Бат мицва для девочек что

Бар-мицва и бат-мицва

Бар-мицва (ивр. בַּר מִצְוָה ‎ — «сын заповеди»), бат-мицва́ (ивр. בַּת מִצְוָה ‎ — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас ми́цва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой совершеннолетия.

Содержание

История

Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде (БМ. 96а, V век) для обозначения человека, к которому применимы законы Торы. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет клятвы мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной», как того требует Чис.6:2. Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были «гадоль» («взрослый») и «бар-оншин» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки.

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.

Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

Ритуал

Бат мицва для девочек что. Смотреть фото Бат мицва для девочек что. Смотреть картинку Бат мицва для девочек что. Картинка про Бат мицва для девочек что. Фото Бат мицва для девочек что

Бат мицва для девочек что. Смотреть фото Бат мицва для девочек что. Смотреть картинку Бат мицва для девочек что. Картинка про Бат мицва для девочек что. Фото Бат мицва для девочек что

В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или hафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы.

Отец мальчика, также приглашаемый к чтению Торы, произносит формулу: «Благословен Тот, который снял с меня ответственность за этого [то есть за сына]». В Восточной Европе мальчик приглашался к чтению Торы в синагоге в понедельник или четверг после своего тринадцатилетия по еврейскому календарю. В Западной Европе приглашение к чтению Торы имело место обычно в первый Шабат после тринадцатилетия.

Приглашение к чтению Торы в ходе субботней утренней службы является сейчас общепринятым в странах Запада и во многих синагогах Израиля. К чтению Торы приглашаются и члены семьи мальчика, и раввин произносит проповедь, посвященную бар-мицве и моральным и религиозным обязанностям нового полноправного члена общины.

После завершения утренней службы устраивается праздничный киддуш, и в тот же или на следующий день — торжественный банкет. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Часто мальчик произносит в синагоге или во время банкета специально подготовленную речь на талмудическую тему или на тему общего характера, связанную с вопросами религии, еврейской культуры, еврейской национальной проблематики и т. п. В реформистских, консервативных и некоторых ортодоксальных конгрегациях такая речь заменяется молитвой перед открытым Ковчегом завета.

Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы, и ведение ими богослужения. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав ТаНаХа, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер или Псалмов) или молитвы из сиддура.

Подарки

Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную восемнадцати (гематрия слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый талит.

Вторая бар-мицва

В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.

Права и обязанности

С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:

Главная ритуальная обязанность, которую должен выполнять мальчик со дня бар-мицвы, состоит в ежедневном возложении тфиллина во время утренней молитвы. У сефардов чести помочь юноше при первом возложении тфиллин удостаивается раввин или один из самых уважаемых членов общины. Хасиды течения Хабад считают, что мальчик должен начать возлагать тфиллин за два месяца до предстоящей бар-мицвы; первый месяц без благословения, а второй — с благословением. В ряде конгрегаций стран Запада мальчик допускается к бар-мицве лишь после сдачи им особых экзаменов по ивриту и основам религии.

Бар-мицва в Израиле

С 1967 г. в Израиле многие мальчики проводят ритуальную часть обряда бар-мицва у Западной стены. С этой же целью совершают специальное паломничество в Иерусалим многие евреи стран рассеяния.

Источник

Бат мицва для девочек что

Бат мицва для девочек что. Смотреть фото Бат мицва для девочек что. Смотреть картинку Бат мицва для девочек что. Картинка про Бат мицва для девочек что. Фото Бат мицва для девочек что

У всех народов Земли существуют свои периоды обретения их представителями совершеннолетия. При этом возрастной ценз подростков может иметь довольно широкие пределы. У некоторых народностей, чьи традиции сохранились с древних времен, совершеннолетие наступает довольно рано. У других народов оно сдвигается на более поздний возраст. В большинстве случаев наступление совершеннолетия активно отмечается либо массовым исполнением неких обрядов, либо празднованием в узком кругу семьи и близких людей.

Что такое бар мицва?

Подобная практика существует и среди евреев. У этого народа период достижения совершеннолетия именуется «бармицва». Это в дословном переводе с иврита звучит как «сын заповеди». Для еврейских девочек такая пора именуется как «бат-мицва», то есть «дочь заповеди». Интересно, что эти термины иудеи применяют для обозначения не фактического, а религиозного совершеннолетия, после чего лица мужского и женского пола отвечать за соблюдение законов, традиций собственного народа. Взамен они получают возможность полноценно участвовать в общественной жизни.

Согласно иудаистским традициям религиозное совершеннолетие мальчиков наступает в 13 лет и 1 день после их появления на свет. У девочек момент бат-мицва вступает в силу ровно на год раньше. Подросток, достигший требуемого возраста, вызывается для чтения отрывка Торы, Хафтары в синагоге в пору Шабата либо религиозного мероприятия иного характера. Это обуславливается традициями, принятыми в конкретной иудейской общине.

Права и обязанности

Достигнув соответствующего возраста, молодые люди теряют в религиозном плане защиту своих родителей, начиная отвечать за свои поступки, как взрослый представитель своего народа. С этого времени он обязан выполнять ряд иудейских положений, попутно обретая несколько довольно существенных прав. В число его обязанностей входит:

Для человека, который достиг возраста бар-мицвы, принято приносить дары. По традиции ими считаются книги духовного либо образовательного характера, религиозные предметы, подарочные сертификаты, облигации. Иногда обходятся просто дарением живых денег, правда, в этом случае предлагается сумма, являющаяся кратной цифре 18. Из этих средств совершеннолетний должен пожертвовать на благотворительность. В сефардской практике родители дарят своему ребенку в период достижения совершеннолетия его первое молитвенное облачение.

Если заглянуть в глубокое прошлое, то само понятие «бар-мицва» уходит в V столетие. В первый раз оно упоминается в Талмуде относительно людей, к которым применимы законы Торы. Именно тогда был указан конкретный возраст 13 лет и 1 день, а также то, что с этого времени все заявления еврея обладают юридической силой.

Еще у иудеев значительное распространение приобретает новая практика празднования второй бар-мицвы. Этот момент наступает, когда еврей достигает 83 лет. Объяснение данному факту можно отыскать в религиозных традициях, в которых «стандартная» продолжительность жизни еврея равна 70 годам. Исходя из этого факта, 83-летний человек считается 13-летним в добавочном времени.

Источник

Бар Мицва и Бат Мицва

Бат мицва для девочек что. Смотреть фото Бат мицва для девочек что. Смотреть картинку Бат мицва для девочек что. Картинка про Бат мицва для девочек что. Фото Бат мицва для девочек что

Бар-мицва (ивр. בַּר מִצְוָה ‎, буквально — «сын заповеди»), бат-мицва (ивр. בת מצוה ‎ — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас мицва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой совершеннолетия.

Содержание

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (как правило, 13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и «становится бар или бат мицва». Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.

Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ребёнка ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или Хафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы, и ведение ими богослужения. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав ТаНаХа, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер или Псалмов) или молитвы из сиддура.

Права и обязанности

С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:

История

Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена ТаНаХа, Мишны и Талмуда. В книгах Исход и Числа возраст совершеннолетия для службы в армии устанавливается на 20 лет. 13 лет указывается в Мишне как возраст, после достижения которого человек обязан соблюдать законы Торы: «С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди».

Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде (V в.) для обозначения человека, к которому применимы законы Торы. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет клятвы мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной», как того требует Чис.6:2. Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были «гадоль» («взрослый») и «бар-оншин» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки.

Вторая бар-мицва

В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.

Подарки

Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную 18-ти (гематрия слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый талит.

Источник

Бар-мицва. Как празднуют? Как готовятся? Что дарят?

от Источник

Бар-мицва: совершеннолетие по-еврейски

Бар-мицва буквально переводится с иврита как «сын заповеди». Бар-мицва (или бат-мицва для девочек) – еврейское совершеннолетие, которое всегда ожидается с радостным предвкушением и волнением. Мы тоже ждали этого дня, заранее готовились к нему всей семьей. У каждого из нас была своя задача. В итоге все прошло замечательно, с соблюдением традиций и обычаев праздника – серьезных и радостных, веселых и ответственных. Каким именно был этот день и что отличает его от других? Об этом вы сейчас узнаете.

Что такое бар-мицва?

В этот день по еврейским законам человек становится взрослым, а значит, ответственным за свои поступки. У мальчиков этот возраст – тринадцать лет, у девочек – двенадцать. Хотя во многих консервативных или реформистских синагогах девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчишками.

До этого момента ответственность за то, чтобы ребёнок соблюдал законы и традиции иудаизма, несут родители. Но совершеннолетний человек уже получает свои права и обязанности: право изучать Тору, исполнять все ее 613 заповедей и даже право жениться. Но не только с них начинается новый год в жизни ребенка.

Бар-мицва – это очень торжественный, очень важный и просто веселый день, на который приглашаются друзья и близкие. Покупается нарядная одежда, устраивается грандиозный праздник, а именинник чувствует себя радостно и взволнованно. А отметить совершеннолетие на Святой Земле – это вдвойне необыкновенно и удивительно.

Мы готовились за год

Иерусалим – самое святое место, а потому мы решили отметить бар-мицву нашего сына Биньямина именно там. В Израиле еврейское совершеннолетие отмечается бурно и пышно. Конечно, и мы решили отметить его таким же образом – других вариантов и быть не могло. Готовиться к этой дате мы начали буквально за год. Израильтяне обычно устраивают церемонию в синагоге, но мы решили провести ее у Стены Плача.

Нам очень помогла организация Фонд Наследия Стены Плача (http://www.thekotel.org), которая бесплатно организовала саму церемонию. Тем, кто хочет устроить праздник у Стены Плача (Котеля), работники Фонда объяснят весь процесс и последовательность церемонии. Кроме того, они приглашают раввина – одним словом, религиозную часть, которая очень важна, берут на себя.

Мы старательно учились

Во время церемонии произносят определенные молитвы, ребенок впервые читает Тору – а это особенно торжественная и волнительная часть. Каждой дате рождения соответствует своя глава в Торе, и мы специально ходили к раввину, который указал нам на нужную главу.

Сын несколько месяцев репетировал, декламируя вслух отрывок из Торы, который необходимо будет прочесть на публике. Когда тебя вызывают к Торе, все должно быть прочитано идеально четко, красиво, без ошибок и запинок. Для этого раввин специально провел с нашим Беньямином несколько занятий.

Наконец-то «избавились»!

На церемонии у меня тоже была своя задача – я читал благословение, название которого можно буквально перевести как «спасибо, что избавились». По законам Торы, до тринадцати лет отец обязан обеспечить ребенка всем, что ему необходимо. После совершеннолетия сына я как бы избавляюсь от ответственности за его содержание. Конечно, в современной жизни это проходит немного по-другому, и я, естественно, продолжаю заботиться о ребенке. Но когда мой сын впервые это услышал, он сразу спросил: «Пап, а что с карманными деньгами?» 🙂

У Стены Плача собралась вся семья: мужчины – отдельно, женщины – отдельно. (По правилам, мужчины и женщины раздельно молятся у Котеля). Один из этапов церемонии – сыну дали свитки Торы, которые нужно пронести вдоль ряда гостей. Делать это – большая честь. По традиции, когда ребенок несет свитки, женщины кидают в него конфеты, которые потом подбирают малыши – это их любимое занятие. После чего все обычно идут в ресторан: израильтяне снимают большие залы, куда приходят сотни человек, друзья и родные. Мы решили сделать немного по-другому и позвать только самых близких людей.

Праздничное шествие и воздушные шары

Помимо торжественной части у праздника есть и веселая. Организовать ее мне помог очень близкий друг, который работает клоуном. Сначала мы все вместе собрались у ворот Старого Города, где была хупа (балдахин, под которым стоят молодожены), как на свадьбе. Это – тоже важная традиция бар-мицвы. После чего началось настоящее праздничное шествие под хупой, которое продолжалось целый час. Оно было перед церемонией и вызовом к Торе.

У нас было два человека с шофарами – так называются еврейские музыкальные инструменты из рога животного. Были также люди с барабанами и саксофоном. Под звуки музыки мы, одетые в красивые костюмы, шли по улицам Старого Города. Останавливались, танцевали – одним словом, было очень весело. Мой друг, настоящий мастер своего дела, показывал нам фокусы. Все говорили пожелания Биньямину, а когда подходили к Котелю, сделали одну очень интересную вещь: каждый из гостей взял по воздушному шарику и написал маленькую записку с добрыми словами моему сыну. Записки привязали и в один момент сотни радужных шаров с пожеланиями взмыли в небо прямо у Стены Плача. Это было незабываемо и очень красиво.

Уже после шествия нас ждала организованная церемония с раввином, который помог все устроить: провел основную часть, показал, как необходимо делать самые разные вещи – одним словом, направил нас. После церемонии, конечно же, была трапеза. Мой сын получил специальную грамоту, что с этого дня он может исполнять все «мицвот» (заповеди) и официально считается совершеннолетним.

Почувствовать связь поколений

Биньямин очень волновался и переживал – и до церемонии, и во время нее. И вовсе не из-за того, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Сильные эмоции он испытывал от всего происходящего, от осознания важности и ценности момента. Мы с ним много общаемся и часто обсуждаем вопросы религии и веры. Тогда он прекрасно понимал, что с ним происходит нечто новое и очень важное.

В такие моменты особенно остро ощущается связь поколений. Наши праотцы тоже были здесь: исполняли те же обычаи и заповеди, произносили те же молитвы, испытывали те же чувства. Это история нашего народа.

Даже будучи человеком светским, я понимаю, насколько сильны еврейские традиции и обычаи. И очень их уважаю. Я уверен: их соблюдение – то, что делает нас единым народом. Поэтому внутренняя дрожь, мандраж от происходящего были моим главным и сильнейшим чувством.

Я не считаю, что бар-мицва – это переломный момент в жизни. Я думаю, что это важный этап в процессе взросления и становления личностью, начало отсчета чего-то нового. Ты не меняешь своего пути, твоя дорога продолжается. В нашей жизни есть несколько точек отсчета: рождение, бар-мицва, свадьба, рождение ребенка. И бар-мицва – важнейший из этапов, момент, который не забывается никогда.

Теперь я думаю отметить бар-мицву и себе – раввин сказал, что это тоже можно устроить. В Советском Союзе многие понятия не имели, что это такое и до переезда в Израиль я тоже этого не знал. Но прошедший праздник понравился мне настолько, что захотелось почувствовать еврейское совершеннолетие самому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *