Байкеры и рокеры в чем разница
Мото-жизнь Донбасса
Что же в это время происходило по другую сторону Атлантики? В Великобритании сформировалась своя мото-культура. Во многом не похожая на американскую. Даже мотоциклы здесь были другие. В Англии нет длиннющих прямых шоссе – хайвэев. Зато в изобилии узких кривых улочек. Есть также остров Мэн, на котором регулярно проводятся гонки без правил. Поэтому чопперы с 2х метровыми передними вилками здесь были не в чести. Бобберы с прожорливыми полуторалитровыми двигателями здесь также не прижились. Типичный «рокерский» мотоцикл – одно- или двухцилиндровая пятисотка с клипонами вместо руля и с минимумом облицовки. Люди, которые на них ездили, тоже были другими. В основном это была молодёжь из рабочих кварталов. Большинство были не бездельниками, а рабочими на многочисленных английских заводах. Но в тогдашнем британском обществе, где происхождение и родительский капитал значили больше, чем личное трудолюбие, шансов добиться успеха у этих молодых людей было немного. Именно поэтому в Британии тех лет появилось столько образцов контркультуры. Здесь и «Битлз» и панк-рок, и, в том числе, и рокеры. Символом свободы для себя они выбрали кафе-рейсер – мотоцикл особой конструкции, приспособленный для максимально быстрой езды по извилистой трассе. Часто гонки на кафе-рейсерах происходили в черте города, что служило причиной недовольства обывателей и полиции. Поэтому за рокерами тоже закрепилась слава врагов общества. Масла в огонь подливало и их вечное соперничество с модами. Моды – также молодые люди, избравшие средством самовыражения 2 колеса. Но, в отличие от рокеров ездили они на скутерах, учились в престижных английских ВУЗах и чаще всего были из обеспеченных семей.
Почему в СССР байкеры были рокерами
Байкер или рокер — в чем разница? Кто-то считает эти слова синонимами, а кто-то готов спорить и доказывать, что это совершенно разные вещи. Давайте разберемся, когда и почему байкеров в СССР стали называть рокерами.
Где впервые появились байкеры
Для начала предлагаем вспомнить, где и когда образовалось движение байкеров. Оказывается, в США в 50-е годы минувшего века. Причем байкеры были не просто любителями ощущать скорость на своем железном коне и мчаться быстрее ветра туда, куда душа пожелает. Нет, байкеры в Штатах позиционировали себя в основном как те, кто выступает против системы, против государства, как те, кого влекут новые возможности, свобода во всех смыслах. Как те, кто презирает рамки и границы. Кстати, если верить американским фильмам и сериалам, то в этом плане в Штатах мало что изменилось. Брутальные парни, от вида которых невольно становишься ниже ростом и тише, сами себе хозяева, не слишком дружат с законом и уж точно живут так, как им нравится, вопреки общественному мнению. Только любимый мотоцикл, внутренняя свобода и собратья по увлечению.
Так как же правильно
В 80-е годы в СССР байкеров стали называть рокерами, причем вне зависимости от того, нравилась им «тяжелая» музыка или нет. Существовали рокеры, которые не имели железного коня, но одевались подобно американским байкерам, в ковбойском стиле, подражая западным парням. Но одновременно были и те, которые одновременно и обожали кататься по городу на байках, и слушали рок-музыку, и таких молодых людей было все же больше. Поэтому исторически сложилось, что начиная с 80-х всех молодых мотоциклистов было принято называть рокерами и никак иначе, по сути слово стало синонимом слова «байкеры».
Так что никакой путаницы тут нет, просто в устной речи произошло такое глобальное обобщение, да так надолго и осталось в нашем языке. Носить гордое звание «рокер» очень нравилось молодым людям. Оно придавало какую-то особую ауру любому парню, говорило об избранности, а еще было в каком-то смысле вызовом советской упорядоченной действительности. Так что, любили вы Баха или жить не могли без «Кино», иначе как рокером вас в те времена бы не назвали.
Хотим попросить наших читателей, чья юность пришлась на 80-е, поделиться своими воспоминаниями. Принадлежали ли вы к течению рокеров или только мечтали к ним присоединиться, как проходили ваши мотопробеги?
Как в СССР появились байкеры, и Почему они стали рокерами
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Послевоенная мотоциклизация СССР
После Великой Отечественной «мотоциклизация» Советского Союза зашагала ударными темпами. Единственное, теперь модернизация пошла по мирным направлениям. Финансово доступные мотоциклы быстро превращались в привычное средство передвижения для граждан всех возрастов и представителей разных слоев населения. Мототранспорт использовался для перевозки всевозможных грузов, в частности, дачно-огородных стройматериалов, на нем же советские граждане путешествовали. К середине 60-х мотоциклы, мотороллеры и мопеды выпускались сразу несколькими заводами. «ИЖи», выпускаемые в тот период годовыми объемами до 350 000, незначительно уступали по качеству своим зарубежным аналогам.
В 1970-е покупка автомобиля стала доступнее и проще, поэтому взрослое поколение по большей части пересело на них. Теперь место мотоциклам, как повседневному транспортному средству, осталось в деревнях. Среди городского населения двухколесными экземплярами, в основном, интересовалась только молодежь. Мальчишки были знакомы с мотоциклами с подросткового возраста, помогая отцам их обслуживать, чинить. Тогда собирать запчасти по свалкам для мальчишек было делом привычным. Технику совершенствовали и перебирали своими руками, многие посещали секции картинга и мотокросса, отлично управляясь с механизмами. Подрастая, молодые ребята уже сами приобретали первые легкие мотоциклы, относительно недорогие. Так, к примеру, отечественный «Восход» в 70-е обходился покупателям в 450 рублей, что равнялось 3-4 среднестатистическим зарплатам. Примерно в таких же границах, плюс-минус 200 рублей, стоили «Минск», «ИЖ Планета», «ИЖ Планета Спорт». Если сравнить с самым дешевым автотранспортом, то за тот же «Запорожец» нужно было выложить уже больше 3000 руб.
Американские корни байкерской культуры
В 50-е годы прошедшего века в Соединенных Штатах крепло байкерское движение. Байкеры инициировали себя представителями протестной среды. Эти люди противопоставили себя единым для всех государственным устоям, замахнувшись на новые возможности и максимально широкие свободы. Как уже отмечалось, именно в этот период мотоцикл стал максимально популярен в СССР. И когда солидные советские граждане пересели на автомобили, в мотосреде осталась молодежь. А там, где молодежь, там и свободный бунтарский дух. Когда эта волна докатилась до нашей страны, байкеры трансформировались в рокеров. В СССР любители быстрой езды на мотоциклах стали называться именно так. Это новое веяние было для молодых людей поводом собираться вместе, обсуждать свои железных коней, совместно участвовать в мотопробегах и ассоциировать себя с некой свободой. Часто мотоциклисты посещали специальные обучающие курсы, где получали навыки виртуозного владения своим мотоциклом.
На мототусовки советские рокеры собирались, как правило, по вечерам. Сначала шли долгие детальные беседы, а затем компания рассаживалась по мотоциклам и растянутой колонной отправлялась навстречу приключениям. Периодически случались и конфликты мотоциклистов с советской милицией. Бывало, что самые ретивые гонщики даже нарывались на оружейные препоны сотрудников ГАИ. Ведь многие колесили элементарно без водительских прав.
Железные мечты советских мотоциклистов
К 80-м Советский Союз мог предложить покупателю приличную мотолинейку. Чаще всего, конечно, ребята ездили на недорогих моделях («Минск» и «Восход»), к более престижным относились «ИЖ Планета» и «Юпитер». Но самой заветной мечтой рокера того периода были «Ява» и «Чезет». «Явы» поставлялись в Советский Союз еще с 50-х годов, а к 70-м в по стране колесили свыше миллиона представителей чехословацкого мотопрома. Модной моделью долгое время считалась «Ява-638», выпуск которой начался в 1984-м. Мотоцикл отличался приличной мощностью в 26 л. С. и развивал скорость до 120 км/ч. Если у увлеченного человека не было мотоцикла, он прилагал все усилия, чтобы его приобрести, долгое время во многом себе отказывая. Мотоциклы стоили сильно дешевле автомобилей, но требуемые суммы все равно были значительными.
Почему мотоциклисты стали рокерами
В СССР рокеры, которые так и не стали байкерами, изначально ассоциировались в 80-е с советскими поклонниками рок-музыки. Представители этого неформального молодежного объединения пытались копировать стиль ковбоев, а следом и американских байкеров. Как правило, любители жанра тяжелого рока уже ездили в крупных городах на мотоциклах. И так уж повелось, что термин «рокер» уверенно распространился на всех молодых мотоциклистов, независимо от их музыкальных предпочтений. Рокеры стремились получать наслаждение от скорости, внося, по их мнению, свободный хаос в проторенные будни советской действительности.
Похожие между собой секции мотокросса и картинга были общедоступными, по крайней мере, в городской черте. Тренировки проходили на качественном уровне и на бесплатной основе. Официальное мотодвижение регулировалось специальным государственным комитетом и нормативами по мототуризму. Рокерские объединения часто путешествовали на самые дальние дистанции в пределах своей страны. Благо, страна была огромной. Советский Союз включал в себя абсолютно все климатические зоны за исключением тропиков, поэтому маршруты мотоциклистов могли не повторяться годами.
Байкеры остаются брутальными и сегодня. Вот только теперь создают команды спасения зверушек.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему мотоциклистов называют «рокерами»
РОКЕРЫ слушают рок, а БАЙКЕРЫ ездят на мотоциклах?
На дороге все водители, но есть еще и скутеристы, и мотоциклисты, и, как модно сейчас говорить, байкеры. Ну байкер это понятно — это водитель управляющий мотоциклом (motorbicycle => motorbike => bike). Это сейчас назвать байкера рокером как-то странно и необычно, но еще в прошлом веке все мотоциклисты называли себя рокерами.
Однако мало кто знает, что рокерами мотоциклисты себя называли отнюдь не потому что слушали рок!
Почему мотоциклистов называют «рокерами»
Одна из версий, что это субкультура все же слушала музыку в стиле рок, в период появления рок-н-ролла, т.к. нельзя слушать Моцарта, когда ты летишь на байке. Т.е. музыка очень интенсивная и быстрая. Возможно изначально проникшие с запада неформальные веяния неправильно были переведено слово гонщик (racer). ну типа ракер не очень, а рокер даже ничего, или музыка рок как часть философии байкера, что байкер без рока и не байкер вовсе, а обычный мотоциклист.
Когда появился фильм «Ангелы Ада На Колесах», то фраза: «Лучше править в аду, чем служить в раю» стала девизом для многих байкеров, поэтому все ассоциируют байкеров с этакими хулиганами, с которыми лучше не связываться. А что же говорить про мотобратство? Как соберутся всей компанией, так действительно может стать страшно.
Есть и еще одна версия, базирующаяся на нашивках, т.е. сверху дуга и снизу дуга как бы намекают на дуги мотоцикла (rocker англ.- коромысло).
Но на самом деле, все уходит корнями в далекие 50-е года, когда в послевоенные годы, большинство не могли себе позволить купить машину, но могли накопить на мотоциклы. Тогда же и начали образовываться компании по интересам и устраивать гонки. А где же их устраивать? Правильно от придорожного кафе до обозначенной точки и обратно. История умалчивает, кто их обозвал кафе-гонщиками (café racers), возможно это был дальнобойщик, который таких за гонщиков и не считал вовсе, но мототусовку это даже не оскорбило.
Все рокеры стали придерживаться определенного стиля:
Вскоре об этом движении узнали британские СМИ (куда без сми то) и именно они массово обозначили рокеров именно рокерами, как людей грубых, хамоватых, быстрогоняющих и создающих угрозу обществу. И рок тут не при чем!
Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры стали понятием, противопоставляемым модам – их же ровесникам, только использующим в виде транспорта скутеры.
Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.
Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi’s», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «Lewis Leathers» или военные ботинки и футболки. Также популярна символика, которая говорит о причастности человека к 59 Club of England – молодежной церковной организации, которая потом трансформировалась в клуб любителей мотоциклов по всему миру. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.
Интересно, что несмотря на то, что возникли рокеры уже в пятидесятых годах, ассоциироваться с субкультурой, а соответственно, и музыкой рок-н-ролла они стали только в шестидесятых. Их основными чертами стала привязанность к рок-н-роллу и езде на мотоцикл, что помогло создать образ английского уличного хулигана. У нас, как водится, привязанность к рок-н-роллу приобрела более ненавязчивые формы. Мотоцикл «того класса» для советских студентов был несбыточной мечтой, поэтому хранился дома только в виде изображения на плакатах. Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР стала именно музыка.
Кто только не обращался к теме рок-н-ролла за всю его историю. Это, пожалуй, единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке. Нередко подобную музыку приверженцы рока начинают играть не отходя от кассы, создавая свои маленькие музыкальные команды. Любители мотоциклов в более поздние года создали параллельную рокерам байкерскую культуру. Как те, так и другие абсолютно аполитичны и ставят себя над социальными проблемами. Байкеры становятся единым целым со своими мотоциклами, у них существует свой кодекс чести, который включает в себя выражение высоких моральных принципов.
Другая сторона рокерской культуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерской культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к конкретным действиям). В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.
Ввиду многогранности этой самой распространенной у нас культуры, представителей ее можно называть до бесконечности. С легендами рока ассоциируются у нас Виктор Цой («Кино»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.
свернуть ветку
Стиль рокеров, байкеров и скинхедов
Врагами модов были рокеры (это название байкерам 1960-х гг. дали моды за то, что они увлекались роком).
Кульминацией противостояния модов и рокеров были столкновения летом 1964 г. в английском городе Брайтоне.
От байкеров рокеров отличали не только музыкальные увлечения, но и большее количество атрибутов в костюме — появились кожаные штаны, нашивки и надписи на куртках, металлические кулоны и подвески и т.п.
Конечно, самый главный атрибут рокера — мотоцикл (любимые марки «Lambretta» и «Vespa»).
В субкультуре рокеров культивировался «мужской дух» и патриотизм.
Врагами модов были и бритоголовые — субкультура рабочих районов Британии, возникшая как протест против буржуазного культа в конце 1960-х гг.
Дети «общества потребления» завидовали богатым — им была недоступна красивая жизнь с рекламных плакатов и глянцевых журналов. Это вызывало агрессию и во времена экономического благополучия.
Скинхеды устраивали драки с модами за то, что «они предали свой класс». Чтобы подчеркнуть свою классовую принадлежность, они носили куртки докеров «донки» (куртка или полупальто из грубой шерсти с кожаной кокеткой), грубые брюки, длинные пиджаки и тяжелые ботинки докеров и строительных рабочих.
«Бритоголовыми» их прозвали за вызывающе немодные короткие стрижки. Впоследствии стили этих уличных субкультур будут использованы дизайнерами одежды.
Так кто же такие Рокеры и можна ли их считать Байкерами или нет.
свернуть ветку