрудника возникает обязательство по регулярной оплате труда. Взяв в аренду помещение возникает обязанность ежемесячно выплачивать арендную плату. Деятельность компании связана с планированием и контролем обязательств.

Как формируется отчет?

БДР позволяет на основе оценки текущей ситуации делать точный экономический прогноз. Сейчас существуют автоматические программы, которые составляют такой анализ. Прежде чем приступить к созданию бюджетной отчётности нужно провести систематизацию локальных отчетов компании. Это производственный бюджет, бюджет затрат, управленческий и другие. БДР является обобщением полученных данных.

Подходы к составлению

Существует два способа составления отчёта-сверху вниз и снизу вверх. Сверху вниз — аналитические статьи задаются в соответствии с теми требованиями, которые задаёт руководство. Основной минус-каждый этап возможно слишком объёмный. Снизу вверх-сначала вносятся данные различных статей. Недостаток-список этапов трудно поддаётся унифицированию. Статьи, которые повторяются, сложно выявить. В такой ситуации бюджет окажется перегружен. Чтобы такого не произошло принято объединять два подхода и выполнять проверку по следующему алгоритму:

В какой программе работать?

Мы уверены, что рациональнее всего формировать бюджеты с использованием Финоко. С его помощью можно преобразовывать таблицы с расчётами, консолидировать данные нескольких подразделений, сопоставлять информацию подразделений между собой.

Статьи доходов и расходов

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономике

Бюджет каждого предприятия уникален, но можно выделить структуру статей, которые чаще всего встречаются.

Структура бюджетных доходов:

Структура бюджетных расходов:

Этапы составления отчёта

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономикеI этап-учёт затрат

Этот шаг является главным, так как именно от контроля расходов строится основная фискальная деятельность компании. Расходная часть состоит из:

II этап-расчёт доходной части

В этой части подсчитывают поступления и активы фирмы, к ним относятся:

В каждой компании разные источники поступления средств, поэтому у разных организаций на этом этапе структура отчёта может различаться.

III этап-определение полученной прибыли

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономикеВ каждой компании разные источники поступления средств, поэтому у разных предприятий на этом этапе структура может различаться.

IV этап-составление плана повышения рентабельности

Работа над повышением рентабельности ведется в двух направлениях: рост доходов и сокращение затрат. За рост доходов отвечает объем продаж и цена. Данные показатели очень тесто зависят друг от друга, но зависят они не линейно. Не всегда снижение цены приводит к пропорциональному росту продаж. Первая задача как раз и заключается в том, чтобы найти самое удобное для компании сочетание этих факторов.

Вторая часть процесса — это сокращение расходов. Важно понимать, что затраты в бюджете — это денежная оценка каких-то процессов. Не любое сокращение затрат полезно для компании. Должна быть проведена рационализация и уменьшение затрат. Цель планирования в обеспечении существования и развития организации:

На эту работу влияет детально-проведённая работа по регистрации доходов и расходов.

V этап-составление отчётности

Руководитель может поручить выполнение этих операций своим финансистам. Также этим занимаются сторонние организации. Если доверить эту работу им можно быть уверенным в максимальной объективности. Они также могут предоставить управленческий отчёт. Это займёт больше времени, но сделано будет профессионально. Такой подход к получению результата БДР делает возможным оценить эффективность компании.

Бюджет второго уровня

Для оценки структуры затрат и выяснения рентабельности реализуемой продукции необходимо ввести статьи расходов второго уровня. Нужно проанализировать, какие статьи относятся к основной деятельности, а какие к прочей. Аналитика доходов и расходов создается по типам товаров или услуг, по видам рынков, производственным подразделениям или этапам.

Статьи детализации

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономикеОтправной точкой является структура компании. Определитесь с тем, какие функции выполняет каждый центр ответственности.

Для каждого центра нужно задать аналитику доходов и расходов. Система статей должна быть понятна руководителям этих центров. Именно они в дальнейшем будут планировать работу и отвечать за достигнутые результаты.

Планирование на основе финансовой модели

Одно из важнейших направлений работы любой организации — планирование. Этой операции стоит уделить особое внимание, чтобы построить работы и добиться ожидаемого результата. Планирование должно базироваться на анализе. В нём должно содержаться данные за предыдущие периоды времени и мнение экспертов. Специалисты составляют прогноз продаж на будущий период, состояние рынка сбыта, сезонность, ценообразование. В этот план можно добавить издержки, рассчитанные на основании ряда факторов:

Нужно учитывать количество персонала и его изменение за выбранный временной промежуток. Обратите внимание на планы увеличить или уменьшить денежное вознаграждение работников. Планирование осуществляется на основе финансовой модели. Любую модель нужно поддерживать в актуальном состоянии и сделать это будет проще, если составить ее не для компании в целом, а для отдельных направлений деятельности.

Основные различия бизнес-плана и бюджета

Бизнес-план является первичным документом и представляет собой руководство по работе фирмы для создания:

Бюджет доходов и расходов является составной частью бизнес-плана. Его включат в бизнес-план чтобы оценить планируемые доходы и необходимые расходы для обеспечения становления, роста и выхода на рентабельность стартапа или нового направления деятельности.

Планирование прибыли разными способами

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономикеСпособ прямого счёта применяют в компаниях с небольшим оборотом. Плановая калькуляция по каждому виду продукции помогает легко определить себестоимость если номенклатура выполняемых работ или продаваемых изделий не очень велика. Аналитический способ используют в фирмах со средним и крупным оборотом. Расчёт производится по фирме целиком, а не по каждой категории выпускаемой продукции отдельно.

Финансовая структура фирмы

Термин означает систему ответственности за прибыль и издержки, основанная на контроле работы компании. Чаще всего структура представляет собой подразделение на административные отделы. Центром финансовой ответственности может выступать несколько отделов. ЦФО отвечают за планирование и расходование средств по статьям бюджета доходов и расходов.

Центрами финансовой ответственности могут быть:

Советы о том, как не допустить убытка

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономикеЭксперты советуют придерживаться нескольких рекомендаций, чтобы избежать убытков. Совет 1 — финансовая дисциплина

Рациональное расходование во многом зависит от дисциплины в сфере финансов сотрудников. Сервис Финоко предоставляет возможность установить лимиты затрат по подразделениям и статьям, а для контроля использовать механизм планирования и согласования платежей.

Совет 2 — используйте помощь финансовых профессионалов

Проведение экономического анализа лучше доверить специалистам. Так вы исключите субъективизм в подведении итогов и получите грамотные советы. Эксперты смогут дать рекомендации по оптимизации финансовой работы и увеличения прибыли.

Совет 3 — используйте специальные программы для анализа.

Автоматическое формирование бюджета

Бюджет компании отражается в документе, который удобнее всего формировать в специальной программе. Программное обеспечение для автоматизации подготовки отчетов позволяет планировать доходы и расходы на основе моделей и автоматизировать сбор фактических данных из программ первичного учета. Такая система представляет собой сервис, который удобно настраивается под конкретную организацию. Качественное программное обеспечение позволит сократить время на подготовку отчётов.

Источник

Алгоритм составления БДДС

БДДС (бюджет движения денежных средств) — это план всех поступлений и платежей денежных средств, которые осуществляются в течение нужного вам периода времени. Бюджет, как правило, составляется на месяц, но иногда может формироваться БДДС на год с обязательной разбивкой по месяцам. При составлении БДДС рассматриваются только денежные потоки, то есть в нем отражаются операции, имеющие денежное выражение. Другими словами, БДДС представляет собой план, отражающий все источники поступления и направления использования денежных средств.

БИТ.ФИНАНС – БДДС в вашей 1С

Зачем составлять БДДС?

Руководители составляют БДДС для управления финансовыми потоками компании. Руководство должно удостовериться, что у фирмы будет достаточно финансов для оплаты необходимых счетов при их очередном поступлении. Например, заработная плата должна выплачиваться каждые две недели, а счета за коммунальные услуги оплачиваются каждый месяц. БДДС позволяет руководству прогнозировать уменьшение остатка денежных средств фирмы и исправить проблему, до наступления очередного срока платежа.

БДДС также полезен для прогнозирования больших сумм, наличие которых на счетах не является идеальным для компаний. Лучше вложить эти деньги, чтобы они приносили проценты. Избыточные денежные средства также можно использовать для расширения фирмы и развития новых операций, чем оставлять их бездействовать на счете компании. БДДС позволяет руководству прогнозировать уровни денежных средств и корректировать их по мере необходимости.

Бюджет движения денежных средств представляется важным финансовым инструментом управления, поскольку он:

Ваша компания может быть прибыльной сейчас, но будет ли она получать прибыль через шесть месяцев? Важно тщательно отслеживать, сколько денег получает ваша компания и сколько ей нужно в будущем для покрытия своих расходов. Отслеживание бюджета движения денежных средств поможет понять, когда в компании будут средства на оплату текущих расходов, а когда их будет недостаточно.

По отчету о прибылях и убытках может быть видно, что компания имеет прибыль, но фактически у нее нет свободных денег. Этот момент связан с тем, что отчет составляется по методу начисления. В этом случае учет доходов и расходов не связан с фактическим движением денежных средств.

Этапы составления БДДС

Пример прогноза продаж: “Х” владеет магазином по продаже товаров для рыбалки. “Х” будет использовать прошлогодние суммы продаж, чтобы подготовить свой бюджет движения денежных средств на следующие два квартала. Вот информация о продажах за первые шесть месяцев прошлого года:

Источник

Бюджет доходов и расходов

Что такое БДР?

Планирование и контроль – это фундаментальные аспекты управления деятельностью компании. Стратегическое планирование связано с поиском менеджментом ответов на такие вопросы, как:

Контроль, в свою очередь, связан с мониторингом достижения поставленных целей и осуществлением корректирующих действий, при необходимости.

Планирование и контроль находят отражение на различных уровнях управления организацией, каждый из которых детализирует вышестоящий:

Миссия – отражает глобальные цели и ценности, для которых была создана компания и которым следует.

Стратегия – определяет направление развития компании, приоритетные задачи и ключевые действия по достижению поставленных целей. Планирование и контроль на уровне стратегии заключаются в разработке стратегического плана в долгосрочной перспективе, который учитывает как внутренние ресурсы, так и условия внешней среды по компании в целом.

Операционный план – представляет собой детализированные (финансовые и операционные) планы в краткосрочной перспективе в рамках принятой стратегии. Планирование и контроль на данном уровне заключаются, в том числе, в составлении бюджетов и контроле их исполнения с фокусом на управление имеющимися ресурсами компании по конкретным бизнес-блокам.

Бдр что это в экономике. Смотреть фото Бдр что это в экономике. Смотреть картинку Бдр что это в экономике. Картинка про Бдр что это в экономике. Фото Бдр что это в экономике

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что БДР (расшифровывается как Бюджет Доходов и Расходов) – это финансовый план, в котором фиксируются показатели доходов, расходов и финансового результата, используемый в качестве инструмента контроля, мониторинга и анализа достижения компанией поставленных целей в части финансовой эффективности и прибыльности.

В каких областях применяют БДР?

Как инструмент управления (менеджмента), бюджет доходов и расходов имеет следующие области применения:

краткосрочное планирование. Оценка рисков и потенциальных возможностей (в т.ч. SWOT анализ) менеджментом при составлении бюджета;

контроль. На основании данных бюджета доходов и расходов могут устанавливаться лимиты для расходования средств и последующего контроля их непревышения;

мониторинг и ретроспективный анализ. Бюджет доходов и расходов служит эталоном для сравнения и своевременного реагирования на отклонения от принятой стратегии (плана). Является сигналом для принятия оперативных решений при существенных отклонениях факта от плана, в том числе корректирующие решения по ценообразованию: сокращение расходов и т.п. При ретроспективном анализе отклонений факта от плана выявляются неэффективные решения / процессы и выполняются управленческие действия по их устранению

коммуникация и координация. Формальный канал коммуникации между различными уровнями организационной структуры: как в рамках формирования бюджета (на этапе обсуждения, обоснования бюджетных показателей), так и в рамках контроля исполнения бюджета. Координация работы различных подразделений / бизнес-блоков компании осуществляется благодаря возможности выделить вклад каждого отдельного элемента управленческой организационной структуры (центра ответственности) в общий плановый финансовый результат;

оценка и мотивация. Разработка КПЭ (ключевых показателей эффективности) для менеджмента и привязка бонусных схем к плановым показателям.

Основные принципы и методы формирования БДР

Формирование бюджета доходов и расходов строится на следующих принципах:

БДР строится по принципу начисления: доходы и расходы отражаются в периоде совершения хозяйственной операции/сделки и могут быть не связаны с денежными потоками, суммы указываются без НДС.

Аналитические разрезы выделяются индивидуально в каждой конкретной компании, исходя из многих факторов. В числе которых: потребности менеджмента в информации для принятия управленческих решений, специфика бизнеса, методология управленческого учета. Однако, как правило, БДР формируется в разрезе следующего минимального набора аналитик:

статьи бюджета. Классифицируют доходы по источнику возникновения, расходы ‒ по назначению;

Центры финансовой ответственности (ЦФО). Единицы финансовой организационной структуры (подразделения или бизнес-блоки), которые управляют закрепленными за ними доходами и расходами компании и несут ответственность за достижение показателей по доходам/эффективное расходование средств. В свою очередь могут подразделяться на Центры прибыли и Центры затрат.

Формат БДР определяется, исходя из возможностей учетных систем, потребностей менеджмента в информации для принятия управленческих решений и специфики бизнеса. Единый общепринятый вариант формата БДР отсутствует.

Метод формирования БДР в каждой конкретной организации может также определяться в зависимости от степени вовлеченности ЦФО в бюджетный процесс: «сверху вниз» или «снизу вверх» ‒ по применяемой базе для расчета плановых показателей, метод «с нуля» или инкрементальный метод. Данные методы, а также их различные комбинации на практике являются самыми распространенными. Описание, преимущества и недостатки каждого метода приведены в таблицах ниже:

1. Методы бюджетирования по степени вовлеченности ЦФО

2. Методы бюджетирования по применяемой базе для расчета плановых показателей

Как правило, при бюджетировании применяется комбинация всех вышеупомянутых методов. Например, по статьям с высокой долей дискретных расходов может применяться бюджетирование «с нуля», а по статьям с высокой долей регулярных расходов может применяться инкрементальное бюджетирование. Бюджетирование расходов на продвижение и развитие бизнеса может осуществляться централизованно (“сверху вниз”), но с последующим согласованием с руководителями ЦФО, а бюджетирование производственных расходов – «снизу вверх».

Этапы формирования БДР

Верхнеуровневая последовательность этапов формирования БДР выглядит следующим образом:

Этап 0. Постановка процесса бюджетирования. На данном этапе разрабатывается методология бюджетирования, а также соответствующие регламенты, шаблоны форм для заполнения бюджетных данных, инструкции для ответственных сотрудников, формы отчетов бюджета. При первоначальном запуске процесса бюджетирования разрабатывается базовый бизнес-процесс и все вышеуказанные документы, осуществляется их актуализация в рамках последующих бюджетных кампаний.

Этап 1. Подготовка и запуск бюджетной кампании. На данном этапе как правило выпускается приказ о запуске бюджетной кампании, в котором фиксируются: сроки предоставления данных и ответственные лица по каждому разделу бюджета, по центрам финансовой ответственности; сроки проведения бюджетных комитетов и финального утверждения бюджета. Также данный этап может включать:

определение и доведение до ответственных лиц общих предпосылок для бюджетирования (в т.ч. плановый курс валюты, инфляция, целевые показатели роста выручки, планируемый запуск новых проектов / продуктов / направлений);

доведение до ответственных лиц форм для заполнения бюджетных показателей

актуализацию справочников (статей бюджета, групп статей бюджета);

актуализацию управленческой организационной структуры для целей бюджетирования.

Этап 2. Сбор исходных данных и расчет бюджетных показателей. На данном этапе, в зависимости от принятого метода бюджетирования, выполняется сбор исходных данных из различных источников, а также расчеты плановых показателей на основании полученных исходных данных. Примеры источников данных для различных сегментов БДР приведены на диаграммах ниже.

Этап 3. Консолидация данных, заполнение отчетных форм бюджета. На данном этапе финансовая служба выполняет обработку и консолидацию всех полученных от ЦФО данных, а также централизованно рассчитанных плановых показателей. Сводные данные являются базой для заполнения отчетных форм бюджета: БДР, БДДС, Бюджетного баланса.

Этап 4. Согласование бюджета, корректировки по итогам согласования. Сформированные на предыдущих этапах бюджетные данные подлежат рассмотрению и согласованию с руководителями верхнего уровня, по итогам чего может потребоваться внесение корректировок. После этого скорректированные бюджеты выносятся на повторное согласование.

Этап 5. Финальное утверждение и передача в исполнение. Финально утвержденные руководителями верхнего уровня бюджеты доводятся до всех ответственных лиц для исполнения: финансовой службе для осуществления контроля, руководителям ЦФО для понимания объема выделенного финансирования на плановый год.

Перечень и последовательность этапов формирования БДР для каждой компании определяется индивидуально (в зависимости от принятой методологии бюджетирования), но общая логика в большей степени будет соответствовать вышеописанным этапам.

Исполнение БДР

Исполнение Бюджета доходов и расходов включает следующие основные бизнес-процессы:

Контроль бюджета

Под контролем бюджета понимается, главным образом, комплекс мер по лимитированию расходов с целью недопущения их превышения над утвержденным бюджетом. Можно выделить следующие методы контроля бюджета: предотвращающий и выявляющий:

предотвращающий контроль заключается в проверке достаточности свободного остатка бюджета расходов до выполнения хозяйственной операции, приводящей к возникновению расхода, и подразумевает возможность запрета выполнения данной хозяйственной операции в случае недостаточности свободного остатка средств в контролируемом бюджете. Как правило, предотвращающий контроль выполняется в рамках согласования первичных документов (договоров, счетов, актов, товарных накладных) по конкретным хозяйственным операциям. Примером может послужить сверка стоимости в проекте договора об оказании услуг контрагентом с плановым показателем по соответствующей статье в рамках согласования договора;

выявляющий контроль заключается в сравнительном анализе утвержденных плановых показателей и фактических показателей БДР, который производится уже по факту совершения хозяйственной операции, приводящей к возникновению расхода, по тем бюджетным позициям, по которым невозможно предотвратить появление фактических расходов. По результатам выявляющего контроля могут быть инициированы действия по корректировке бюджета расходов или введению ограничений на выполнение отдельных хозяйственных операций для того, чтобы обеспечить непревышение фактических расходов по сравнению с утвержденными показателями. Как правило, выявляющий контроль выполняется в рамках план-факт анализа оперативных и итоговых отчетов. В качестве примера может быть приведен мониторинг расходов на налоги: в случае существенного превышения фактической суммы над плановой принимаются решения о возможной стратегии по оптимизации налоговой нагрузки.

Отражение факта исполнения БДР

Отражение факта исполнения выполняется на основании учетных данных бухгалтерского или управленческого учета (в зависимости от принятой методологии). Основная сложность заключается в приведении данных бюджета и фактических учетных данных к единой структуре, так как отражение одних и тех же операций в бюджете и в бухгалтерском/управленческом учете может выполняться с различной степенью детализации и с применением различных классификаторов. Приведение плановых и фактических данных к единой структуре может выполняться одним из следующих способов:

Отражение факта исполнения БДР по итогам закрытия отчетного периода. Заключается в специальной обработке данных отчетов бухгалтерского /управленческого учета с целью приведения в соответствие классификации доходов и расходов в формах бюджетного учета. Также может производиться путем применения единых классификаторов в бюджетном и управленческом учете, или при помощи специальных правил соответствия. Основной минус данного подхода ‒ отсутствие оперативных данных для выполнения план-факт анализа.

План-факт анализ

План-факт анализ заключается в построчном сопоставлении плановых и фактических данных с целью выявления и объяснения причин расхождений и принятия дальнейших управленческих решений.

План-факт анализ может выполняться как непрерывно: на основании оперативных данных, которые, как правило, используются для подготовки ежедневных/еженедельных отчетов для менеджмента о выполнении плановых показателей, так и периодически ‒ по итогам каждого отчетного периода.

В рамках план-факт анализа по всем существенным отклонениям фактических показателей от плановых устанавливаются причины отклонений. Среди возможных причин расхождений ‒ некачественное планирование, слабый контроль расходов, внеплановые изменения факторов внутренней или внешней бизнес-среды. Далее при работе с расхождениями, в зависимости от выявленной причины, либо корректируется бюджет доходов и расходов (или делаются выводы для следующей бюджетной кампании для повышения качества планирования), либо принимаются дополнительные меры по усилению контроля, либо принимаются управленческие решения относительно работы с изменениями бизнес-среды с участием топ-менеджмента (в этом случае особенно ценным является максимально оперативное получение информации об отклонениях)

Пример формы отчета БДР

БДР – это аналог отчета о финансовых результатах в бухгалтерии с той лишь разницей, что формируется по плановым, а не по фактическим данным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *