Аутический спектр что это
Признаки аутизма
Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.
РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.
Характерные черты детей с аутизмом (РАС)
Ранняя диагностика аутизма
Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.
В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.
В 0-1 года необходимо оценить:
В 1-2 года:
В 2-3 года:
В 3 года:
Признаки аутизма в 4 года и старше:
За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.
Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.
После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Основные факты
Введение
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения, такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения.
Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают от тяжелых нарушений и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм часто влияет на возможности для получения образования и трудоустройства. Кроме того, семьям, обеспечивающим уход и поддержку, часто приходится довольно нелегко. Отношение общества и уровень поддержки, оказываемой местными и национальными властями, являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом.
Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.
Аутизм часто сопровождается другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания, а также неадекватным поведением. Люди с аутизмом часто имеют сопутствующие состояния, включая эпилепсию, депрессию, тревожность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а также расстройство сна и неадекватное поведение, такое как склонность к самоповреждению. Интеллектуальные способности людей, страдающих от аутизма, варьируются в широком диапазоне — от серьезных нарушений до высокого уровня интеллекта.
Эпидемиология
По оценкам во всем мире один ребенок из 160 детей страдает от РАС. Это лишь усредненная цифра, и показатели распространенности заболевания, зарегистрированные в ходе различных исследований, варьируются в широком диапазоне. Однако, согласно результатам некоторых хорошо контролируемых исследований, эти цифры гораздо выше. На сегодняшний день неизвестно, насколько широко распространены РАС в странах с низким и средним уровнем дохода.
Причины
Согласно имеющимся научным данным, возможно, существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в том числе факторы окружающей среды и генетики.
Имеющиеся эпидемиологические данные однозначно указывают на отсутствие причинно-следственной связи между расстройствами аутистического спектра и вакциной от кори, паротита и краснухи. Было обнаружено, что предыдущие исследования, указывавшие на наличие такой причинно-следственной связи, имели методические недоработки (2)(3).
Точно так же не существует фактов, которые свидетельствовали бы о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск расстройств аутистического спектра. Обзоры фактических данных о потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития РАС убедительно свидетельствуют о том, что вакцины не повышают риск развития РАС.
Оценка и ведение пациентов
Целый комплекс мер вмешательства, принимаемых начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, может способствовать оптимальному развитию, благополучию и повышению качества жизни людей с аутизмом. Своевременные научно-обоснованные психосоциальные вмешательства в раннем возрасте могут улучшить способность детей с аутизмом эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках регулярного оказания медицинской помощи матерям и детям.
Важно, чтобы дети, подростки и взрослые, у которых выявлен аутизм, и те, кто осуществляет уход за ними, имели доступ к необходимой информации, направлялись к специалистам и получали практическую поддержку с учетом их индивидуальных постоянно меняющихся потребностей и предпочтений.
Потребности людей с аутизмом в медицинской помощи сложны, и эти люди нуждаются в оказании комплексных услуг, включая содействие укреплению здоровья, уход и реабилитационные услуги. В этой связи важно сотрудничество с другими секторами, в частности с системой образования, сферой занятости и социальным сектором.
Меры в отношении людей с аутизмом и другими нарушениями развития должны планироваться и приниматься с участием самих этих людей, страдающих такими заболеваниями. Уход за людьми, страдающими аутизмом, должен сопровождаться действиями на местном уровне и на уровне всего общества, с тем чтобы придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.
Права человека
Все люди, в том числе страдающие аутизмом, имеют право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Тем не менее люди с аутизмом часто сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией: их права несправедливо ущемляются в сфере медицинского обслуживания и образования, а возможности участвовать в жизни общества ограничены.
У людей с аутизмом возникают такие же проблемы со здоровьем, что и у населения в целом. Кроме того, они могут иметь особые потребности в медицинском обслуживании, связанные с РАС и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы для возникновения хронических неинфекционных заболеваний из-за таких поведенческих факторов риска, как отсутствие физической активности и неправильное питание, и в большей степени подвергаются риску насилия, травматизма и плохого обращения.
Людям с аутизмом, как и остальному населению, необходимы доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, в том числе услуги по улучшению состояния здоровья и профилактике, а также лечение острых и хронических заболеваний. Тем не менее по сравнению с населением в целом, среди людей с аутизмом наблюдаются более высокие показатели неудовлетворенных медицинских потребностей. Эти люди более уязвимы в условиях чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера. Наиболее распространенной проблемой является то, что медработники не имеют достаточных знаний об аутизме и недостаточно хорошо понимают это заболевание.
Резолюция ВОЗ о расстройствах аутистического спектра (WHA67.8)
В мае 2014 г. на 67-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра», которую поддержали 60 стран.
Эта резолюция призывает ВОЗ сотрудничать с государствами-членами и учреждениями-партнерами в целях укрепления национального потенциала для решения проблем, связанных с РАС и другими нарушениями развития.
Деятельность ВОЗ
ВОЗ и ее партнеры признают необходимость расширения возможностей стран для содействия оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех людей с аутизмом.
ВОЗ прилагает усилия к тому, чтобы
Библиография
(1) Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun; 5(3): 160–179.
Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика
Что такое расстройство аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.
В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».
Основные причины развития
Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.
К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.
Есть и другие причины РАС:
Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.
Классификация расстройств аутистического спектра
В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:
Проявления расстройств аутистического спектра
РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.
У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.
Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.
К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:
Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.
Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.
Как правило, используются следующие средства диагностики:
Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.
В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:
Расстройство аутического спектра: что такое аутический спектр у детей?
Расстройства аутичного спектра у ребенка – это психические отклонения, что проявляются в проблемах с общением, социализацией, речью, повторяющихся навязчивых движениях. Сокращенно – РАС.
Как правило, являются генетически унаследованными. Впервые возникают в раннем младенческом возрасте или в первые годы жизни. Реже – с наступлением полового созревания, юности.
В зависимости от сложности течения, времени начала терапии и особенностей жизни пациента, многие к взрослым годам адаптируются к обычной жизни. Способны работать, заводить дружеские отношения, но определенные особенности личности остаются на всю жизнь.
Причины
Подобные сбои в генах ребенка закладываются либо при зачатии (наследственно), либо возникают на этапе беременности матери.
На такие категории и делятся: наследственные или появившиеся под действием внешней среды.
На данный момент учеными выявлены наиболее часто влияющие на появление ребенка с РАС факторы:
Классификация
Диагноз расстройство аутического спектра у детей ставится редко, врачи стараются детализировать, что это такое с психикой у ребенка.
В понятие РАС объединяются около 10 расстройств со схожими симптомами. Проявляются они с разной выраженностью, в разном возрасте. Могут и сочетаться друг с другом у одного пациента.
Конкретное заболевание устанавливается, исходя из совокупности признаков, клинических и поведенческих реакций ребенка. По МКБ 10 выделены:
Симптомы
Расстройства аутичного спектра имеют сходный набор симптомов, характерный для всех, входящих в это понятие патологий.
Некоторые формы патологии связаны со сниженным интеллектом, но такое явление имеет место не всегда.
При вовремя и правильно проводимой коррекционной работе, многие больные адаптируются к обществу. Детки вырастают, находят свое место в мире. Часто проявляют незаурядные таланты в одной или больше отраслях.
Диагностика
Расстройство аутического спектра у детей и людей старшего возраста определяется после тщательной процедуры диагностики, инициированной врачом- психиатром. На первом этапе проводится первичное наблюдение за пациентом в разных ситуациях, у родных уточняются особенности характера, реакции на те или иные события.
Обязательно уточнение диагноза с помощью специальных опросников, тестов. Нужны, чтоб найти отличия аутического спектра поведения у детей от аутизма от другой психиатрической патологии: СДВГ, олигофрении, шизофрении, иных расстройств, проявляющихся похожим образом.
Дополнительно проводятся инструментальные исследования мозга, кровеносной системы. С их помощью исключают органические (анатомические) поражения ЦНС и их вероятное влияние на поведение пациента.
Лечение
Уточняя тип синдромов аутического спектра, врачи подбирают лечение для каждого конкретного пациента.
Полностью избавиться от проявлений заболевания невозможно. Но комплексная медико-психолого-педагогическая терапия поможет сформировать необходимые навыки поведения у детей с аутическим спектром развития.
Доктора, психологи и родители социализируют их, учат жить в микросоциуме семьи, класса, ближайшего окружения, обучают обслуживать себя самостоятельно.
В каждом конкретном случае, методы лечения подбираются в соответствии с выявленными симптомами и признаками заболевания аутического спектра у ребенка.
Оптимальная схема
Действенными методами считаются:
Результаты лечения будут различны. Как правило, зависят они от конкретной выявленной формы РАС и от времени начала интенсивной терапии. Если заболевание не сопровождается умственной отсталостью или серьезной задержкой речевого развития, то вероятность социализации достаточно велика.
Однако в тяжелых ситуациях, когда мозг имеет органические повреждения, поведенческая коррекция не способна восстановить интеллект. Такие дети, к сожалению, остаются инвалидами.
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Группа неврологических расстройств, характеризующаяся нарушением способности к установлению и поддержанию социального взаимодействия и социальной коммуникации, а также ограниченностью интересов и повторяющимися действиями. РАС может быть диагностировано в любом возрасте, но симптомы должны проявляться в первые годы жизни.
Историческая справка
Впервые аутизм как отдельное заболевание описал Лео Каннер на примере 11 детей в своей знаменитой работе «Аутистические нарушения аффективного контакта», опубликованной в 1943 г. В этой работе автор предложил называть «ранним детским аутизмом» особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией. Ранний детский аутизм Каннер считал особым расстройством шизофренического спектра, подчеркивая его отличие от шизофрении. В клиническое описание раннего детского аутизма Каннер внес не только самоизоляцию, но и расстройства речи, моторики, поведения, стереотипность деятельности, интересов, что позволило выделить его как отдельное расстройство.
Примерно в это же время австрийский психотерапевт Ганс Аспергер в своей диссертации, посвященной аутистической психопатии, описал 4 детей со схожими симптомами. Как и Каннер, Аспергер считал, что первичным при аутизме следует считать нарушение социального взаимодействия, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Однако можно увидеть различия в описании этими двумя авторами речевых способностей и моторной координации при аутизме. Если Каннер к ключевым симптомам аутизма относил отсутствие коммуникативной функции речи у детей, то Аспергер, наоборот, писал о «свободном и оригинальном» использовании языка своими пациентами. Каннер также отмечал двигательную ловкость детей, особенно в плане тонкой моторики, Аспергер же, в свою очередь, характеризовал своих подопечных как неуклюжих, отмечая их трудности как в плане тонкой, так и общей моторики. Однако еще задолго до публикации работы Аспергера, в 1925 году на русском языке и в 1926 году — на немецком, была опубликована работа Груни Ефимовны Сухаревой, в которой она дала описание поведенческого синдрома, характеризующегося высоким интеллектуальным развитием и неспособностью к установлению и поддержанию социальных контактов. Впоследствии, описание, данное Г. Е. Сухаревой, почти полностью совпало с описанием аутистической психопатии, данным Г. Аспергером.
В дальнейшем описание Каннера и Аспергера расширилось, и были выделены другие диагнозы, которые впоследствии вошли в расстройства аутистического спектра: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, синдром Аспергера, другие общие расстройства развития, первазивное расстройство развития, неуточнённое [3].
Общие характеристики симптомов, которые в той или иной степени обнаруживаются при расстройствах аутистического спектра [1; 2]: проявления отрешенности, недостаточная потребность в общении, стремление к неизменности окружающей среды («феномен тождества»), своеобразные страхи, своеобразие моторики (двигательные стереотипии; двигательная расторможенность или, наоборот, заторможенность), своеобразие речи и процесса ее формирования (частое отсутствие лепета, гуления, трудности выделения смысловой структуры речи, трудности в экспрессивной речи, жестовой речи, мимике и пантомимике, эхолалия), интеллектуальная неравномерность, стереотипии в поведении, игре, речи, а также способность к относительной компенсации при раннем вмешательстве.
Распространенность
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваемости США у одного из 54 детей диагностируется расстройство аутистического спектра (по данным Всемирной организации здравоохранения — у 1 из 160 детей). РАС в 4,5 раза чаще встречается у мальчиков (1 из 42 мальчиков), чем у девочек (1 из 189 девочек). Исследования, проведенные в Азии, Европе и Северной Америке показали, что распространенность РАС среди населения варьирует от 1 до 2%.
Этиология
Согласно имеющимся научным данным, существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в том числе генетических факторов и факторов окружающей среды. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваемости США, риск диагностики РАС у ребенка выше, если:
1) в семье уже есть дети с РАС (2—18%). В случае постановки диагноза одному из монозиготных близнецов, риск у второго, по данным разных исследований, варьирует от 35 до 95% (у дизиготных — от 0 до 31%).
2) возраст матери выше 35 лет и/или возраст отца выше 40 лет [7; 8].
3) наличие определенных генетических или хромосомных заболеваний: синдрома Дауна, синдрома ломкой Х-хромосомы (синдром Мартина—Белл), туберозного склероза и других.
В некоторых исследованиях были продемонстрированы связи между развитием РАС у ребенка и различными факторами протекания беременности и родов: преждевременными родами, низким весом при рождении, инфекциями у матери, приемом определенных лекарств при беременности, диабетом или ожирением у матери и др. [4; 5; 6]
В 2013 году было разработано и опубликовано Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM), пятого пересмотра. Некоторые расстройства DSM-IV в DSM-V были объединены в спектры, включая расстройства аутистического спектра, которые в DSM-IV рассматривались в рубриках аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и первазивное расстройство психического развития. Хотя в DSM-V все проявления этих состояний отнесены в одну рубрику, спецификаторы позволяют определить варианты РАС в зависимости от степени тяжести, включая наличие или отсутствие интеллектуального снижения, нарушения речи, сопутствующих соматических заболеваний или утраты приобретенных навыков.
В 1979 году Лорна Винг совместно со своей коллегой Джудит Гулд опубликовали результаты исследования 173 детей с аутизмом из Кэмбервелла (его часто называют «Кэмбервельское исследование») в котором впервые были произведены попытки систематизировать основные симптомы аутизма. Авторы выделили триаду нарушений при аутизме, которую впоследствии назвали «триадой Винг-Гулд»: нарушения социального взаимодействия, коммуникации и воображения. И хотя нет официальных подтверждений, что составители DSM ориентировались на эту триаду, описывая признаки аутизма, тем не менее связь прослеживается.
Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН
(1) Башина В. М., Симашкова Н. В. Аутизм в детстве //М.: Медицина. – 1999. – Т. 1. (2) Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия/Под ред. проф //ИЯ Гуровича. – 1993. (3) Чуркин А.А., Мартюшов А.Н.Краткое руководство по использованию МКБ_10 в психиатрии и наркологии. М.: Изд-во «Триада-Х», 2000. (4) Christensen J. et al. Prenatal valproate exposure and risk of autism spectrum disorders and childhood autism //Jama. – 2013. – Т. 309. – №. 16. – С. 1696-1703. (5) Darcy-Mahoney A. et al. Probability of an autism diagnosis by gestational age //Newborn and Infant Nursing Reviews. – 2016. – Т. 16. – №. 4. – С. 322-326. (6) Fezer G. F. et al. Perinatal features of children with autism sPectrum disorder //Revista Paulista de Pediatria. – 2017. – Т. 35. – №. 2. – С. 130-135. (7) Idring S. et al. Parental age and the risk of autism spectrum disorders: findings from a Swedish population-based cohort //International journal of epidemiology. – 2014. – Т. 43. – №. 1. – С. 107-115. (8) Wing L. Manifestations of social problems in high-functioning autistic people //High-functioning individuals with autism. – Springer, Boston, MA, 1992. – С. 129-142.