Балетная стопа что это

Балетная стопа. Постановка и воспитание.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Короткова Оксана Васильевна,

преподаватель классического танца

ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)»

БАЛЕТНАЯ СТОПА: ПОСТАНОВКА И ВОСПИТАНИЕ

“Человеческая стопа – это произведение искусства природы”

Врач – ортопед И. А. Баднин писал: “У артистов балета основным рабочим инструментом являются стопы” [1, с.38].

Стопа – это сложный в анатомическом и функциональном плане аппарат. Она состоит из семи костей предплюсны (таранная, пяточная, три клиновидные, ладьевидная и кубовидная); пяти плюсневых костей и четырнадцати фаланг пальцев стопы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от количества связок, обеспечивающих в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость к нагрузкам. Обычно выделяют следующие функции стопы: балансировочная, рессорная (смягчение ударов во время разнообразных передвижений), опорная.

При поступлении в хореографические училища оцениваются, в том числе и стопы детей. Ярко выраженные нарушения сводов стопы являются противопоказанием к поступлению.

Отобрать абсолютно здоровых детей в настоящее время проблематично, так как по данным разных авторов от 10 до 50 % населения имеют тот или иной вид плоскостопия [5; 6].

Своды стопы формируются еще до рождения ребенка. Стопа новорожденного выглядит плоской, так как на ней хорошо развит слой подкожной жировой клетчатки. Период активного формирования сводов приходится на возраст от 3 до 7 лет. На этом этапе наиболее часто возникает плоскостопие. В период второго детства (8-12 лет) скелет стопы фактически заканчивает формирование. Окончательно рессорные свойства стопы, обусловленные степенью выраженности ее сводов, устанавливаются к 16-20 годам [7. c.87].

В связи с большим значением стоп в танце в классической хореографии сложился термин “балетная стопа”, подразумевающий определенные качества, которые развиваются в результате систематических занятий классическим танцем и обусловлены профессиональной необходимостью. Для успешной профессиональной карьеры стопы артиста балета должны обладать гибкостью, эластичностью и силовой выносливостью [8].

— Гибкость стопы означает максимальную амплитуду движений в голеностопном суставе и суставах стопы. В балете это, прежде всего, способность стопы принимать положение крайнего подошвенного сгибания и тыльного разгибания (вытягивание и сокращение подъема) [8].

— Эластичность стопы – это способность мышц и связок упруго сопротивляться нагрузке, возвращаясь к своей форме после непродолжительного по времени растягивания, что важно для выполнения стопой рессорной функции [9].

Насыщенность процесса обучения, предполагающая большую нагрузку на стопы уже на первом году (прыжки, в том числе с приземлением на одну ногу,начальные упражнения на пальцах), требует правильно сформированного мышечно-связочного аппарата учащихся.

Учитывая физиологические сроки формирования сводов стопы постановкой и воспитанием стопы, позволяющими избежать мышечно-связочных нарушений, необходимо заниматься как можно раньше.

Упражнения, чаще всего рекомендуемые для формирования сводов стопы условно можно разделить на несколько групп:

— массажные (катание мячика или цилиндра, хождение по палке, поглаживающее движения одной ноги по голени другой и т. д.);

— упражнения для укрепления мышц подошвы (вытягивание носочков, “проползание” по полу за счет сгибания пальцев и т. п.);

— упражнения, использующие движения пронации и супинации, отведения и привидения (бег на внешней и внутренней стороне стопы, круговые движения стоп и т. д.);

Занятия с детьми 4-5 лет целесообразно проводить в игровой форме, используя понятные малышам ассоциации. Движение носками ног вверх-вниз, например можно назвать “ушки зайчика”, сгибание пальцев – “летучие мыши”, дополнив рассказом о том, что летучие мыши спят вверх ногами, им нужны крепкие пальчики-коготки, которые нужно наточить. Мышечно-связочный аппарат маленьких детей еще очень слаб, поэтому связки детей-дошкольников нужно укреплять очень бережно, корректируя направление мышечного напряжения руками каждому ребенку. Нельзя допускать скашивания стопы вовнутрь (“косолапие”). Уже на этом этапе стопа выставляется в правильное “балетное” положение, что позволит в дальнейшем грамотно выстроить стопу и избежать травмирования голеностопного сустава.

Упражнения для малышек нужно подбирать аккуратно, учитывая слабость, мягкость, податливость мышц и связок дошкольников. К примеру, бег на внешней и внутренней стороне стопы лучше заменить разведением натянутых носочков, зафиксировав голеностоп рукой (упражнение выполняется сидя на коврике). Постепенно можно добавлять упражнения, предполагающие уже некоторое владение более сложной мышечной координацией, например “волны” (сначала поднимаются наверх пальцы, затем сокращается в голеностопе стопа, далее пальцы сгибаются и стопа вытягивается) и увеличивать количество повторов.

На первом году обучения в хореографическом училище формированию балетной стопы следует уделить особое внимание в рамках учебной дисциплины “Гимнастика”. Комплекс упражнений для стоп необходимо составить таким образом, чтобы подготовить стопы к дальнейшей нагрузке, т. е. упражнения должны развивать силу, эластичность и гибкость стоп. Целесообразно использование упражнения из комплекса партерной гимнастики способствующие формированию балетной линии ноги (лежа на животе, ноги в I позиции вытягивать и сокращать стопы одновременно и попеременно и др.).

На уроках классического танца стопа выставляется особенно тщательно в положении ноги battement tendu pointe вперед, когда пальцы направляются вертикально относительно пола, а пятка подается наверх. При этом нельзя допустить сокращенного “скрюченного” положения. Стопа должна быть сильно натянута. Также, очень важно правильно выстроить положение ноги в battement tendu pointe в сторону. Мышечное напряжение распределяется таким образом, чтобы подать (“подкрутить”) пятку вперед. Визуально пятка должна оказаться чуть впереди большого пальца.

Особенно полезно как на начальном этапе обучения в профессиональном учебном заведении, так и в последующем использовать releve на высокие полупальцы по I позиции с последующим demi plie. Пятка при этом поднимается максимально высоко и сильно подается вперед. Подъем выгибается предельно. Это упражнение используется и в экзерсисе на пальцах.

Необходимо отметить, что балетная стопа формируется и воспитывается не только на протяжении восьмилетнего цикла обучения в хореографическом училище, но и в процессе дальнейшей, уже профессиональной, деятельности.

1. Баднин И. А. Охрана труда и здоровья артистов балета. Учебное пособие, Москва, Медицина, 1987. 204 с.

2.Ваганова А. Я., Основы классического танца, 6-е издание. Серия Учебники для вузов. Специальная литература, СПб, Лань, 2000. 158с.

3.Дембо Н. А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища Л., ЛХУ, 1941. 56с.

4.Силкин П. А. Рекомендации по проведению приема детей в профессиональные хореографические учебные заведения для подготовки по направлению “Хореографическое искусство” образовательная программа артист балета, 2-е изд. Испр. СПб, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой 2010. 37с.

5.Котельников Г. П. Миронов, С. П. Мирошниченко, В. Ф., Травмотология и ортопедия: учеб. Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2009. 397с.

6.Картавцева Е., Можно ли избавиться от плоскостопия? Причины болезни. Профилактика [Электронный ресурс] URL: http://elenaknsp.com/zdorov-e/mozhno-li-izbavitsya-ot-ploskostopiya-prichiny-bolezni-profilaktika.html

7.Страдина М. С. Возрастная морфология: учеб. – метод пособие, СПб СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. 87 с.

8.М. А. Марина, Формирование балетной стопы в системе профессионального и предпрофессионального хореографического образования. // Вестник Академии Русского Балета им А. Я. Вагановой №5 (40) 2015.

9.Макарова Г А Спортивная медицина: учеб. Москва, Советский спорт, 2008. 480с.

Источник

Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.

Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.

Осмотр ребенка на приеме

На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:

Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.

Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 1На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость.
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 2На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка.
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 3На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь.
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис 3.1На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром.
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 4 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 5 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 6

Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.

Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 7

На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.

Упражнения для стоп

На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.

Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 8 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 9 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 10
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 11 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 12 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис.13
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 14 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 15 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 16

Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата

На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.

❌ ✔❌ ✔
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 17 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 18
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 19 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 20
Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 21 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 22

Тренировки стоп для подростка

На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:

Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 23
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 24
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности (балансировочной подушке) обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 25 Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 26
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени.Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что это
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 28
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 29
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 30
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 31
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 32
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что этоРис. 33

Текст и иллюстрации подготовил

Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».

Источник

Балетная стопа что это

Стопа имеет два свода — поперечный и продольный, которые играют большую роль в локомоторной функции. Движения в суставах стоп объясняет «спиральная» теория, согласно которой эти движения осуществляются вокруг продольной оси стопы. Происходит как бы «скручивание» и «раскручивание» стопы таким образом, что передний и задний отделы вращаются в противоположных направлениях. Движение по продольной оси происходит в основном в таранно-пяточно-ладьевидном и поперечном суставах. Оно оказывает большое влияние на высоту продольного свода: если вращать наружу пятку, а внутрь передний отдел стопы, то свод будет увеличиваться, если вращать пятку внутрь и кнаружи передний отдел, то свод будет уменьшаться.

Главными и активными держателями сводов считаются подошвенные мышцы, обладающие значительной сократительной силой и выносливостью к нагрузкам. Из мышц наибольший интерес представляют задняя большеберцовая и длинный сгибатель большого пальца стопы, который считают «тетивой» свода. Во время прыжка он способствует отталкиванию большого пальца от пола.

Во время танца стопа испытывает большую нагрузку. Стопа работает в позициях и движениях, далеко выходящих за пределы свойственных ей естественных физиологических движений. В результате ранних занятий в хореографическом училище (с 9 лет), а затем работы в театре на протяжении 20 лет развиваются изменения стопы, свойственные только артистам балета.

Как у балерин, так и у танцовщиков отмечается распластанность переднего отдела стопы. Развивается поперечное плоскостопие в результате особенностей танцев на пальцах и полупальцах, когда нагрузка приходится в основном на передние отделы стопы. Это неизбежно приводит к расхождению крайних плюсневых костей и расширению переднего отдела стопы. Первая плюсневая кость отклоняется кнутри, мышцы большого пальца смещаются и образуется вальгусная (наружная) деформация большого пальца.

Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что это

У исполнителей классического танца туфли мягкие и не препятствуют расхождению костей стопы; у исполнителей характерных и народных танцев туфли плотные с боковой поддержкой, и поэтому у них реже встречается поперечное плоскостопие. У балерины туфли стягивают поперечник стопы, носок их заострен, площадь опоры при танцах на пуантах ничтожна, что вызывает напряжение большого пальца и отклонение его кнаружи. Поперечное плоскостопие встречается у 82,1% исполнителей классического танца.

Другой особенностью стопы артистов балета является «рабочая» гипертрофия компактного вещества II и III плюсневых костей. Это приспособительная реакция костей стопы в ответ на нефизиологическую (профессиональную) нагрузку, так как во время танцев на пуантах ось нагрузки проходит через 1, II и III плюсневые кости.
Во время профессионального отбора детей в хореографическое училище одним из критериев положительной оценки является одинаковая длина I, II и III пальцев по формуле I = II = III>IV>V, или I = II>III>IV>V.

Изучая влияние некоторых видов труда, в том числе и балетного, на строение скелета стопы, установлено, что основные нагрузки приходятся на I, II и III плюсневые кости, компактное вещество которых утолщается и достигает 14—15 мм. Уменьшается костномозговая полость, II и III плюсневые кости приобретают веретенообразную форму. Но эта рабочая гипертрофия не является устойчивой. Через несколько лет после прекращения сценической деятельности компактное вещество II и III плюсневых костей уменьшается.

Будущим артистам балета следует знать профессиональные варианты нормы строения стопы, которые у них часто встречаются в связи с особенностями больших статических нагрузок с детских лет, когда идет процесс формирования костного скелета стопы.

Источник

Балетная стопа что это

Изучение основ анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата, анатомо-профессиональных особенностей его у артистов балета, а также знание причин травм и заболеваний оиорно-двигательного аппарата имеет большое значение не только для профессиональной подготовки будущих танцовщиков, но и для ежедневного контроля за состоянием своего организма в соответствии с профессиональной нагрузкой.

Все движения экзерсиса оцениваются педагогами с точки зрения их полезности для балета. Но различные возможности каждого человека требуют индивидуального развития мышц и связок. А для этого надо знать анатомию и физиологию организма. Ф. В. Лопухов в своей книге «Хореографические откровенности» одну из глав посвятил связкам и мышцам. Он сам ходил в анатомический театр, где знакомился с анатомией, чтобы познать совершенную структуру тканей, способных выдерживать огромную нагрузку физкультуры и хореографии.

Н. И. Тарасов пишет, что в хореографических училищах изучается анатомия человека, не связанная с учебными приемами искусства танца, что нужно преподавать не общий, а специально разработанный курс анатомии и назвать его «Анатомические основы хореографии».

Но кроме анатомических данных артисту балета нужны знания и по гигиене, питанию, чередованию физических нагрузок и отдыха. Эти вопросы являются основными в деле профилактики профессиональных травм, заболеваний и перегрузок опорно-двигательного аппарата.

Стопа. G. Hohmann писал: «Человеческая стопа — это произведение искусства природы». Это изречение говорит о красоте и сложности строения стопы. Скелет стопы человека до настоящего времени еще не достиг того уровня стабильности, которым отличается скелет кисти человека. Кроме того, скелет стопы формируется и изменяется в зависимости от профессии, физической нагрузки и характера выполняемой работы.

Балетная стопа что это. Смотреть фото Балетная стопа что это. Смотреть картинку Балетная стопа что это. Картинка про Балетная стопа что это. Фото Балетная стопа что это

Стопа — это сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат. Она состоит из 7 костей предплюсны (таранная, пяточная, три клиновидные, ладьевидная и кубовидная); 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев стопы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от количества связок, обеспечивающих в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость ее к нагрузкам.

Кости стопы посредством таранной кости, наружных связок (передней и задней таранно-малоберцовой и пяточно-малоберцовой) и внутренней группы связок — дельтовидной (передняя и задняя большеберцово-таранная, большеберцово-ладьевидная, большеберцово-пяточная) соединяются с костями голени. Подтараиный сустав укреплен следующими тремя связками — межкостной таранно-пяточной, латеральной и медиальной таранно-пяточной.

Таранно-пяточно-ладьевидный сустав соединен двумя связками — таранно-ладьевидиой тыльной и пяточно-ладьевидной подошвенной. Пяточно-кубовидный сустав укреплен длинной подошвенной связкой и пяточно-кубовидной подошвенной связкой.
Поперечный сустав предплюсны (шопаров сустав) состоит из двух суставов и укреплен раздвоенной связкой, состоящей из двух пучков — пяточно-кубовидной и пяточно-ладьевидной связки.

Клиноладьевидный сустав относится к малоподвижным сложным соединениям и укреплен связками: тремя тыльными межклиновидными — клиноладьевидной, кубовидно-ладьевидной и клинокубовидной; четырьмя подошвенными — кубовидно-ладьевидной, клинокубовидной, клиноладьевидной и межклиновидными; тремя межкостными связками.

В предплюсне-плюсневом суставе (сустав лисфранка) кости предплюсны соединяются с плюсневыми с помощью связок — предплюсне-плюсневых тыльных и подошвенных, тыльных, подошвенных и межкостных плюсневых, трех межкостных плюсне-предплюсневых связок — латеральной, средней и медиальной.
Плюснефаланговые суставы укреплены капсулой, с подошвенной стороны — подошвенными связками, с боков— коллатеральными; тыльная часть капсулы тонкая.

Межфаланговые суставы укреплены капсулой, а с боков нодкреплсны коллатеральными связками.
Стопа в функциональном отношении — это единая костно-суставная система, предохраняющий тело от толчков и сотрясений, которые неизбежны при выполнении танцевальных движений. Стопа выполняет статическую (опорную) и динамическую (локомоторную) функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *