Банкротство физ лица и ип в чем разница
Основные отличия признания финансовой несостоятельности и прохождения процедуры банкротства физического лица и ИП
Физические лица и предприниматели банкротятся по общим правилам. Но есть определенные нюансы, которые отличают обе указанные процедуры.
Понятие физлица и ИП в рамках процедуры банкротства
Физическое лицо – это гражданин РФ, который наделен определенными правами и обязанностями. Применительно к делам о банкротстве под таким лицом понимают гражданина, который не имеет действующей регистрации в качестве предпринимателя и имеет только личные долги физлица.
Предприниматели – это оформленные по нормам российского законодательства граждане, которые вправе вести хозяйственную деятельность без образования юридического лица.
Ключевая особенность статуса ИП состоит в том, что предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом.
Но это не значит, что после закрытия ИП все долги будут списаны, как при ликвидации ООО. Вся задолженность перейдет на ИП как физлицо. Например, если, будучи предпринимателем, лицо накопило долги перед Пенсионным фондом, то, уже закрывшись, оно должно будет их оплатить. Это находит свое подтверждение в сложившейся судебной практике, например, по постановлению ФАС от 2014 года по делу №А53-28803/2009.
Основные отличия признания финансовой несостоятельности и прохождения процедуры банкротства физического лица и ИП
До 2015 года у рядовых граждан без предпринимательского статуса не было возможности заявлять о своем банкротстве, тогда как сами предприниматели банкротились на общих основаниях с юридическими лицами.
Теперь банкротство ИП и физлиц происходит по общим правилам, которые указаны в Главе 10. Указанные категории граждан обладают некоторыми особенностями по сравнению с банкротством юридических лиц:
Банкротство ИП и физлиц имеет много общего, с точки зрения порядка прохождения процедуры:
В качестве отличительных черт процесса признания финансовой несостоятельности предпринимателей можно отметить:
В результате банкротства ИП его регистрация в ФНС аннулируется, а разрешения и лицензии прекращают свое действие.
Помимо списания задолженности по кредитам, налогам и сборам и некоторым другим обязательствам (кроме алиментов, компенсации причинения вреда жизни и здоровью и пр.), в отношении ИП наступают такие последствия:
В остальном запреты в отношении банкротов-граждан аналогичны. Но запрет на занятие управленческих позиций для них вводится на 3 года, а не на 5.
Можно ли оформить банкротство как физическое лицо и как ИП одновременно
В перечень документов, которые в обязательном порядке предоставляет гражданин при объявлении о своем банкротстве, входит выписка из ЕГРИП. В этой выписке должно быть указано, обладает ли лицо статусом предпринимателя на момент инициации своего банкротства. Выписка имеет ограниченный период действия: не более 5 дней.
Такой документ обязателен по той причине, что рассмотрение одновременно двух дел в процессе о банкротстве недопустимо. Лицо может банкротиться либо как ИП, либо как физлицо.
Согласно п. 7 Постановления Пленума ВАС от 30 июня №51, кредиторы по личным обязательствам гражданина могут вступить в дело о его банкротстве как ИП. Но юристы рекомендуют гражданам закрыть свое ИП перед банкротством:
Затем граждане могут подавать на свое банкротство уже без статуса ИП (так как он утрачен к этому моменту по нормам ст. 84 НК), но это не значит, что в рамках дела нельзя получить списание по предпринимательским долгам. Списание долгов буквально означает, что кредиторы и уполномоченные инстанции в лице ФНС или Пенсионного фонда более не вправе требовать от должника погашения обязательств по ним.
Таким образом, банкротство физических лиц и индивидуальных предпринимателей происходит по общим правилам. Их отличает спектр долговых обязательств и круг потенциальных последствий. Так, после банкротства предпринимателя он не может в течение 5 лет регистрировать новое ИП.
Банкротство индивидуального предпринимателя
Иногда в жизни индивидуального предпринимателя наступает такой момент, когда приходит понимание – все, дальше двигаться некуда, дело приносит больше расходов, чем доходов, долги копятся и не остается ничего другого, как признать себя банкротом. Конечно, это самая крайняя мера и прежде чем решиться на нее, нужно попытаться найти иные способы решения проблем, но если все другие варианты исчерпаны, то следует знать, что процедура банкротства в России отработана до мелочей и подчиняется определенному алгоритму действий.
Нюансы банкротства ИП
Закон о банкротстве регулирует этот статус у всех форм хозяйствования сразу: у индивидуальных предпринимателей, у физических лиц, которые ими не являются, и у юридических лиц. В 2015 году Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года был дополнен главой 10, посвященной этой процедуре у физических лиц.
Рассмотрим ключевые особенности, характерные для процедуры признания банкротством именно индивидуальных предпринимателей, в отличие от физических лиц.
Чем отличается банкротство ИП от банкротства физлиц
Есть ли разница в банкротстве физлица-ИП и того, кто предпринимателем не является? Она минимальна.
К СВЕДЕНИЮ! Не обязательно, но для значительного упрощения процедуры предпринимателю в статусе ИП рекомендуется закрыть его до подачи заявления, тем более, сделать это можно быстро и несложно.
Истцы: кто имеет право подать заявление о банкротстве
Делами о признании индивидуальных предпринимателей банкротами занимается Арбитражный суд. Есть две категории возможных истцов, имеющих право подать заявление о банкротстве индивидуального предпринимателя.
Дополнительно предъявить финансовые претензии к потенциальному банкроту могут кредиторы, имеющие финансовые претензии к индивидуальному предпринимателю, как к физическому лицу. Немаловажный нюанс: подать заявление в Арбитражный суд к ИП они не имеют права, но их требования учитываются в процессе процедуры банкротства ИП, а также при последующем распределении выплат займодавцам.
Право на банкротство: приводим доказательства
Закон РФ учитывает, что ИП может быть признан банкротом только в том случае, если задолженность образовалась именно в процессе предпринимательской деятельности. Любые другие долги, такие как, например, широко распространенные потребительские кредиты, арендные платежи и т.п. регулируются судами общей юрисдикции. Прежде чем написать заявление с просьбой о признании банкротом, понадобится собрать стопроцентные доказательства неплатежеспособности ИП.
Доказательства эти должны соответствовать перечню причин для банкротства ИП, обозначенных Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Строгая регламентация этих причин обусловлена необходимостью избежать ситуаций, когда для признания банкротства ИП служит временная финансовая нестабильность в бизнесе. Существует всего два вида неопровержимых доказательств для законного признания индивидуального предпринимателя банкротом:
После приема заявления от истца, Арбитражный суд налагает арест на имущество должника с запретом проведения каких-либо сделок с ним. Тут есть свои исключения: законом РФ строго определены виды имущества, на которые суд не вправе накладывать арест. Впоследствии, данные виды имущества не могут быть включены и в реализуемую конкурсную массу для погашения долгов.
На этапе подачи заявления в арбитраж о банкротстве ИП присутствует высокая вероятность остановки процесса в случае, если кредиторы добровольно и совместно с индивидуальным предпринимателем составят график погашения долгов с последующим его исполнением со стороны ИП.
После того, как все выплаты будут исполнены и долги закроются, индивидуальный предприниматель будет восстановлен в ранге платежеспособного гражданина.
Процедура наблюдения: зачем это нужно
После подачи заявления с предоставлением необходимых доказательств, по заявлению истца за деятельностью индивидуального предпринимателя вводится процедура наблюдения или, как ее еще называют, процедура надзора сроком от 4 до 6 месяцев.
Наблюдение необходимо для того, чтобы оценить реальную финансовую ситуацию работы ИП, проверить документацию, проанализировать активы и пассивы, проследить за осуществлением денежных операций, соблюдением прав работников и законностью действий руководства.
Всем этим будет заниматься конкурсный управляющий, назначенный судом.
Конкурсное производство
После того, как процедура наблюдения пройдена и конкурсный управляющий признал, что индивидуальный предприниматель не имеет возможности выплачивать существующие долги и кредиты, наступает этап конкурсного производства. Смысл его в том, что в рамках закона о банкротстве, в течении полугода имущество должника реализуется на публичных торгах.
Предварительно, в газете «Коммерсант», публикуется объявление о начале процедуры признания данного ИП банкротом с целью найти и оповестить всех остальных возможных кредиторов. Затем, в течение месяца с момента публикации заметки в газете, вновь объявившиеся потенциальные кредиторы могут выдвинуть свои требования к «проблемному» ИП.
После того, как желающие предъявили финансовые претензии банкротящемуся предпринимателю, на специальном заседании с участием всех кредиторов, решается порядок сбыта имущества должника, очередность удовлетворения требований и распределения вырученных средств среди займодателей.
Реализации подлежит абсолютно все имущество гражданина-ИП, в том числе и личное, кроме:
Бизнесмена-банкрота нельзя оставить совершенно без средств, поэтому при конкурсном производстве ему выделяется прожиточный минимум.
Временный управляющий изыскивает все прочие, помимо продажи имущества, возможности и источники для погашения долгов со стороны банкрота. Реализацию имущества банкрота осуществляют судебные приставы, а все средства, вырученные с его продажи, равно как и те, что имелись на счетах должника к моменту проведения банкротства, вносятся на депозит Арбитражного суда.
В случае, если погасить долги индивидуального предпринимателя перед кредиторами вызывается третья сторона, например, какое-либо кредитное учреждение, крупная коммерческая структура либо инвестиционный фонд и т.п., закон им в этом не препятствует. По завершении конкурсного производства все, даже не исполненные требования кредиторов, считаются погашенными.
Правда бывает, что после завершения процедуры банкротства выявлены факты незаконной передачи имущества кому-либо, а также факты преднамеренного скрывания имущества должником. В этом случае займодатели, требования которых не были удовлетворены в ходе процедуры банкротства, имеют право заявить новые претензии на взыскание с банкрота средств, с реализации вновь обнаруженного имущества.
Мировое соглашение
На любом этапе банкротства индивидуального предпринимателя, стороны могут договориться о мировом соглашении. В этом случае ИП избежит принудительной ликвидации и сохранит имущество и денежные активы. Мировое соглашение обязательно регистрируется в судебном порядке и представляет собой письменную договоренность о погашении имеющихся у ИП долгов и кредитов в строго определенные сроки. Как показывает практика, суд не всегда предоставляет сторонам право на мировое соглашение. Например, причиной для отказа служит повторное прошение о признание ИП банкротом.
Банкрот: что это значит
С момента признания должника банкротом, он теряет статус индивидуального предпринимателя и на некоторое время лишается права заниматься законной коммерческой деятельностью.
Процедура банкротства индивидуальных предпринимателей – процесс многоэтапный, долгий и непростой. Надо сказать, что она не всегда заканчивается собственно банкротством. Иногда, после тщательной и подробной проверки конкурсный управляющий предоставляет в суд отчет о нормальной деятельности ИП. Поэтому прежде чем решаться на подобный шаг, необходимо тщательно просчитать все иные пути выхода из кризисной ситуации и по возможности попытаться избежать судебных разбирательств.
Банкротство граждан: разъяснения ВС РФ
1 октября вступили в силу новые положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон о банкротстве), предусматривающие возможность банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Изначально предполагалось, что рассматривать соответствующие дела будут суды общей юрисдикции. Однако впоследствии это решение было изменено, и рассмотрение дел о банкротстве физических лиц отнесено к подведомственности арбитражных судов. Несмотря на то что последние имеют более чем обширную практику работы с делами о банкротстве, данная категория дел имеет свои особенности, связанные, в первую очередь, со спецификой субъекта – гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью. Поэтому ВС РФ попытался разъяснить общие вопросы по применению на практике новых положений о банкротстве граждан (Постановление Пленума ВС РФ от 13 октября 2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»; далее – Постановление). Рассмотрим, какие пояснения дал Суд.
Первое и очень важное разъяснение касается того, какие требования учитываются при определении размера долга физического лица. ВС РФ уточнил, что при возбуждении дел о банкротстве граждан учитываются требования кредиторов, возникшие и до 1 октября 2015 года (п. 1 Постановления).
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Подробности о проведении процедуры банкротства граждан – в материале «Должники vs. кредиторы: кому более выгоден новый закон о банкротстве?» (часть 1, часть 2).
Если речь идет о банкротстве гражданина, являющегося ИП, учитываются все обязательства, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом для процедуры банкротства ИП установлен ряд особенностей, в частности об аннулировании лицензий на осуществление определенных видов деятельности и др. (§2 гл. X закона о банкротстве). Кроме того, возбуждение двух дел о банкротстве одного лица – как гражданина и как ИП – невозможно, а к гражданам, которые являются главами крестьянских (фермерских) хозяйств, положения о банкротстве физических лиц и вовсе не применяются (п. 2-3 Постановления).
Рассматриваются дела о банкротстве граждан по месту их жительства, которое может быть подтверждено выданными ФМС России документами о регистрации или выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I, п. 2 ст. 5 и ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ). Если же место жительства должника (здесь и далее под должником понимается гражданин, в том числе ИП) неизвестно или он находится за границей, дело о банкротстве этого гражданина рассматривается арбитражным судом по последнему известному месту его жительства, которое определяется, как указано выше (п. 5 Постановления). ВС РФ пояснил, что суды при подготовке дел к судебному разбирательству вправе запрашивать в органах регистрационного учета информацию о месте жительства должника для проверки достоверности указанных в заявлении о признании банкротом сведений. Данное разъяснение было включено в Постановление по просьбе судей арбитражных судов и должно помочь правильно определять подсудность дел о банкротстве.
Заявление о признании гражданина банкротом
Подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом может он сам, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.3 закона о банкротстве). ВС РФ пояснил, что перед обращением в суд заявителю не нужно публиковать уведомления о намерении подать такое заявление (п. 7 Постановления). К этому выводу Суд пришел на основании того, что данная обязанность законодательно не установлена в отличие от общего правила для юридических лиц и ИП, согласно которому кредитная организация или должник (тот, кто подает заявление о признании банкротом) обязаны не менее чем за 15 дней до подачи заявления опубликовать информацию о планируемом обращении в суд путем внесения ее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Напомним, такая форма обнародования намерения подать заявление обязательна с 1 июля текущего года (п. 2.1 ст. 7 и п. 4 ст. 37 закона о банкротстве).
Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей или участников должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
Уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями на региональном и муниципальном уровнях (ст. 2 закона о банкротстве).
ВС РФ подчеркнул, что вне зависимости от того, кем подано заявление о признании должника банкротом, должник должен представить суду (абз. 4 п. 12 Постановления):
БЛАНКИ
Заявление гражданина о признании его банкротом
Заявление конкурсного кредитора о признании гражданина банкротом
Заявление уполномоченного органа о признании гражданина банкротом
В случае, когда на момент подачи заявления о признании должника банкротом конкурсным кредитором или уполномоченным органом их требования не подтверждены вступившим в силу решением суда (без такого судебного решения заявители могут подавать заявление в отношении только определенных требований (п. 2 ст. 213.5 закона о банкротстве)) и между заявителем и должником есть спор о праве, суд либо признает заявление необоснованным и оставляет его без рассмотрения, либо прекращает производство по делу (абз. 4-5 п. 2 ст. 213.6 закона о банкротстве). ВС РФ уточнил, что под спором о праве понимаются возражения должника, как письменные, так и устные, о размере, сроке исполнения задолженности и ее существовании в принципе (абз. 2 п. 14 Постановления). Однако, по мнению Суда, арбитражный суд может отклонить возражение должника, если есть основания полагать, что он пытается не допустить или отсрочить введение процедуры банкротства (например, должник признает факт наличия задолженности и просрочку ее возврата, но при этом возражает против возбуждения в отношении него дела о банкротстве), что противоречит принципу недопустимости злоупотребления правом.
При рассмотрении заявления уполномоченного органа о признании гражданина банкротом суды должны помнить, что Правительством РФ установлен специальный порядок предъявления в деле о банкротстве требований по обязательствам перед РФ (постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»), и проверять его соблюдение (п. 15 Постановления).
В каждом деле о банкротстве судом назначается финансовый управляющий (ст. 213.9 закона о банкротстве). ВС РФ отметил, что в заявлении о признании должника банкротом заявитель указывает только саморегулируемую организацию, один из членов которой должен быть утвержден финансовым управляющим. Ни сам должник, ни конкурсный кредитор, ни уполномоченный орган не могут выбрать конкретную кандидатуру управляющего. Поэтому если в заявлении указаны данные об определенном человеке, оно подлежит оставлению без движения. Если же, помимо этих данных, в заявлении указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, суд запрашивает у нее кандидатуру финансового управляющего для утверждения в конкретном деле (п. 16 Постановления).
ВС РФ подчеркнул, что финансовый управляющий может привлекать к своей деятельности других лиц. Соответствующее определение суда выносится, если доказана необходимость привлечения этих лиц, обоснована цена их услуг, а заявитель согласен оплатить эти услуги. Если оплатить привлечение других специалистов согласился кредитор или уполномоченный орган, то понесенные ими расходы не возмещаются за счет должника.
Оплата услуг иных лиц может осуществляться за счет конкурсной массы, если имеющего в нем имущества достаточно для этого, а без указанных лиц невозможно достичь целей банкротства (абз. 3 п. 21 Постановления). Например, привлечение кадастрового инженера необходимо для кадастрового учета земельного участка должника, обязательного для регистрации прав на этот участок и его продажи в целях проведения расчетов с кредиторами. Кроме того, оплатить услуги привлеченных специалистов может сам финансовый управляющий, и в этом случае его расходы не возмещаются ни должником, ни кредитором, ни уполномоченным органом.
Реструктуризация долга и реализация имущества должника
В делах о банкротстве граждан, напомним, применяются три процедуры: заключение мирового соглашения, реструктуризация долгов и реализация имущества должника (ст. 213.2 закона о банкротстве). Причем если при реализации имущества речь идет уже только об удовлетворении требований кредиторов, то цель реструктуризации – восстановить платежеспособность должника, в результате чего он сможет погасить задолженность перед кредиторами. Этим двум процедурам уделено особое внимание в Постановлении.
Проект плана реструктуризации может быть предложен самим должником, кредитором либо уполномоченным органом. Если финансовый управляющий не получит ни одного проекта плана реструктуризации долгов в течение 10 дней с момента истечения двух месяцев с даты опубликования сообщения об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом (на протяжении именно такого срока конкурсные кредиторы и уполномоченный орган могут предъявить требования к должнику, которые включаются в реестр требований кредиторов), он выносит на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (п. 4 ст. 213.12 закона о банкротстве). Однако ВС РФ отметил, что направленный по истечении указанного 10-дневного срока проект плана реструктуризации все же может быть рассмотрен на первом собрании кредиторов (ст. 213.8 закона о банкротстве), если он получен до дня проведения собрания, финансовый управляющий успел подготовить свои предложения или возражения по нему, а заинтересованные лица – ознакомиться с ним (абз. 2 п. 28 Постановления).
Направление одобренного собранием кредиторов проекта плана реструктуризации в арбитражный суд, рассматривающий соответствующее дело о банкротстве, является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. Никакого ходатайства от участников дела в этом случае не требуется (п. 29 Постановления). При этом по ходатайству лица, участвующего в деле, суд может утвердить и не одобренный собранием кредиторов план реструктуризации. Это возможно в том случае, когда его реализация позволит полностью удовлетворить требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а требования, включенные в реестр требований кредиторов, – в существенно большем размере, чем при немедленной реализации имущества (п. 4 ст. 213.17 закона о банкротстве).
Важно, что любой проект плана реструктуризации долга – как одобренный собранием кредиторов, так и не одобренный – обязательно должен быть одобрен должником, так как именно он лучше всех понимает свое финансовое положение и может оценить осуществимость плана. Одобрить план должник может письменно либо устно – в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. Без одобрения должника план реструктуризации может быть утвержден в единственном случае – когда несогласие должника является злоупотреблением правом. Например, если не обладающий имуществом должник, получающий высокую зарплату, настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов, чтобы уклониться от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов (абз. 3 п. 30 Постановления).
Для недопущения злоупотребления правом кредиторами арбитражные суды не должны утверждать планы реструктуризации, в которых не предусмотрены средства на проживание должника и членов его семьи, находящихся у него на иждивении (не менее величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе), а также те, при реализации которых будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних, полагает ВС РФ (п. 31 Постановления).
Кроме того, план реструктуризации долгов не утверждается судом, если по окончании срока его реализации должник не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (п. 34 Постановления). Данное разъяснение Суда нужно учитывать и в случае утверждения плана без одобрения собрания кредиторов.
По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина (соответствующий отчет готовится финансовым управляющим не позднее чем за месяц до истечения срока, установленного для реализации плана реструктуризации) и жалоб кредиторов арбитражный суд принимает определение о завершении реструктуризации долгов гражданина, если задолженность погашена, а жалобы кредиторов признаны необоснованными, либо отменяет план и принимает решение о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.22 закона о банкротстве). ВС РФ пояснил, что под указанными жалобами понимаются заявленные кредиторами или уполномоченным органом возражения против завершения процедуры реструктуризации долгов, в том числе из-за неисполнения должником условий плана реструктуризации. Они рассматриваются одновременно с вопросом о результатах исполнения плана, назначения отдельного судебного заседания для их рассмотрения не требуется (абз. 3 п. 35 Постановления).
Признав гражданина банкротом, арбитражный суд принимает решение о введении реализации его имущества (п. 2 ст. 213.24 закона о банкротстве). Порядок, условия и сроки реализации имущества должника, не являющегося ИП и не бывшего им ранее, утверждаются судом по ходатайству финансового управляющего (п. 1 ст. 213.26 закона о банкротстве).
Имущество должников – индивидуальных предпринимателей, а также граждан, которые уже не являются ИП, но обязательства которых возникли у них в то время, когда они были предпринимателями, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, продается в порядке, предусмотренном для продажи имущества юридических лиц (ст. 139 закона о банкротстве).
По требованию финансового управляющего должник должен предоставлять ему сведения о своем имуществе, обязательствах и кредиторах (п. 9 ст. 213.9 закона о банкротстве). Непредставление сведений финансовому управляющему либо суду, а также представление заведомо недостоверных сведений является одним из оснований неосвобождения от обязательств гражданина, признанного банкротом, по завершении реализации имущества и расчетов с кредиторами (абз. 3 п. 4 ст. 213.28 закона о банкротстве). При принятии такого решения суды должны учитывать факт наличия или отсутствия у должника документов, которые необходимо направить финансовому управляющему или в суд, и возможность их получения или восстановления, считает ВС РФ (абз. 2 п. 42 Постановления).
По общему правилу решение о неосвобождении должника от обязательств суд принимает при вынесении определения о завершении реализации имущества должника (абз. 5 п. 4 ст. 213.28 закона о банкротстве). Однако если обстоятельства, являющиеся основанием для принятия такого решения, будут выявлены после завершения реализации имущества должника, соответствующее судебное определение, в том числе в части освобождения от обязательств, может быть пересмотрено по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа или финансового управляющего, отметил ВС РФ (п. 46 Постановления).
Нужно отметить, что любое определение суда о завершении реструктуризации долгов должника или реализации его имущества может быть пересмотрено судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 213.29 закона о банкротстве). При возобновлении производства по делу или введении процедуры реализации имущества финансовый управляющий выбирается из той саморегулируемой организации, член которой выполнял функции финансового управляющего в данном деле (п. 27 Постановления).
И судьи ВС РФ, и судьи арбитражных судов отмечают, что более конкретные разъяснения по новым положениям закона о банкротстве могут быть даны только после того, как начнет формироваться судебная практика по делам о банкротстве граждан и станет понятно, какие именно нормы требуют пояснения. Кроме того, нельзя исключать возможности внесения изменений в законодательство, особенно учитывая, что положения о банкротстве граждан в довольно сжатые сроки были перенесены (причем не без изменений) из Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ в Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев во время лекции о развитии и современном состоянии института банкротства в России, состоявшейся в МИА «Россия сегодня» 20 октября, обозначил противоречие, имеющееся в нормах об обязательном и добровольном обращении гражданина в суд с заявлением о банкротстве. «В этом законе есть две статьи, которые друг другу, на мой взгляд, не соответствуют. В одной статье написано, что гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о процедуре банкротства вне зависимости от того, какой у него долг (п. 2 ст. 213.4 закона о банкротстве). А в другой – что суд имеет право принять заявление, только когда долг больше 500 тыс. руб., если иное не предусмотрено законом о банкротстве (п. 2 ст. 213.3 закона о банкротстве). Юристы считают, что то исключение, которое сделано для гражданина [о возможности подать заявление вне зависимости от суммы долга. – Ред.], является исключением и для суда, но я с этим не согласен. Надеюсь, что суды подобные противоречия грамотно разрешат либо обратятся в ВС РФ», – подчеркнул омбудсмен.
Таким образом, можно констатировать, что рассмотренное Постановление – первый, но вряд ли последний разъясняющий положения о банкротстве физических лиц документ.