Башни на оке для чего
Башни на оке для чего
Адрес
Нижегородская обл., Дзержинск, пос. Дачный.
Координаты
56.1932953, 43.5415723.
Как добраться
1) На общественном транспорте из Нижнего Новгорода: электричкой с Московского вокзала до Дзержинска, затем на автобусе №105 до пос. Дачный, потом вам останется пройти 2,8 км пешком.
2) На автомобиле из Нижнего Новгорода по трассе Р-152 и М-7.
В Дзержинске через ул. Черняховского и пер. Гипсовый нужно будет выехать на Речное шоссе и проехать до пос. Дачный. Здесь на ул. Горького нужно повернуть направо к пристани, а затем поехать в южную сторону по грунтовой дороге вдоль реки.
Расписание
Посетить башню могут все желающие.
Объект открыт ежедневно с 8:00 до 00:00.
Подсветка работает с 18:00 до 00:00.
Технический перерыв: 17:30 — 18:00.
Башня высотой 128 метров состоит из 5 секций и опирается на фундамент диаметром 34 метра. Для ее возведения не требовалось задействовать краны, поскольку при монтаже применялся «телескопический» метод: ярусы монтировали на земле внутри башни, выдвигали в проектное положение и закрепляли на верхнем кольце уже установленной секции.
На гиперболоидную башню почти не влияют природные факторы: на ажурной конструкции остается совсем немного снега и льда.
Первая в мире гиперболоидная башня появилась в 1896 году. Шухов представил ее на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Это была водонапорная башня, которая снабжала водой всю выставку. По винтовой лестнице можно было подняться на смотровую площадку, установленную над баком на высоте 37 метров.
Сооружение по-настоящему впечатлило посетителей, и конструкцию приобрел фабрикант и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Башня до сих пор установлена в селе Полибино Липецкой области.
Широкой общественности Владимир Григорьевич Шухов известен в первую очередь как создатель башен, но славу инженера и изобретателя ему принесла работа в нефтегазовой промышленности. Его проекты служили основой для строительства нефтеперегонных установок, нефтеналивных барж, резервуаров для хранения нефти и получаемых в результате ее переработки энергоносителей. Но и это еще не всё!
Шуховские стеклянные своды ГУМа и Пушкинского музея, дебаркадер и перекрытия залов на Киевском вокзале и сегодня впечатляют гениальностью задумки и изящностью воплощения.
Конструкции гиперболоидных башен Шухова до сих пор востребованы в мире. Одна из последних башен подобного типа была сооружена в Гуанчжоу в Китае в 2005-2009 годах, ее конструкция соответствует патенту инженера, полученному в 1899 году.
Впечатляет высота конструкции. Сама по себе башня не очень большая, но, когда находишься рядом с ней, кажется огромной. В сентябре 2020 года башня получила подстветку, поэтому она очень красиво смотрится, особенно в ночное время. Подсвечивается разными цветами и освещает близлежащую территорию.
Расположение башни тоже идет ей на пользу. С одной стороны Ока будто бы огибает конструкцию и уходит вдаль. С другой — красивейший лес. Чтобы добраться до Шуховской башни, нужно около 15 минут ехать на машине по извилистым тропам, наслаждаясь чистым лесным воздухом.
Башня стала настоящей достопримечательностью нашей области. Советую увидеть ее и вам!
Поездка к Шуховской башне на Оке
Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) — талантливый инженер, архитектор, изобретатель. Его творения знакомы многим. Он проектировал своды Верхних торговых рядов и Киевского вокзала в Москве, стеклянные перекрытия цветаевского Музея изящных искусств и Выксунского металлургического завода… Современная нефтяная и газовая промышленность, нефте- и газопроводы немыслимы без изобретений Шухова.
Но запомнился он, прежде всего, своими гиперболоидными башнями. Наиболее знаменитая из них — Шуховская башня на Шаболовке в Москве, на долгие годы ставшая символом советского теле- и радиовещания, новогоднего «Голубого огонька».
Почтовая марка, посвященная 110-летию со дня рождения В.Г.Шухова
Немногие знают, что у Шаболовской радиобашни есть двойник, только более совершенный и изящный. Он стоит на берегу Оки, недалеко от города Дзержинск в Нижегородской области. Это единственная в мире гиперболоидная опора ЛЭП, в прошлом — часть плана ГОЭЛРО. Всего здесь было возведено шесть гиперболоидных башен ЛЭП, но до нашего времени дошла только одна. Она производит сильнейшее впечатление. И можно только догадываться, как некогда смотрелись все шесть башен.
В мае 2017 года мы отправились сюда, чтобы собственными глазами увидеть шуховское творение. О том, что такое гиперболоид и гиперболоидные сооружения, я подробно рассказывала в посте «Гиперболоид инженера Шухова». А в этой статье речь пойдет о том, как мы добирались к Шуховской башне на Оке и что мы увидели около неё.
Итак, серым майским утром мы выехали из Нижнего Новгорода, а спустя некоторое время уже въезжали в Дзержинск — весьма крупный промышленный город. Своим заводским видом он произвел на меня несколько гнетущее, хотя и очень сильное впечатление.
Заводы Дзержинска
Дома в Дзержинске
Проехав через Дзержинск, выехали на дорогу, ведущую к поселку Дачный, близ которого расположена Шуховская опора ЛЭП. О том, что мы едем в нужном направлении, свидетельствовал ажурный силуэт гиперболоидной башни, то и дело мелькавший за деревьями.
Дорога к Шуховской башне на Оке
Въехали в поселок Дачный. Здесь нам пришлось немного поплутать в поисках той единственной дороги, которая ведет в сосновый бор и далее на берег Оки, к Шуховской башне.
Поселок Дачный
Каменный знак
Нужный поворот на улице Максима Горького в Дачном мы обнаружили «методом научного тыка». Въехали в красивый сосновый бор, миновали заброшенный пионерский лагерь, который остался слева по ходу движения.
Старый пионерский лагерь
Асфальт стал хуже, а через некоторое время и вовсе перешел в песчаную дорогу. Впрочем, наш кроссовер почти не заметил смены покрытия. Мы с восхищением рассматривали красивые пейзажи вокруг: сосновый бор, песчаные дюны.
Сосновый бор
Не знаю, как зимой и в весеннюю распутицу, но в мае песчаная дорога была проходима, машина легко миновала все неровности.
Вскоре показался первый артефакт — бетонные опоры 20-метровых башен. Всего в 1927-1928 годах здесь было построено шесть башен: пара 20-метровых, пара 68-метровых и пара 128-метровых. После изменения трассы ЛЭП четыре башни — 20-метровые и 68-метровые, были демонтированы и сданы на металлолом. От них остались лишь бетонные основания. Мимо одного из них мы сейчас как раз проезжали.
Четыре опоры 20-метровой башни
Одна из опор 20-метровой башни
Впереди, словно маяк, виднелась гигантская 128-метровая башня.
Дорога к Шуховской башне
Проехали мимо круглых бетонных оснований утраченных 68-метровых башен.
Основание 68-метровой башни
Часть основания 68-метровой башни
Дорога была весьма легкая, ехать по ней — сплошное удовольствие. Правда, погода внушала некоторые опасения: тяжелые серые облака предвещали дождь, временами на лобовое стекло падали большие капли.
Тяжелые тучи
Держим курс на башню
В этих краях очень красивая природа: часто встречаются песок, сосны.
Дорога к Шуховской башне на Оке
Сильно укатанная дорога однозначно вела к Шуховской башне, ошибиться было невозможно.
Силуэт башни за деревьями
Последний узкий участок
Наконец, лес расступился, и мы оказались около Шуховской башни. Припарковав машину, отправились исследовать окрестности.
Башня окружена забором, стоит будка охранника, лают собаки. Это имеет вескую причину. Несмотря на то, что еще в 1997 году две гиперболоидные башни получили региональный охранный статус, весной 2005 года охотники за металлами разобрали вторую 128-метровую башню ЛЭП, и её остатки рухнули. След от падения виден в лесу до сих пор. Разумеется, об этом событии очень хотелось написать совсем другими словами.
Две башни Шухова на Оке, фото 1988 года
Голый участок леса — след от падения второй башни ЛЭП
Остатки бетонных конструкций
Другую башню тоже частично разобрали, украв около трети конструкций. Мародерство удалось вовремя остановить. Башня выстояла, подтвердив точность расчетов Шухова. Сейчас она полностью восстановлена.
Единственная уцелевшая башня Шухова на Оке
Ока в этом месте делает изгиб и чрезвычайно живописна. Около башни сооружена железобетонная набережная. Однако из-за весеннего подъема воды она постоянно подмывается. В особо полноводные годы вода доходит до самого основания бывшей опоры ЛЭП.
Берег Оки
Из-под облаков дул сильный холодный ветер. Долго задерживаться на берегу не хотелось.
Берег Оки
Шуховская башня на Оке состоит из пяти гиперболоидных секций. Её верх венчает горизонтальная стальная 18-метровая траверса, которая предназначалась для крепления трёх высоковольтных проводов. Проводов здесь давно нет: ЛЭП проложена по более экономичному маршруту.
Траверса для крепления высоковольтных проводов
Осторожно проходим по бетонному парапету рядом с забором на огороженную территорию башни. Рядом с первой башней виднеется кольцевой фундамент утраченной второй башни. Диаметр фундаментов составляет 30 метров каждый. В интернете пишут, что иногда охрана гоняет посетителей с закрытой территории. Но мы близко к башне не подходили и, скорее всего, своим мирным видом не вызвали подозрения у охраны. К тому же, сделав несколько фотографий, поспешили уйти к набережной.
Башня Шухова на Оке и бетонное кольцевое основание второй башни
На поперечной балке башни укреплена грозная табличка:
Здесь хорошо видно все совершенство Шуховской башни на Оке. Московская радиобашня на Шаболовке строилась в голодные годы Гражданской войны, металл для неё собирали «всем миром». Поэтому балки различаются по толщине. Каждую 25-метровую секцию гиперболоида строили с расчетом на разное качество стали. В результате, рисунок гиперболоидных сеток в разных секциях несколько различается.
В настоящее время Шаболовская башня находится в аварийном состоянии: сказались усталость некачественного металла, агрессивная окружающая среда и активная эксплуатация в прошлом. В 2014 году её укрепили изнутри толстыми балками, которые скрадывают легкий силуэт конструкции.
Шуховская башня на Шаболовке в Москве
Шуховская башня на Оке строилась позднее, когда в Советской России уже имелся высококачественный металл. Это позволило сделать все секции из материала одного качества, с одинаковой гиперболоидной сеткой. Здесь очень хорошо виден силуэт однополостного гиперболоида: установленные под углом прямые балки образуют изящный вогнутый контур.
Башня Шухова на Оке
При строительстве башни все секции гиперболоида собирали внутри друг друга наподобие матрешки, а потом лебедками и кранами поднимали наверх и закрепляли.
Сооружение кажется абсолютно невесомым. В этом и заключается суть шуховского изобретения: гиперболоидная башня может нести вес, превышающий массу самой конструкции. Кроме того, гиперболоидные конструкции имеют малую материалоемкость и, следовательно, очень дешевы.
Башня Шухова на Оке
Сейчас Шуховская башня на Оке находится под охраной государства. ЮНЕСКО рекомендовало внести её в список объектов всемирного наследия.
Шуховская башня на Оке — кандидат в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Наверх башни ведет лестница, которая совершенно не утяжеляет конструкцию.
Стальная траверса для крепления высоковольтных проводов
На железобетонных плитах набережной местами встречаются забавные граффити.
Граффити
Граффити
Набережная Оки около Шуховской башни
Пришло время возвращаться назад: мы совсем замерзли, вдобавок у нас была еще запланирована поездка в Чкаловск, в «Музей скоростей».
Набережная Оки
Набережная Оки
Снова красивая дорога через лес.
На полянке сделали небольшую остановку, чтобы еще раз полюбоваться гиперболоидной опорой ЛЭП, которая возвышалась за лесом. С другой стороны виднелись фабричные трубы Дзержинска.
Дорога вдоль берега Оки
Шуховская башня на Оке
Шуховская башня на Оке
Опоры бывшей башни ЛЭП
Дорога
Проехав через Дачный, сделали еще одну небольшую остановку около одного из затонов вдоль Оки, а затем, выехав на трассу, поехали в Чкаловск.
Затон
Весна идет!
Как проехать к Шуховской башне на Оке
Проехать Дзержинск, свернуть в сторону поселка Дачный, ехать по Речному шоссе. На перекрестке около Амбулатории свернуть направо на улицу Максима Горького (главная дорога пойдет налево). Далее двигаться по ней в сторону Оки. Еще есть заезд со стороны Дачной улицы. Местные жители часто перегораживают дороги от надоедливых путешественников, поэтому нужно искать, где можно заехать в лес.
Затем дорога пойдет через сосновый бор. По левую руку будет заброшенный пионерский лагерь. Потом свернуть налево (в южном направлении) и ехать по самой наезженной дороге в сторону Шуховской башни. Около башни есть место для парковки, но очень много песка. Поэтому следите, чтобы машина не завязла в нем.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Жалко, что осталась только одна башня Шухова. Парочка очень красиво смотрится. Но хорошо, хоть эту удалось сохранить. А интересно, если башни Шухова очень экономичны, почему их не продолжают строить сейчас в качестве опор ЛЭП? Наверное трудозатратны?
Современные технологии более экономичны. Для гиперболоидной конструкции нужно много места.
Уникальный объект на Оке: гиперболоидная башня Шухова
Шуховская башня на Оке – одна из достопримечательностей Нижегородской области и отличный вариант поездки из Нижнего Новгорода на пару часов. В 2020 башню открыли после масштабной реконструкции, во время которой ее оснастили современной подсветкой. Тем самым туристическая привлекательность объекта возросла еще больше.
История башни
Башня получила название в честь инженера и ученого Владимира Шухова. Он внес огромный вклад в науку, но в этой статье нам интересен как изобретатель первых в мире гиперболоидных конструкций. Впервые их применили при организации Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. К этому же мероприятию в городе впервые запустили трамвай, о чем я писал в статье про музей трамваев в Нижнем Новгороде.
Для ярмарки Шухов построил несколько павильонов с перекрытиями в виде сетчатых оболочек, так называемую ротонду Шухова (перекрытие в виде стальной мембраны) и первую гиперболоидную башню. Она приглянулась меценату Юрию Нечаеву-Мальцову и по окончании выставки тот купил ее, а затем перенес в свое имение Полибино. В настоящее время это село расположено на территории Липецкой области и башня тут сохранилась до сих пор.
Принцип устройства гиперболоидных башен впоследствии инженер использовал в сотнях сооружений: от маяков и пожарных каланчей до опор линий электропередач и мачт военных кораблей.
Гиперболоидную многосекционную опору линии электропередачи между Дзержинском и Богородском на берегу Оки Шухов возвел в 1927—1929 годах. Изначально башен построили шесть: две высотой 128 метров, две высотой 68 метров и две высотой 20 метров.
После изменения маршрута ЛЭП четыре башни Шухова демонтировали на металлолом. Две оставшиеся 128-метровые башни признали памятниками культурного наследия, охраняемыми государством. Однако одну из стальных красавиц весной 2005 года незаконно разрушили. Об акте вандализма писали даже за рубежом.
Оставшуюся башню решили реконструировать в три этапа.
Конструкция башни
Шуховская башня на Оке состоит из пяти 25-метровых секций. На верхней секции установлена опорная конструкция с горизонтальной стальной траверсой длиной 18 метров. К ней по задумке инженера крепятся три высоковольтных провода. Сооружение стоит на кольцевом бетонном фундаменте диаметром 30 метров.
Несмотря на то, что Шуховская башня на Шаболовке в Москве выше башни на Оке (148,5 метров против 128), ее младшая «сестра» считается более совершенной. Возможно потому, что возводилась окская башня на семь лет позже шаболовской.
Как добраться до башни
В интернете иногда выдается информация по запросу Шуховская башня Нижний Новгород. Может сложиться мнение, что сооружение расположено в пределах города. Это не так. Доехать до башни можно только на автомобиле. Из Нижнего Новгорода дорога в зависимости от маршрута займет 47-51 километров, время в пути около часа. Обычно проще всего проехать через Дзержинск.
Если навигатор поведет вас через Восточное шоссе, то имейте в виду, что за проезд по нему придется заплатить 20 рублей. Там стоит шлагбаум.
Дорога асфальтированная практически до самой Шуховской башни – последние три километров проложена грунтовка через лес. Но покрытие хорошее, проедет даже обычная легковая машина.
С официальным открытием башни она стала популярна у местных жителей. Особенно в вечернее время, когда загорается динамическая подсветка. Парковка у башни небольшая и мест может не хватить. Учтите данный момент при планировании поездки. Осенью подсветку включали в 18 часов, зимой она работала уже в 17:00. Вероятно, летом она будет включаться позже.
Мои впечатления от посещения башни
Я посещал достопримечательность в середине декабря 2020 года и вся парковка находилась в моем распоряжении. Не встретил ни одной машины в лесу. В новогодние каникулы 2021 году к башне ездили мои знакомые, которые рассказали, что было очень много народу и на дороге возник затор. Если попадете к достопримечательности в такое время, то как вариант к башне можно пройти пешком – около 30 минут по лесу.
Вокруг башни оборудована небольшая набережная, но зимой там делать особо нечего. Летом, вероятно, активностей будет больше. Сама башня огорожена забором, есть два входа. На внутренней территории обозначено место, на котором когда-то стояла вторая 128-метровая Шуховская башня.
Динамическая подсветка башни реализована очень круто. Любители Инстаграма тут могут сделать много фото и видео для сторис. Можно пройти под саму башню и сделать фото снизу вверх.
Не нашел никаких табличек относительно времени работы башни. То есть подъехать к ней можно круглые сутки. Но закрываются ли калитки, ведущие к башне, на ночь и как долго работает подсветка, непонятно. Если у вас есть информация на этот счет, пожалуйста, поделитесь ею в комментариях к статье.
Шуховская башня на Оке под Дзержинском на карте
Всегда ваш, Даниил Привольнов.
Индивидуальные и групповые экскурсии по Будапешту и Венгрии от Спутника! Скидка 5% на ЛЮБУЮ экскурсии по промокоду TRIPANDME21 Выбрать экскурсию
Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки