Барто разлука о чем стихотворение
Агния Барто — Разлука: Стих
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе…
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: — Потерпим малость,
Десять дней еще осталось…
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Анализ стихотворения «Разлука» Барто
Для дара Агнии Львовны Барто не составляло труда соединить в одном произведении иронию и щемящую трогательную ноту. Примером подобной лирики является стихотворение «Разлука».
Стихотворение опубликовано в 1978 году. Несколько лет назад пожилая поэтесса перестала быть ведущей проекта по поиску пропавших в войну детей. Впереди книга мемуаров и мирная старость в семейном кругу. По жанру – поэтический рассказ, по размеру – четырехстопный хорей со смежной и перекрестной рифмой, 9 строф. Рифмы открытые и закрытые. Композиция кольцевая, «гаммы» первой строки завершают все стихотворение. Лирический герой – мальчик, ученик начальной школы. Столько неинтересных вещей он делает для мамы: играю гаммы, математику учу, хожу к врачу. Пришлось выполнять и ее глупый запрет на купание в холодной речке после болезни. «Только мы теперь в разлуке»: мама в двухнедельной рабочей командировке в городе Прилуки Черниговской области. Казалось бы, свобода! Но мальчик, и даже папа, все время смотрят на календарь, ожидая возвращения строгой мамы. Она, олицетворяющая порядок, тепло, внимание, оказывается, очень-очень им нужна. Либеральный папа, забыв наставления супруги, позволяет сыну всласть смотреть телевизор. Но отвлечься не удалось, мальчику напомнила о разлуке с мамой «артистка в маминой прическе».
Вся жизнь в этом уютном доме словно остановилась. Нервничает и папа, который делает вид, что читает газету. Но его выдает фраза: десять дней еще осталось. Предоставленные сами себе, они оба грустно моют руки, а маленький лирический герой отправляется в свою комнату, где, вздохнув, садится за фортепиано. Впервые не из-под палки, без напоминаний, сам. Драматизм происходящего подчеркнут названием стихотворения. Возвышенное, книжное слово «разлука» исчерпывающе описывает состояние ребенка. Он уже мысленно дает маме тысячу обещаний, среди которых, главное, конечно, слушаться. Несправедливо, что мам посылают в такие длинные командировки. Начинается стихотворение почти с бодрой интонацией, потом она сменяется восклицанием «что-то мне заняться нечем!» В финале появляются многоточия, едва ли не всхлипывания. Жизнь потеряла всякий смысл: в нашей комнате. Без мамы. Повторы: для нее, в речку, в речке. Детали придают ему большую достоверность: не просто город, а Прилуки, мама не просто уехала, а ее нет именно пятый день. Просторечное слово: лезли. Уменьшительные суффиксы: сторонку, морковки.
Несомненно воспитательное значение стихотворения А. Барто «Разлука». Однако в нем гораздо сильнее звучит осознание маленьким героем родительской любви, ценности родного дома.
75. Анализ стихотворения Разлука Барто. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — Разлука. Русский язык и литература
Наверное, каждому известно о том, что Барто является писательницей, которая написала огромное количество произведений для детей. Каждое ее стихотворение наполнено смыслом, а также несет в себе важное и полезное, чего так не хватает каждому человеку. Стихотворение «Разлука» главным героем стал молодой мальчик, его мать уехала в неизвестном направлении. Она ничего не сказала своему сыну и даже не взяла его с собой. Сначала мальчик ничего не подозревает и даже не переживает поэтому поводу.
Он делает все дела, которые выполнял вместе с мамой и чему она его учила. Он следит за собой, а также и за своим здоровьем. Если что-то не так, то он самостоятельно отправляется к врачу и проверяется. Кроме этого его мать любила, когда дома постоянно чисто и ничего нигде не валяется и парень старался сделать так, чтобы не разочаровывать маму. Это еще раз доказывает то, что он ради мамы готов на все и даже делать те вещи, которые ему совсем не хочется делать.
Вроде бы мальчик должен делать все что хочет, ведь мать больше его контролировать не будет и теперь он свободный человек. Теперь можно смотреть телевизор столько сколько ему захочется. И ложиться спать во сколько он захочет. Но мальчику всего этого не нужно, больше всего на свете ему хочется, чтобы мама вернулась домой и чтобы была всегда рядом с ним.
И хотя папа находится всегда рядом и во всем ему помогает, но маму мальчику никто не заменит никогда. Тем временем папа убеждает сына в том, что мама совсем скоро приедет и нужно потерпеть всего десять дней. Папа говорит о том, что он тоже скучает по жене и ему ее не хватает, но он же терпит и это нужно сделать и парню.
С каждым днем парень начинает осознавать, что ему нужно делать все что раньше делала его мама. Кроме этого он понимает, что это все нужно только ему и родители сделали все для того чтобы приучить своего ребенка к самостоятельности.
После прочтения данного стихотворения можно понять о том, что родителей нужно в любом случае нужно слушаться и выполнять все, что они скажут. Кроме этого нужно всегда прислушиваться к мнению, которое вам дают родители. Многие сначала не понимают родителей и обижаются на них. А вот когда они уходят из жизни, то начинают задумываться над всем, что они раньше им говорили. Вот только вернуть уже ничего нельзя.
Литературный анализ
Произведение детской поэтессы является одним из стихотворений, входящих в сборник под названием «Думай, думай».
Стилевое содержание стихотворения выдержано в традиционной для автора легкой, доступной форме в отсутствии лирических отступлений, иносказательных образов и заумных описаний, сложных для понимания детской аудиторией.
Композиционная структура стихотворения состоит из нескольких четверостиший с вкраплением двустишия в сочетании с простой рифмовкой.
Стихотворным размером стихотворения является четырехстопный ямб, но при этом своеобразие произведения заключается в чередовании парных и перекрестных женских рифм с использованием в середине композиции пятистишия, что придает стихотворному построению впечатление непосредственности изображения, свойственной детям.
Главным героем стихов становится лирический герой в образе ребенка, ученика, занимающегося музыкой и увлекающегося математикой.
Сюжетная линия произведения представляет собой повествование об одном из жизненных эпизодов мальчика, который оказывается вместе с отцом без покровительства мамы, оставившей семью для решения насущных проблем на несколько дней.
Среди литературных средств художественной выразительности в стихотворении используется огромное количество личных местоимений в сочетании с многочисленными предлогами, подчеркивающих состояние героя в образе мальчика в различные моменты, начиная с отъезда мамы и заканчивая томительным ощущением разлуки с близким человеком. Кроме того, изобразительный прием в виде частого использования многоточия и парцелляции позволяет донести отношение мальчика к маме, которое выражается в безумной любви, несмотря на отсутствие в повествовании эпитетов, относящихся к образу матери.
Поэтическое содержание стихотворения передает состояние ребенка, выражая первоначально радость от обретения неожиданной свободы в совершении поступков, а затем передавая грусть, нехватку и тоску из-за отсутствия рядом родной мамы и острого желания его скорейшего возвращения.
Стихотворение имеет глубокое воспитательное значение, заставляя маленьких читателей задуматься о роли в их жизни близких людей, а именно самого дорогого и родного человека для каждого из людей – мамы.
Анализ стихотворения «Разлука» Агнии Барто
Для дара Агнии Львовны Барто не составляло труда соединить в одном произведении иронию и щемящую трогательную ноту. Примером подобной лирики является стихотворение «Разлука».
Стихотворение опубликовано в 1978 году. Несколько лет назад пожилая поэтесса перестала быть ведущей проекта по поиску пропавших в войну детей. Впереди книга мемуаров и мирная старость в семейном кругу. По жанру – поэтический рассказ, по размеру – четырехстопный хорей со смежной и перекрестной рифмой, 9 строф. Рифмы открытые и закрытые. Композиция кольцевая, «гаммы» первой строки завершают все стихотворение. Лирический герой – мальчик, ученик начальной школы. Столько неинтересных вещей он делает для мамы: играю гаммы, математику учу, хожу к врачу. Пришлось выполнять и ее глупый запрет на купание в холодной речке после болезни. «Только мы теперь в разлуке»: мама в двухнедельной рабочей командировке в городе Прилуки Черниговской области. Казалось бы, свобода! Но мальчик, и даже папа, все время смотрят на календарь, ожидая возвращения строгой мамы. Она, олицетворяющая порядок, тепло, внимание, оказывается, очень-очень им нужна. Либеральный папа, забыв наставления супруги, позволяет сыну всласть смотреть телевизор. Но отвлечься не удалось, мальчику напомнила о разлуке с мамой «артистка в маминой прическе».
Вся жизнь в этом уютном доме словно остановилась. Нервничает и папа, который делает вид, что читает газету. Но его выдает фраза: десять дней еще осталось. Предоставленные сами себе, они оба грустно моют руки, а маленький лирический герой отправляется в свою комнату, где, вздохнув, садится за фортепиано. Впервые не из-под палки, без напоминаний, сам. Драматизм происходящего подчеркнут названием стихотворения. Возвышенное, книжное слово «разлука» исчерпывающе описывает состояние ребенка. Он уже мысленно дает маме тысячу обещаний, среди которых, главное, конечно, слушаться. Несправедливо, что мам посылают в такие длинные командировки. Начинается стихотворение почти с бодрой интонацией, потом она сменяется восклицанием «что-то мне заняться нечем!» В финале появляются многоточия, едва ли не всхлипывания. Жизнь потеряла всякий смысл: в нашей комнате. Без мамы. Повторы: для нее, в речку, в речке. Детали придают ему большую достоверность: не просто город, а Прилуки, мама не просто уехала, а ее нет именно пятый день. Просторечное слово: лезли. Уменьшительные суффиксы: сторонку, морковки.
Несомненно воспитательное значение стихотворения А. Барто «Разлука». Однако в нем гораздо сильнее звучит осознание маленьким героем родительской любви, ценности родного дома.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ АГНИИ БАРТО «РАЗЛУКА»
А́гния Льво́вна Барто (4(17) февраля 1906 – 1 апреля 1981) — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка (см. Приложение 1). Родилась 4(17) февраля 1906 года в образованной еврейской семье. Её отец, Лев Николаевич Волов (1875—1924), был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична Волова (урождённая Блох; 1881—1959), занималась домашним хозяйством. Училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года.
Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведёт с маленькими читателями, как будто автор — их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лёшеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.
Стихотворение «Разлука» (см. Приложение 2) входит в сборник стихотворений «Думай, думай…» (1978) [1,c.3]. Произведение изучается в 3-ем классе и помещено в учебник «Родная речь» часть 2, составителями которого являются Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий [2, ]
Проанализируем название стихотворения. Словарь С.И. Ожегова, [3,c.649] дает несколько определений: «Разлука: 1) О друзьях, близких: расстаться, разлучиться, удалиться друг от друга; 2) Жизнь в дали от того, кто близок, дорог.
В первом четверостишии «Всё я делаю для мамы:/ Для неё играю гаммы,/ Для неё хожу к врачу,/ Математику учу» автор акцентирует наше внимание на повторе личного местоимения с предлогом, желая показать читателям, что герой произведения делает все вышеперечисленное не для себя, не для кого – то другого, а именно для нее, для мамы.
В сознании читателя сразу появляется образ ребенка, любящего свою маму, который не хочет огорчать и расстраивать её. Но о разлуке здесь не написано и это вызывает интерес читателя.
В следующем четверостишии «Все мальчишки в речку лезли,/ Я один сидел на пляже,/ Для нее, после болезни,/ Не купался в речке даже» мы замечаем перемену в настроении героя. Если до этого все было хорошо, то теперь он испытывает досаду из-за того, что не искупался в речке, не желая огорчать маму. И вроде бы нам даже жалко его, но с другой стороны ведь он только после болезни и становится ясно, что купание не пошло бы ему на пользу.
О маме мы сказать еще ничего не можем, для нас важнее состояние героя.
Следующая часть: «Для неё я мою руки, / Ем какие-то морковки …/ Только мы теперь в разлуке./ Мама в городе Прилуки,/ Пятый день в командировке». Город Прилуки – Украина, Черниговская область (см. Приложение 4).Используя неопределенное местоимение какие – то, автор показывает нам, что герою безразличны все эти дела, мы понимаем, что ему это не нужно, ему скучно, неинтересно. И вот здесь появляется образ мамы, нам кажется, что она заставляет ребенка выполнять действия, которые ему неприятны. Здесь же, мы впервые в произведении сталкиваемся со словом разлука, но вызывает ли оно в нас те чувства, которые были заложены в этом слове изначально? Нет. Мы видим, что ребенок не испытывает грусти, скорее даже облегчение, ведь пока мамы нет, можно не заниматься теми делами, которые он выполняет исключительно для нее, для мамы.
Подтверждением этого служат следующее четверостишие: « Ну, сначала я, без мамы,/ Отложил в сторонку гаммы,/ Нагляделся в телевизор/ На вечерние программы» и автор даже пунктуационно выделяет личное местоимение я от сочетания без мамы. Герой как бы говорит, что теперь он сам может выбирать, что ему делать. Автор таким способом показывает самостоятельность и независимость ребенка в данное время, а мы даже рады, что герой получил свою капельку свободы, такую желанную и необходимую.
Но уже в следующих строчках произведения становится понятно, что герой не может сам выбрать себе подходящее, полезное занятие: «Я сидел не слишком близко,/ Но в глазах пошли полоски./ Там у них одна артистка / Ходит в маминой прическе…», невольно он вспоминает о маме и нотки грусти слышатся в его словах.
Далее герой подводит итог: «И сегодня целый вечер/ Что-то мне заняться нечем!», ребенок произносит эти слова с долей обиды и досады, но почему? Казалось бы, вот она долгожданная свобода, но без мамы это свободное время становится бесполезным и уже ненужным, теряет смысл. В этой части произведения отчетливо прорисовывается первоначальное эмоциональное состояние от слова разлука.
Заключительные строчки: « И звучат печально гаммы/ В нашей комнате./ Без мамы». Слово печально возвращает нас к ассоциациям со словом разлука, и только теперь мы понимаем, почему автор дала этому произведению именно такое название. Герою грустно без мамы, сейчас он действительно скучает о ней, и ждет, скорей бы мама вернулась.
Воспитательное значение этого стихотворения проявляется в том, что, когда родители говорят нам заниматься тем, чем не хочется, это не значит, что они настроены против нас и наших желаний, просто родители гораздо лучше знают, как рационально использовать наше свободное время с пользой для нас самих. Любой ребенок, прочитав это стихотворение, поймет, что мама этого мальчика желает ему только лучшего, чтобы он вел здоровый образ жизни, питался здоровой пищей, был образованным, просвещенным и культурным, и все, что он делает, он делает не для мамы, а для себя, для своего будущего.
Список литературы
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944с.
Анализ стихотворения Агния Барто «Разлука»
Анализ стихотворения Агнии Барто «Разлука»
История создания:Есть в творческом наследии Агнии Барто трогательные произведения для детей. Доказательством этого является стихотворение «Разлука». Написано оно за несколько лет до смерти поэтессы – в 1978 году. Её дни проходили в кругу семьи. Из-под пера появлялись не только стихотворения, но и мемуары.Анализируемое произведение относится к позднему периоду творчества Агнии Барто.
В стихотворении раскрыта тема разлуки ребенка с матерью. Автор показывает, как ребёнок скучает по маме; воспевает чистую, бескорыстную детскую любовь.
Сюжетная линия произведения представляет собой повествование об одном из жизненных эпизодов мальчика, который оказывается вместе с отцом без покровительства мамы, оставившей семью для решения насущных проблем на несколько дней.
Источник: Анализ стихотворения Разлука Барто
Главный герой– мальчишка, который с нетерпением ждет маму с командировки. Строки написаны от первого лица единственного числа, поэтому читатель может ярко представить эмоции ребёнка. Уже в первых строках мальчик признается, что все делает для мамы: играет гаммы, ходит к врачу, учит математику. Читатель понимает, что заниматься этим герой произведения не любит.
Мальчик даже в речку не полез, когда купались другие ребята. Он просидел один на пляже. Он также моет для мамы руки, ест овощи. Наконец, ребёнок рассказывает, что мама уже пять дней в командировке в городе Прилуки. Он признается, что сначала он воспользовался тем, что мамы нет: не играл гаммы, насмотрелся телевизор. Там прическа одной артистки напомнила мамину. И вот в этот вечер ребёнку нечем заняться. Он замечает, что отец держит в руках газету, но не читает её, о чем-то задумался. Понятно, что он соскучился по супруге и лишь успокаивает себя и сына: «Потерпим малость, десять дней ещё осталось…».
Мальчик кладет спички на место и моет руки. Он размышляет, зачем так делает: по привычке или со скуки. Он начинает играть гаммы и замечает, что без мамы они звучат печально.
Размер,рифма и строфика: Состоит из девяти строф. Преобладают катрены, но также есть двустишья и пятистишие. Разделение на строфы продиктовано смыслом. В тексте использована смежная и перекрестная виды рифмовки. Преобладают женские рифмы, но есть также мужские. Написаны строки четырехстопным хореем.
Средства выразительности:. Автор использовал метафоры («отложил в сторонку гаммы», «в глазах пошли полоски», «одна артистка ходит в маминой прическе», «он витает где-то», «звучат печально гаммы»), эпитеты («вечерняя программа», «мамина прическа»). Привлекает внимание анафора «для нее», которая помогает реализовать идею, сделать эмоциональные акценты.
Важную роль в воспроизведении эмоций ребенка играет интонация. В тексте использованы оборванные синтаксические конструкции, восклицательное предложение. Они отображают печаль ребенка и отца, пустоту, которая воцарилась в доме без мамы. В некоторых строках использована аллитерация, например, слова с согласным «с» воспроизводят тоску: «со скуки я кладу на место спички…».
Поэтическое содержание стихотворения передает состояние ребенка, выражая первоначально радость от обретения неожиданной свободы в совершении поступков, а затем передавая грусть, нехватку и тоску из-за отсутствия рядом родной мамы и острого желания его скорейшего возвращения.
Стихотворение имеет глубокое воспитательное значение, заставляя маленьких читателей задуматься о роли в их жизни близких людей, а именно самого дорогого и родного человека для каждого из людей – мамы.